Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан

Воздушные массы, их циркуляция
[ Скачать с сервера (252.0 Kb) ] 2012-01-30, 7:06 PM
Урок 2. Воздушные массы, их циркуляция. (ОК № 2)
Образовательно-воспитательные задачи:
- Формировать знания о движении воздушных масс над страной.
-углубить знания о свойствах воздушных масс, действующих над ее территорией.
- Обучать умениям применять ранее усвоенные знания по физике о теплоемкости и теплопроводности для объяснения свойств морского и континентального воздуха.
- Познакомить учащихся с трансформацией воздушных масс и разви-вать идею о взаимосвязи атмосферных явлений и процессов.
- учить читать климатические карты учебника.
Опорные знания и умения. Понятия «воздушная масса» и «циркуля-ция атмосферы». Типы воздушных масс и свойства воздуха аркти-ческих, умеренных и тропических широт.
Оборудование. Климатическая карта, ОК №№ 1,2 (используются ОК Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. «Опорные конспекты в обучении географии России: 8 класс: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1997.- 127 с.,) переработанные и дополненные мной в методическое пособие, в соответствии с тематикой раздела «Климат Казахстана», проектор.

Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Опрос (вариант1): работа с опорным конспектом по теме «Факторы, определяющие климат» пред¬ставляет определенные трудности для графического воспроизведения на доске, так как заключает в себе довольно большой объем информации и по-требует значительного времени на подготовку учеников у доски. (при опросе можно вывести изображение и на экран)Кроме того, в первой половине урока планируется проведение практической работы с кар¬той по определению солнечной радиации. Для этого потребуется 15—20 ми¬нут. Таким образом, (вариант 2) повторение пройденной темы следует уплотнить за счет экспресс-опроса. Для этого предполагаются вопросы, одно¬значные или краткие ответы. Например:
1. На какие группы делятся климатообразующие факторы?
2. Что называют солнечной радиацией?
3. Назовите виды солнечной радиации и дайте их определение.
4. Каковы закономерности распределения солнечной радиации на территории Казахстана?
5. Перечислите названия крупных природных районов нашей страны с благоприятными условиями для использования солнечной энергии.
Для формирования у учащихся умения анализировать карты солнечной радиации можно провести практическую работу.
Вариант I
Определите количество суммарной солнечной радиации для Петропавловска и Кызылорды. Объясните различия.
Определите величины суммарной радиации для Астаны и Усть-Каменогорска, расположенных примерно на одной широте, и объясните, почему они различны, назовите факторы, от которых зависит распределение радиации.
По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Семее, Алматы и объясните причины полученных показателей этих видов радиации.
Вариант II
Определите количество суммарной солнечной радиации для Костаная и Шымкента. Объясните различия.
Объясните величины суммарной радиации для Атырау и Балхаша, расположенных примерно на одной широте, и объясните, почему они различны, назовите факторы, от которых зависит распределение поглощенной радиации.
По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Павлодаре и Таразе и объясните причины полученных показателей этих видов радиации.
Результаты работы ученики заносит в таблицу:

Вопросы Названия городов Суммарная радиация Поглощенная радиация Выводы


3. Новая тема. Новая тема является продолжением начатой, так как изучается один из климатообразующих факторов — атмосферная циркуляция.
Запишите тему и основные вопросы. Вспомните о том, что называется воздушной массой. Рисунок, отражающий определение, предложить объяснить учащимся. В ходе беседы выясняем вместе, какие типы воздушных масс характерны для нашей планеты, территории Казахстана. Впишите их краткие обозначения в опорный конспект. Подчеркните, что умеренные воздушные массы имеют самое широкое распространение на территории нашей страны, что связано с особенностями ее географического положения.
Переходя ко второму вопросу, вспомните о том, что называется атмо¬сферной циркуляцией. Это перемещение воздушных масс раз-личного происхождения. Отметьте, что атмосферная циркуляция возникает вследствие различия физических свойств суши и океанов, т. е. неодинакового нагревания и охлаждения их и соприкасающегося с ними воздуха. Атмосферная цирку¬ляция возникает под влиянием центров высокого и низкого давления. К центрам давления, расположенным вне Казахстана, но влияющим на природу страны, относятся Арктиче¬ский максимум и Исландский минимум. Найдите эти центры на карте. В зимнее время, в пределах России и Казахстана, основное климатообразующее воздействие оказывает Сибирский максимум. Найдите этот центр на карте.
Проходя над территорией России, а затем Казахстана воздушные, массы подвергаются трансформации, т. е. преобразованию. Например, арктический воздух летом, продвигаясь с севера на юг, над теплой поверхностью суши нагре-вается и становится более сухим, превращаясь в континентальный воздух умеренных широт, более сухим становится и воздух, пришедший к нам с Атлантики.
Атмосферная циркуляция над территорией Казахстана упрощенно представлена на картосхеме. В блоке схемы изображаются направление воздушных масс на территории страны летом (в июне — августе солнце лучше освещает северное полушарие, поэтому воздушные массы перемещаются к северу), а также смещение воздушных масс зимой к югу.
Приступая к работе с картосхемой, сообщите ученикам о том, что основное же предназначение данной схемы заключается в том, чтобы представить, каким образом происходит смена воздушных масс по сезонам года на территории Казахстана.
Изучение новой темы завершите работой по заполнению таблицы «Воздушные массы Казахстана» с использованием данной картосхемы и текста учебника:
1.Название ВМ 2. Район формирования 3.Свойства 4. Погодно- климатические условия, формирующиеся в Казахстане.
4. Рефлексия.
Домашнее задание: параграф 21 стр.81-83, задание на к/карту.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: БасИрина2306
Просмотров: 3805 | Загрузок: 438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 6:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru