Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок "Род имён существительных"
2017-01-25, 12:40 PM
Тема урока: Род имён существительных.
Целью данного урока является: организация деятельности учащихся по формированию ценностного отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи педагога:
Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Развивающая: развивать умение определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции.
Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения.

Задачи
Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Развивающая: развивать умение определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции.
Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения.
Ход урока.1.Этап самоопределения к деятельности
1.Организация детей к уроку.(слайд 2)
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
2. Психологический настрой к уроку.(слайд 3)
1 2 3 4 5
- Ребята, у нас на доске числа от 1 до 5.
- Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 5. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Листок самоконтроля по теме: «Род имени существительного».
Проверка знаний
Разбор письма Спорттовары Цветочный магазин Продуктовый Игрушки



Актуализация знаний.
1. - Узнайте, о какой части речи будем говорить.
Найди лишнюю часть речи (слайд 4):
Сила, праздник, красный.
Лондон, написать, сосед.
- Почему лишнее? СЛАЙД 5 (прилагательное, глагол – лишнее, остальные слова - существительные)
- Назовите тему нашего урока. (имя существительное, мы будем пополнять знания об этой части речи. (слайд 6)

2. Обобщение о существительном.
- Расскажите, все, что знаете об имени существительном.
(Это самостоятельная часть речи;
- обозначает предмет;
- отвечает на вопросы кто? что?;
- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.
- изменяется по числам
- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)
- Сделайте отметку за работу на этапе «Проверка знаний» в «листке самоконтроля

4.Фиксация затруднения в деятельности.
1. Чтение письма и его разбор.
– Гуляя по страницам интернета я встретила письмо от мальчика. (приложение 1)
- Майкл живёт в городе Лондоне, пишет письмо на русском языке, но предложения его звучат необычно.
- Чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.
Письмо Майкла (слайд №7)

Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила вашу семью за доброту и гостеприимство. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.
-Что вас рассмешило, а, может, удивило?
( Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

5. Постановка учебной задачи.
1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)
- Как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу, разобравшись в теме урока: «Род имен существительных».

Итак,ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой?
( задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных).

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.
(Читают, исправляют ошибки (слайд 8).
Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод
- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи,Но практические знания должны опираться на науку.
Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.
Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
1. Исследовательская работа в парах.
- На 1 этапе:
(Слайд №9)
 Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
 Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
 Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.
 Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.
 Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.
- Заполняют таблицу.
- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 10)
Проверьте друг друга в парах.
- Имя существительное, какого рода называет мужчину?
- Назовите слова-помощники.
- Запишите в рамку- мужской род.Щёлк
(Учитель открывает рамки в своей таблице.)
- Имена существительные, какого рода называют женщину?
- Назовите слова-помощники.
- Запишите в рамку- женский род. .Щёлк

Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

2. - Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?
- Продолжим наше исследование.
- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.
- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.
- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча) (слайд 11)
- Запишите слова в таблицу.
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)
(слайд 12)
- Что вы заметили?(слово лото не записали)
- Почему?
- А как вы думаете, какой это род?
- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)
- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)
(слайд 13)
- Правильно?
- Давайте сделаем вывод.
- Каких родов бывают имена существительные?
- Как определить род имен существительных? (слайд 14)
- Я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:
«Секрет запоминания родов»
Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
- Сделайте отметку за работу на этапе «Исследовательская работа» в «листке самоконтроля
5. Работа по теме урока.
Ну вот мы с вами поработали, а теперь пора и отдохнуть.
(слайд 15 - Определите, куда мы сейчас отправимся?
1 2 3 4 5 6 7
и г м н а з а
(слайд 16 магазин)
- Что такое магазин?
А как будет слово магазин на казахском языке «дукен», а на английском «shop»?
- Какие бывают магазины?
(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный,цветочный)
а)Сейчас идём в магазин спорттоваровслайд 17. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.(слайд 18)
- Определите род слов, который обозначают эти предметы.
-По какому алгоритму будем действовать?(таблица) приложение 2
1.Произнесу слово.
2.Подставлю к нему слова-помощники.
Если подходит он мой- это слово М.р.
Если подходит она моя- это слово Ж.р.
Если подходит оно моё- это слово С.р.)
- Сделайте отметку за работу на этапе «магазин спорта» в «листке самоконтроля».
А мы отправляемся с вами в другой магазин
Цветочный магазин (СЛАЙД 19) приложение 3
-Ребята, вы любите цветы?
А давайте, соберем букет. Мы должны собрать два букета цветов. Как же мы будем составлять букеты?
Девочки соберут цветы, которые женского рода, а мальчики -мужского: астра, роза, гвоздика, лилия, фиалка; мак, тюльпан, ирис, подснежник, колокольчик, нарцисс ( рисунки цветов)СЛАЙД 20.

- Сделайте отметку за работу на этапе «Цветочный магазин» в «листке самоконтроля»

Отправляемся в продуктовый магазин. СЛАЙД 21«Не купите кота в мешке!»
- Что значит купить кота в мешке?
С тележкой приложение 4
(слайд 22 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)
-Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.
(слайд21)Проверка по эталону.
–У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.
- Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

Сделайте отметку за работу на этапе «Продуктовый магазин» в «листке самоконтроля»

д) Самостоятельная работа в группах.
-А теперь отправляемся в магазин «Игрушки» СЛАЙД 23. В этом магазине самообслуживание.
- Что это значит? (там, покупатели сами отбирают себе покупки).
Вы впервые можете выбрать себе любую игрушку, но только условие: Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: СЛАЙД 24
ж.р. м.р. с.р.

Сделайте отметку за работу на этапе «Магазин игрушек» в «листке самоконтроля»
7. Итог урока.
Тест (СЛАЙД 25)
1. Имя существительное – это
У) часть слова П) часть речи А) часть предложения
2. Имя существительное – изменяется
М) по числам О) по родам
3. Найди группу слов только ж.р.
Ф) дядя, парта, арбуз Н) бабушка, чашка
4. Найди группу слов только м.р.
И) дед, стол, круг Д) Айнур, ёж, сестра
5. Найди группу слов только среднего рода :
Ц) ведро, масло, окноЫ) школа, яблоко
6. Имя существительное –
Р) изменяется по родам А) имеет род
13. Итог.
- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).
- О чём говорили? (о роде имени существительного).
- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род; род определяется при помощи слов-помощников).
- Что добавим в схему?СЛАЙД 26
Имя сущ-ное
Часть речи
Предмет
Кто? Что?
Ед.чис. Мн.чис
Ж.р. М.р. Ср. р
Учитель: Отметь ступеньку, на которой ты стоишь после этого урока:
1. « Не понял тему урока»
2. « Надо еще поработать дома»
3. « Мне все понятно»
Молодцы. Спасибо за работу на уроке (слайд14)

Домашнее задание на 18 ноября
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
Ар_мат, вет_р, л_мон,л_пата, орф_грамма. б_рёза.с_ребро, ябл_ко. прав_ло.т_мат, юн_ша. ш_ссе.м_шина, к_лендарь. ч_рёмуха.
Категория: Начальная школа | Добавил: елена123
Просмотров: 910 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru