Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Конспект по художественной литературе. Технология: развитие критического мышления
[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] 2011-05-09, 4:29 PM
Занятие по художественной литературе.
Воспитатель 1-й категории УВК №42 (детский сад №42): Куцик Татьяна Александровна
Подготовительная группа. Апрель 2010-2011 учебный год.
Технология: развитие критического мышления.
Тема: Чтение. Н.М.Павлова «Хитрый одуванчик».
Цель: знакомство с творчеством Н.М.Павловой, формирование умения понимать содержание художественного текста, умения характеризовать героев произведения, умение отвечать на вопросы и аргументировать ответы, создать условия для формирования критического мышления.
Оборудование:
1. маркерная доска, маркер.
2. иллюстрации цветов у дороги и на лугу для распределения по группам.
3. иллюстрация одуванчика.
4. набор ключевых слов.
5. текст сказки с вопросами.
6. «волшебная шкатулка» с 2-мя ключами: золотым и серебряным.
7. перчаточный театр (прорезиненные перчатки для работы на даче, с изображением лица на жёлтой прорезиненной стороне) – по количеству детей.
8. именные разрезные карточки с цветами у дороги и на лугу, составляющие общую картинку (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Конспект занятия.
1. Орг. момент.
- Посмотрите на иллюстрации цветов и определите, что у них общее. (Растут на лугу)
- Одни цветы любят расти посреди луга, а другие вдоль дороги. Возьмите именную карточку и найдите своё рабочее место. Проверьте, складывается ли у вас мозаика.
2. Активизация знаний по литературе. Диаграмма Венна «Сказка-рассказ» (работа на групповой магнитной доске, запись мелом).
- Чему учимся на художественной литературе?
- Откроем «волшебную шкатулку». В ней лежат 2 ключа. Как вы думаете, будет два произведения или одно?
- Что мы знаем о сказке и рассказе? Предлагаю заполнить диаграмму.
Дети совместно с воспитателем записывают данные сравнения в диаграмму.
Рассказ: правда, прошлое, настоящее, жизнь.
Сказка: ложь, волшебство, бытовые, животные разговаривают, учит.
Общее: автор, люди, животные, природа, чтение.
Заполненная диаграмма понадобится для определения и доказательства вида произведения, поэтому с доски не удаляется.
3. Определение темы занятия.
- Мы познакомимся с замечательным произведением Натальи Павловой. Одно из главных слов его названия – это цветок, чьё название произошло от слова «дуть». (одуванчик)
4. Активизация знаний по теме «Цветы».
Ассоциации к слову «Одуванчик». (Работа на маркерной доске).
- Что мы знаем об одуванчике?
- Какие слова можно объединить общим словом?
Проведение линий взаимосвязи. Оформление кластера.
Одуванчик (картинка)
Луг семена спит вместе с нами растёт пушистый
Сам растёт размножается первый весенний забавный
5. Работа с текстом.
1). Прогнозирование содержания по названию.
- Как вы думаете, что значит «хитрый» одуванчик. О чём будет эта сказка?
Словарная работа: хитрый – скрывающий свои желания, изобретательный.
Рассуждения детей по осмыслению названия и предполагаемому содержанию.
2). Определение содержания сказки по ключевым словам.
- Составьте сказку с помощью данных слов.
Ключевые слова: рос с колосками шептался с братьями не любил очень дружно пора расставаться ребятами-семенами.
Дети коллективно составляют поочерёдно с каждым словом предложение, соблюдая логичность и последовательность рассказывания.
Например: «Одуванчик рос на лугу. Он рос с колосками. Одуванчик шептался с колосками. Хитрый одуванчик жил вместе с братьями. Не любил с ними разговаривать. Братья жили очень дружно. Наступила пора расставаться с семенами. Ребята-семена улетели вместе с ветром.»
3). Чтение сказки по частям с вопросами по содержанию и восприятию произведения.
Задание перед чтением: определить главных героев и вид произведения (сказка или рассказ).
*чтение 1-й части сказки, обсуждение точности предугадывания сказки детьми.
Хитрый одуванчик.
Хитрый одуванчик рос вместе с другими одуванчиками, среди красной кашки и колосков на краю тропинки. Он дружил с колосками и всё о чём-то с ними шептался, когда они к нему наклонялись. Со своими братьями-одуванчиками хитрый одуванчик болтать не любил. А братья жили между собой очень дружно, пока не наступила пора расставаться со своими ребятами-семенами.
- Вы правильно составили текст? Кто угадал содержание?
- Как вы думаете, о чём мог шептаться с колосками хитрый одуванчик?
- Как вы понимаете слова: «жили очень дружно, пока не настала пора расставаться»?
*чтение 2-й части.
Они жили у одуванчиков прямо на головах, и это было очень удобно и красиво: все ребята вместе и сидят на голове спокойно, аккуратно – пушистым шариком.
У каждого ребёнка-семечка была своя пушинка вроде раскрытого зонтика, чтобы держаться в воздухе и лететь по ветру.
- Почему удобно, что ребята одуванчиков жили у них на головах?
- Почему так важно, что семена могут лететь по ветру?
*чтение 3-й части.
И вот ребята подросли и надо было им где-то устраиваться жить своим домом.
Тут-то одуванчики-родители и заспорили, кто из них сумеет раньше отправить в полёт своих детей, кто скорее облетит, да так, чтобы начисто – до последней пушинки. Спорили, спорили, и каждый кричал:
- Я облечу первый, я!
- Я, я!
- Я, я, я!
Только хитрый одуванчик ни с кем не спорил. Пошептался с колосками и замолчал. А другие одуванчики не успокоились, пока не увидели мальчишку, который бежал им навстречу.
- О чём спорили родители-одуванчики?
- Вам понравилось, как спорили одуванчики?
- Участвовал в споре хитрый одуванчик? Как вы думаете, почему?
- Почему одуванчики успокоились, когда увидели мальчика?
- Как вы думаете, что будет дальше?
*чтение 4-й части.
Тут они сразу перестали спорить и стали приставать к мальчишке:
- Подуй на меня!
- На меня, меня!
- На меня, меня, меня!
Только хитрый одуванчик почему-то молчал.
Мальчишка посмотрел на пушистые шарики сердито-пресердито и сказал:
- Не хочу на вас сегодня дуть, не буду! Я нашёл в бане мыло и всё утро пускал мыльные пузыри. Из меня уж давно весь воздух выдулся.
Сказал и убежал, ни на кого не подув.
Одуванчики приуныли. Но вдруг видят, что по тропинке им навстречу бежит собака. Тут они стали к ней приставать:
- Вильни, вильни хвостом, сбей с меня пушинки!
- С меня, с меня!
- С меня, с меня, с меня!
Только один хитрый одуванчик почему-то молчал. Собака посмотрела на пушистые шарики сердито-пресердито и сказала:
- Не хочу вилять хвостом, не буду. Сегодня приехал мой хозяин, и я от радости всё утро виляла хвостом, и он у меня совсем увилялся.
Сказала и убежала, не сбив ни одной пушинки. Одуванчики чуть не заплакали.
- Что одуванчики просили у мальчика7 Что им сказал мальчик? Как вы думаете, сколько лет этому мальчику, если он сказал, что из него весь воздух выдулся?
- О чём просили одуванчики собаку? Почему она им отказала?
- Почему одуванчики приуныли, а потом чуть не заплакали?
- Как вёл себя хитрый одуванчик?
- Как вы думаете, что будет дальше?
*чтение 5-й части.
Но тут прилетел ветерок. Подул, раскачал их высокие стебельки, сбил с голов пушистые семена, подхватил их и понёс за пригорок.
Когда ветер стих, одуванчики огляделись. Ну, кто больше всех облетел?
Дети высказывают свои предположения, аргументируют.
У всех появились лысинки. Счастливцы облысели наполовину. Но совсем-совсем наголо, до последней пушинки облетел только один одуванчик – хитрый одуванчик, который дружил с колосками. Тут все стали к нему приставать:
- Скажи мне, что ты сделал?
- Мне скажи, мне!
- Мне, мне, мне!
А хитрый одуванчик засмеялся и сказал:
- Теперь-то уж я всем расскажу свой секрет. Я сговорился с колосками, с моими друзьями, что, как только подует ветер, каждый из них …..
- Как вы думаете, что должны сделать колоски?
…. хлопнет меня по макушке своей метёлочкой. И вот, видите?
Да, всем было видно, что на стебельках хитрого одуванчика осталось только по белой пуговке.
4). Беседа по содержанию сказки. Соотнесение содержания и названия.
- Кто главный герой произведения?
- Что было важно всем одуванчикам?
- К кому они обращались с просьбами? Как им ответили?
- Какая способность семян помогает им расселяться? Кто помог одуванчикам рассеять свои семена?
- Почему главного героя назвали хитрым одуванчиком?
- Кто из героев произведения вам понравился и почему?
- Соответствует ли название произведения содержанию?
- Определите вид произведения и докажите, что это: рассказ или сказка. Используйте информацию в диаграмме «Сказка – рассказ».
6. Театрализация сказки. «Перчаточный театр».
- Понравилась сказка? Предлагаю, показать её в нашем перчаточном театре.
- Выбираем главного героя – хитрого одуванчика, собаку, мальчика. Кто может быть рассказчиком? ( В роли рассказчика может выступить воспитатель по желанию детей, главное не пересказ, а эмпатическое восприятие событий из жизни одуванчиков). Остальные дети – одуванчики.
Краткий пересказ сказки с одновременным показом действий героев сказки.
В роли мальчика выступает выбранный мальчик, в роли собаки – любой ребёнок, ему одевается на голову «голова» собаки.
Дети-одуванчики одевают перчатки. В процессе пересказа показывают действия и мимику лица одуванчиков: одуванчики растут, кланяются от ветра, качаются, шепчутся, обращаются с просьбой к мальчику или собаке, теряют семена ( загибают пальчики), частично облетают.
7. Итог.
- Что понравилось в сказке «Хитрый одуванчик». Узнали что-нибудь новое?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Предлагаю придумать пятистишье об одуванчике.
Одуванчик
Золотой, пушистый, (забавный, красивый)
Растёт, забавляет, радует. (размножается, украшает, играет)
Самый удивительный в мире
Цветок.
- Спасибо за отличную работу на занятии. Вы – молодцы! Занятие окончено.

Эскиз перчатки для перчаточного театра. Рисунок выполнен на резиновой стороне маркерами.

Категория: Технология | Добавил: Татьяна12
Просмотров: 4061 | Загрузок: 260 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 6:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru