Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Урок-игра "Торговля или обмен"
[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] 2012-03-28, 10:03 AM
«Урок - игра
Торговля, или обмен (правила покупки)

Продолжительность урока-игры: 1 ч.
Задачи урока-игры:
проиллюстрировать механизмы торгового обмена, познакомить с правилами эффективной покупки, сформировать представление о природе обмена.
Категории: альтернативная стоимость, аукционная продажа, лот.
Материалы: деньги, или символы денег, товары (рулон туалет¬ной бумаги; пачка жевательной резинки; 2-литровая бутылка пепси-колы; 2 одинаковые книги, или фотографии, или открытки, при этом одна чистая, а вторая - с автографом авторитетного человека).

Ход урока

1. Тема урока
Учитель (объявляя тему, записывает ее на доске с ошиб¬кой). «Торговля, или обман».
Ученики. Ошибка!
Учитель (исправляя ошибку). Психологи утверждают, что лю¬бая ошибка неслучайна. Почему я ошиблась?
Ученики. Наверное, вас обманывали в магазине... Продавцы всегда обсчитывают... Торговля получает прибыль обманным путем...
Продавец, обман, прибыль - ключевые слова обычного ассоциа-тивного ряда проблемы торговли. Дождавшись, чтобы назвали эти понятия, можно ставить проблему урока.
Учитель. А кто, по-вашему, виноват в обмане?
Ученик. Нечестные продавцы!
Учитель. Неужели они такие плохие и злые люди?
Ученики. Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы полу¬чить больше выгоды.
Учитель. Именно! Существует даже поговорка «Не обма¬нешь - не продашь». И она становится эпиграфом нашего урока (можно записать на доске). Только в конце предложения мне бы хотелось поставить знак вопроса. Потому что избежать обмана все же можно.
Проблема поставлена. Ученики пока убеждены в злой воле про-давцов и готовы сделать все, чтобы не попасться на их удочку. Самое время использовать азарт учеников в игре.

2. Игра
Игра на уроке - необыкновенно эффективный прием.
Учитель. Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукци¬он супертоваров! Спешите и будьте активны. Первый лот аукциона «Кот в мешке». Участвуют только те, кто готов купить товар вслепую! Итак, мы начинаем.
В качестве оплаты можно принимать символы денег - игро¬вые купюры или карманные деньги старшеклассников. Второй вариант предпочтительнее, ибо делает игру более реальной. Опыт показывает, что старшеклассники имеют необходимые для игры суммы. После игры деньги, конечно, возвращаются.
Учитель (показывает мешок с неизвестным товаром). Я го¬тов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гени¬альное изобретение человечества. До сих пор этот предмет явля¬ется признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар находился в оппозиции официальной прессы. Начинаю торги. Начальная цена - 1 р.
Ученики (перебивая друг друга). 5! 10! 15! 20!
У ч и т е л ь. 20 р. раз, 20 р. два, 20 р. три! Продано!
Счастливый ученик направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и чувства.
Учитель. Как тебе кажется, что в мешке?
Ученик. Может быть, книга или редкий журнал.
Учитель (достает из мешка загадочный товар). Это... ру¬лон туалетной бумаги.
Несмотря на разочарование «счастливца», приходится при¬знать точность информации о товаре: туалетная бумага и гениальное изобретение, и признак интеллигентности, и оп¬позиция газетам.
Учитель. Какие чувства ты испытываешь?
Ученик. Меня обманули.
Необходимо проанализировать игровой опыт и закрепить его на конкретных понятиях.
Учитель. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?
Ученики. Купил неизвестное... Приобрел «кота в мешке»...
Учитель. Сформулируем и запишем первое правило покупки: необходимо иметь полную информацию о товаре.
Объявляю второй лот! Жевательная резинка «Орбит» (показы¬вает пачку жвачки). Стоимость резинки в магазине - 8 р.! Началь¬ная цена лота- 5 р.!
Ученики. Я! Мне! 10 р.!
Учитель. 10р. Раз, два, три. Продано!
Учитель. Я обещал жевательную резинку «Орбит». Получай¬те! (Выдает одну пластинку из пачки «Орбит».)
Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на свою доверчивость и самоуверенность.
Учитель. Вы можете уличить меня во лжи?
Ученики. Нет.
Учитель. Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?
У ч е н и к и. Не все узнал о товаре... Не спросил, сколько товара покупает...
Учитель. Правильно! Можно записать второе правило покуп¬ки: необходимо согласовать количество покупаемого товара.
Учитель. Теперь, мы, наверное, знаем все о вариантах обма¬на и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся, холодная пепси-кола. На торги выставляется 2 л супернапитка! Спешите! Вы без обмана приобретаете ровно 2 л пепси-колы. Стоимость бутылки в магазине -34 р. На нашей распродаже только 25! Начальная цена 25 р. (Ученики торгуются. Обычно торговля в этом лоте идет до 50 р.)
Учитель. 50 р. Продано. Примите товар, но деньги вперед! Пожалуйста. (Словно спохватываясь.) Я обещал, что продам 2 л пепси-колы?
Ученики. Да-а!
Учитель. Но я ничего не говорил о том, что продаю бутыл¬ку. Уважаемый покупатель, вам придется выпить напиток прямо сейчас!
Многократно повторенный опыт гарантирует: выпить зал¬пом 2 л пепси не сможет никто. Энтузиазм самых азартных учеников исчезает после трех-четырех стаканов.
У ч и т е л ь. Вы заплатили за пепси 50 р.?
Ученик (чуть живой). Заплатил...
Учитель. Готов избавить вас от мучений. Доплатите еще 10 р., и я заберу бутылку обратно.
В конце концов далее самый упорный сдается и платит... за возврат товара! Ничего парадоксального в этом нет. Работает правило снижения полезности блага.
Ученик. Согласен!
Учитель. И снова ошибка при покупке. Кто виноват на сей раз?
Ученики. Покупатель. Он не знал об условиях продажи!
Учитель (записывает). Третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условиях купли-продажи.
Скорее всего, существуют другие способы «честного» обма¬на покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно и неинтерес¬но. Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоми¬нания. Урок незаметно переходит в стадию анализа, правда, опять-таки с помощью игры.
Учитель. Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объяв¬ляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, ибо это книга вашего любимого автора! Это учебник по …………! Начальная цена -10 р.! Купивший приобретает пятерку по предмету и мое распо¬ложение. Раз, два, три! Продано! (Ученик подходит за товаром?)
Это может быть книга, фотография, пластинка и др. Главное требование: это должен быть значимый для учеников товар.
Учитель. Вы приобрели товар и честно его получаете. Но не хо¬тите ли книгу с автографом автора?
У ч е н и к. А за сколько?
Учитель. А сколько бы вы дали?
У ч е н и к. В два, в три, в четыре раза дороже.
Учитель. Они ваши! И книга, и автограф! Но позвольте спро¬сить, в чем разница между книгой и книгой с автографом?
Ученики. Автограф можно показать... Доказательство знаком¬ства с автором... Больше будут уважать...
У ч и т е л ь. То есть вы покупаете себе уважение?!
Ученики. Ну да...
Учитель. А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, авторитетнее?
Ученики. Наверно, нет...
Учитель. Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение! Не кажется ли вам, что обман покупателей начинает¬ся с их самообмана? Вспомним. Первый покупатель был уверен, что ему продают книгу, а не туалетную бумагу, так как желал, чтобы его больше уважали. Второй и не предполагал, что его мо¬гут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что над ним так поиздеваются, ибо он-то себя уважает. Наконец, четвертый решил просто прикупить уважение.
Отметим четвертое - главное правило покупки: нельзя обма¬нуть того, кто сам себя не обманывает.
Анализ завершен, и урок подходит к концу. Наступает момент истины, когда требуется узнать, что поняли ученики из урока-игры. Получился ли из урока урок экономии? Ученики непредсказуемы. Они такие же авторы урока, как и учитель.

