Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.
2018-10-13, 5:52 PM
Северо-Казахстанская область
Кызылжарский район
КГУ «Пеньковская СШ»
Гордиенко Татьяна Александровна
Учитель технологии

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Роль образовательной области «Технология» в общем образовательном процессе трудно переоценить, преподавание этого предмета было и остается актуальным. Главной целью этого предмета на современном этапе становится подготовка учащихся к самостоятельной деятельности в условиях рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
• Сформировать у учащихся качества творчески думающей, активно действующей и четко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально – экономических условиях, начиная от определения потребности в продукции, заканчивая ее реализацией;
• Сформировать знания и умения использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в качественный продукт или услугу в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
• Подготовить учащихся к осознанному профессиональному определению и гуманному достижению жизненных целей;
• Сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
Развитие творческой активности учащихся наиболее ярко раскрывается в методе проектов. Организация работы через проектную деятельность направлена на развитие познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Учебная проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом ее является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.

В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль.
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
– индивидуальной заинтересованностью;
– социальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?
Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.
Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.
Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.
В своей работе я использую следующие методы обучения:объяснительно иллюстративный, исследовательский, словесный (беседа, рассказ), наглядный (рисунки, таблицы, схемы, технологические и инструкционные карты и т.д.), мультимедийный ( презентации, видео фильмы), различные методы контроля и самоконтроля. Для проектной деятельности я использую форму организации: коллективную, парную, индивидуальную. Чтоб урок действительно стал средством проявления личности качеств учащихся необходимо прибегать к информационно практическому методу или проблемно поисковому методу. Поэтому я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, приложения на выбор различных заданий, самостоятельно разрабатывать творческую работу.
Для развития творческой активности учащихся необходима собственная познавательная деятельность. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно – позновательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязанности. Объяснение нового материала сопровождаю обязательно презентацией, иллюстрациями или схемами, и готовыми наглядностями (изделиями). На уроке систематически и планомерно приучаю учащихся координировать свои движения, работать двумя руками; правильно организовывать свое рабочее место.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно – технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому – либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Для реализации данного принципа в своей работе использую следующий прием:
Прием поощрений.
Цель: активировать мысленную деятельность с активный интерес учащихся к предмету.
Задачи:
• Определить уровень познания учащихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.
• Поддержать интерес к предмету и активность каждого учащегося, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
• Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные, лаконичные ответы.
• Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля за результатами учебного труда.
В начале урока учащиеся повторяют Технику безопасности с инструментами и принадлежностями, которые используют на уроке технологии.
Повторение и закрепление изученного материала провожу в виде различных самостоятельных работ, игр, также использую тесты.
Также в моем предмете самую важную роль играет практическая работа, с помощью практики учащиеся закрепляют теорию.
При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. При выборе проекта я направляю мысль учащегося в нужное русло, также консультирую методику выполнения работы. Выбор тематики проектов может быть различным. В одном случае проектная деятельность выдана программой образования, а в другом – тематика проектов может быть предположена самими учащимися, которые при этом ориентируются на своих собственные интересы, причем не только познавательные , но и творческие, прикладные.
Когда на уроке возникает проблемная ситуация. Она создает атмосферу удивления, недоумения. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.к. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Такое начало урока не оставляет равнодушным к изучению нового ни одного учащегося.
Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на эффективность обучения, развивает познавательные навыки учащегося, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их творческой деятельности. А также повышает интерес к исскуству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки
На практике, я увидела, что проектный способ обучения применим на уроках технологии, вызывает творчески активный интерес у учащихся. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой деятельности учителя и учащегося. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
В 9 классе очень интересно проходят уроки по профориентации.
Например: урок «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении».
На этом уроке мы разбираем виды профессий, учащиеся подготовили сообщения о разных профессиях, которые интересуют их в будущем.
Затем разобрали вопросы, чего они хотят получить от данной профессии в будущем. Например: какие должны быть содержания профессии, чтобы было интересно работать? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и еще многое, многое другое.
На уроке учащиеся выделили несколько групп мотивов выбора профессии:
1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение),
3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным),
4. И т.д. (познавательные, творческие, материальные, престижные утилитарные).
В практической части учащиеся отвечают на вопросы в Анкете мотивов выбора профессии.
Всем учащимся раздаются «лист с вопросами», и «лист ответов».
В «листе ответов» учащиеся напротив номера вопроса ставят «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.
В конце практической работы, подчитывают количество плюсов в каждом столбце (А,Б,В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает, к какой мотив выбора профессии преобладает учащийся.
В конце урока учу учащихся делать выводы и приходить к правильным целям своей жизни.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионального мастерства, активно внедряю на своих уроках информационные технологии. Внедряю в опыт своей работы новое мастерство и технологии. Читаю литературу, пользуюсь интернетом, посещаю профессиональные сайты, интересуюсь новинками в творческой деятельности, знакомлюсь с новыми направлениями в декоративно прикладном искусстве. По моему мнению, обучение в школе, должно предоставить учащимся добиваться и демонстрировать свои индивидуальные достижения и способности.
Категория: Технология | Добавил: Кролик
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-11-13, 9:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [187]
Педагогика [317]
Математика [848]
Физика [271]
История [374]
Классному руководителю [552]
Русский язык и литература [750]
Физическая культура [232]
Английский язык [444]
Искусство [198]
Родительский совет [19]
Биология [348]
Информатика [394]
Начальная школа [1996]
Мой Казахстан [255]
Технология [146]
Самопознание [185]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [176]
Дошколенок [536]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [627]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru