Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология |
[ Скачать с сервера (52.8 Kb) ] | 2012-08-02, 9:20 PM |
Учитель технологии средней школы №7 им. Ю.А. Гагарина: Цыбульская Людмила Александровна. Разработка урока по технологии в 8 классе «Понятие о профессии» Цель урока: • Формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, формирование готовности к самоопределению. • Воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения и анализировать результаты деятельности. Методы: словесный; наглядный; работа в группах. Межпредметные связи: Оборудование и материалы: электронная презентация, мультимедиапроектор, листы бумаги формата А3, маркеры, фломастеры, карточки-задания, книжная выставка «Мир профессий» Ход урока 1. Организационная часть 1. Контроль посещаемости 2. Проверка готовности к занятию 2. Изложение нового материала: Класс делится на 5 групп Тема нашего сегодняшнего урока - “Понятие о профессии”. (1 слайд) - У меня растут года, Будет мне 17. Кем работать мне тогда? Чем мне заниматься? (2 слайд) А кто написал это стихотворение? Учащихся: В.В.Маяковский 2. Учитель: - Существует такое понятие, “как возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть? (3 слайд) Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно. • Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни. • Оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь. • Подумайте о своих родителях, учителях, часто ли вы конфликтовали с ними, в чем помогали им, советовались. • Подумайте о Казахстане, как ей тяжело сейчас, в чем вы можете ей пригодиться. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала. Процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии. 3. Учитель: - А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий. Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6. Подумайте, пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе? (Ученики перечисляют профессии) - Хорошо, молодцы! Учитель ведет беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы-подсказки, например: - А кто вам в школе делает прививки? - Кто выдает вам учебники? (Ученики отвечают) - А как вы думаете, сколько существует профессий в мире? (Ученики называют цифры) - На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Учитель начальных классов, врач-стоматолог, программист, бухгалтер, экономист, дворник, полицейский, пожарный, библиотекарь, балерина, ветеринар, астроном и т.д…… И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие. За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер. Одну из них предстоит выбрать и тебе. А теперь просмотрите, пожалуйста, слайд 4. Перечислите профессии, которые вы здесь видите. Какие профессии вам еще известны? (Ученики отвечают) - Молодцы! Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело? -Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия: (5слайд) Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач. Специальность – это наличие у человека образования и опыта работы в отдельных отрослях, по отдельным видам деятельности. Примеры: учитель учитель математики, биологии, пения инженер инженер-электронщик, инженер-конструктор слесарь слесарь-сантехник, автослесарь врач терапевт, окулист, хирург, стоматолог Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда. Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб. Квалификация – (от латинского слова quails – качество и – facio – делаю)- степень мастерства в конкретной специальности. Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории. -Обратите, пожалуйста, внимание на следующий слайд! - На данном слайде (6 слайд) представлены две специальности – окулист и ветеринар. Но всё это люди одной профессии – врач. - А теперь выполним практическую работу: (7 слайд) (Ученики выполняют работу в группах). Практическая работа: (3минуты) Разделите представленный список на профессии, специальности, должности: Профессия Специальность Должность Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, закройщик, экономист. - Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор! (Ученики высказывают свои предположения) - Молодцы! Вы отлично справились с заданием! 4. Учитель: (8,9 слайды) - Ребята, я пригласила на урок специалистов некоторых профессий. Вы с ними уже знакомы: это учителя нашей школы, наш психолог, медсестра, повар, и библиотекарь. Давайте послушаем, что они расскажут вам о своих профессиях. (Приглашенные гости рассказывают о своих профессиях по 2 минуты на выступление) (Аплодисменты) 5. Учитель: - В мире насчитывается более 50 тысяч разных профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, выдавая себя за современные. Не сразу поймешь, что бармен-это буфетчик, а менеджер – управляющий. Всё многообразие профессий можно распределить по пяти предметам труда. (Е.А. Климов «Как можно выбрать профессию») (10 слайд) И сейчас вам предстоит с ними познакомиться, а затем представить свою группу профессий другим ребятам (Работа в группах. Ребята получают материал «Типы профессий», их задача выполнить творческую презентацию, а остальные группы при защите кратко записывают себе в тетрадь описание каждого типа). Раздаются листы формата А3, маркеры, фломастеры и цветные карандаши. 1. “Человек – природа” – К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. 2. “Человек-техника” - К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. 3. “Человек-человек” - Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас. 4. “Человек-знаковая система” - К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. 5. “Человек-художественный образ” - К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. -Молодцы это было замечательно. А теперь давайте взглянем на матрицу выбора профессий ( индивидуальные карточки для детей «Матрица выбора профессии»). Благодаря этой таблице вы можете выбрать вид своей профессии (разбираем таблицу). (11 слайд) - Ребята, вам было дано домашнее задание – написать реферат о своей предполагаемой будущей профессии. Давайте послушаем ваши выступления! (Учитель приглашает ребят к доске для защиты своих рефератов по 2 человека из группы). Итог выступления – анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам. 6. Учитель: Ребята я хочу обратить ваше внимание на следующие книги, а также на справочники, в которых можно получить сведения о разнообразных профессиях (учитель обращает взоры учащихся на книжную выставку) И которые помогут вам в выборе профессии. Учитель показывает учащимся книги, которые они могут взять в школьной библиотеке. (12 слайд) 7. Заключение. - Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Итог урока. Учитель: - На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, сегодня вы для себя узнали много нового и интересного. А кто-то определился с выбором своей профессии. Я так же благодарю наших гостей за их прекрасное выступление. РЕФЛЕКСИЯ Но прежде чем вы уйдете, я предлагаю вам, когда закончиться урок прикрепить цветные флажки на ту картинку, которая соответствует вашему настроению. (на доске картинки: радость, сомнение, непонятность, …) (13 слайд) Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание! | |
Просмотров: 6144 | Загрузок: 715 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|