3. Анализ урока
В отличие от занятия урок продолжается и после его окончания. Для учеников это выражается в осмыслении пережитого. Для учите¬ля - в анализе хода урока.
Задачи урока выполнены не только формально, но и дидактически. Ученики усвоили информацию каждый на своем уровне: кто-то на пред¬метно-действенном, кто-то на эмоциональном, кто-то на логическом, кое-кто и на мировоззренческом. Подобная дидактическая вариатив¬ность принципиально важна, ибо одним дано уметь, другим чувствовать, третьим знать, а иным понимать действительность. Для учеников все способы отражения учебной реальности равноправны.
Содержательная сторона урока построена на принципе разно-уровневой достаточности.
Уровень практического навыка. Часть ребят в ходе урока просто потренируют навык действия при покупке: вниматель¬ность, активность в защите своих прав. На следующем уроке они вряд ли сформулируют 4 правила покупки, но в подобной эконо¬мической ситуации сделают гораздо меньше ошибок.
Уровень фактических знаний. Вторая группа ребят усвоит чет¬кий алгоритм поведения покупателя, зафиксированный в 4 прави¬лах. Эта памятка станет для них предпосылкой правильных действий при покупке.
Уровень экономического мировоззрения. Кто-то сможет уловить глубинную связь между этикой, психологией и экономикой в поведе¬нии человека. Это подтолкнет ученика к анализу других экономичес¬ких ситуаций, в которых он может оказаться.
Содержательная идея урока заключена в парадоксальном, на пер-вый взгляд, утверждении, что в обмане покупателя виноват... сам покупатель! Подобное критическое отношение к собственным по¬ступкам может показаться однобоким. Однако также однобоко од¬ностороннее обвинение продавца. Для полной картины происходя¬щего в торговле следующий урок предпочтительно посвятить пове¬дению продавца и изучению правил продажи товара.
Психологическая сторона урока проста и прозрачна: игра позво-ляет оптимизировать процесс усвоения знаний и подключить к мыслительной деятельности максимальное количество учеников.
Тематика урока настолько важна и универсальна, что разработку можно использовать в курсах экономики, правоведения, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности и даже на класс¬ном часе.
Категория: Технология | Добавил: КНП
Просмотров: 3028 | Загрузок: 230 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 3:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru