Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Урок "Снятие мерок" 5 класс
[ Скачать с сервера (14.8 Kb) ] 2012-10-18, 8:05 AM
5 класс
Раздел: «Конструирование»
Тема: Снятие мерок
Цель: Измерение фигуры человека.

Задачи: Дидактические: сформировать правильные приемы измерения фигуры
человека: показать необходимость учета особенностей телосложения и
облика человека в целом.

Воспитательная. Воспитывать аккуратность и точность в работе.

Развивающая. Развивать у школьников пространственное представление
о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентиро-
вочные точки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технико- Организация рабочего места. История сантиметровой ленты.
технологические Линии фигуры. Правила снятия мерок Обозначение мерок.
сведения:

Наглядность и Сантиметровая лента, узкая тесьма для опоясывания талии,
оборудование: рулетка, штангенциркуль, манекен, плакат «Измерение
фигуры человека», образцы фартуков, раздаточный
материал - иллюстрации, технологические карты.

Межпредметные Русский язык – специфическая терминология.
связи: История – «История сантиметровой ленты»
Геометрия (7 кл) «Размерные величины геометрических
фигур»

Практическая работа: 1. Снятие мерок для построения чертежа фартука:
Дн:; Днч; От; Об.

Методы и формы источник передачи: беседа; инструктаж,
обучения: демонстрация приемов работы;
самост. мышления: репродуктивные, продуктивный;
передача восприятия: индуктивный метод;
по степени управления: под руководством учителя,
самостоятельная работа – выполнение задания;
мотивация к учению: убеждение в значимости учения;
методы контроля: контроль учителя,
взаимоконтроль, самоконтроль.

Словарная полуобхват талии, полуобхват бедер, штангенциркуль,
работа: рулетка.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
Отметить отсутствующих.
Подготовить и раздать раздаточный материал: сантиметровые ленты.

Вводный инструктаж. (2 мин)
Учитель ставит перед учащимися учебные задачи:
- ознакомиться с линиями фигуры человека;
- ознакомиться с правилами снятия мерок;
- научиться, правильно снимать мерки с фигуры человека и правильно их записывать.

Повторение пройденного материала. (5 мин)
Учитель просит учащихся сконцентрироваться и вспомнить материал прошлого урока.
Мозговой штурм – первый вопрос задает учитель одному из учащихся, который отвечает на поставленный вопрос и в свою очередь задает другой вопрос другому учащемуся и так по цепочке.

III. Текущий инструктаж. (13 мин)

Может быть,
когда-нибудь в музеях,
Рядом с одеянием царей
Вывесят брезент и бумазею –
Мирные доспехи наших дней.
Ими завоевано по праву
Место в историческом ряду,
Ибо воздается честь и слава
В нашем веке – фартуку.

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. (Как вы думаете для чего это нужно?). Головные уборы исключают попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.

Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.
Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру». То есть необходимо измерить человека.
Учитель предлагает для обозрения учащихся несколько измерительных инструментов: линейка, сантиметровая лента, рулетка, штангенциркуль и просит пояснить какой инструмент наиболее подходит для измерения фигуры и почему?

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 году французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Для правильного снятия мерок нужно знать расположения основных точек и линий на фигуре человека.
Учащимся предлагается вообразить гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:
Первый раз человек остановился, когда из воды выглядывала голова и шея – этот уровень принято называть линией шеи:
Второй раз человек остановился, когда вода дошла ему до передних углов подмышечных впадин – эту линию принято называть линией груди;
Третий раз человек остановился, когда вода дошла до самого узкого места туловища - эту линию принято называть линией талии;
Четвертый раз человек остановился, когда вода была на уровне выступающих точек ягодиц - эту линию принято называть линией бедер;
Пятый раз человек остановился, когда вода была на уровне середины колена - эту линию принято называть линией колена.

А теперь, одной из учащихся предлагается надеть фартук и определить, где на переднике проходят линии, мысленно проведенные через ориентировочные точки тела человека. Учащиеся параллельно рассматривают раздаточный материал.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что верхний край нагрудника выше линии груди на 3-5 см, а нижний край фартука не доходит на 8-10 см до линии колена.

Правила снятия мерок (5 мин)
Информация для самообразования - учащимся раздается текст, из которого они должны выбрать нужные сведения для заполнения карточки-задания:

При снятии мерок талию человека опоясывают тесьмой для того, чтобы точнее определить ее положение. Некоторые мерки снимают от линии талии вверх или вниз. Тесьма обязательно завяжется на самом узком месте фигуры. Все мерки снимаются сантиметровой лентой, при этом ее не ослабляют и не натягивают. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
Человек при снятии мерок должен сохранять свою обычную осанку, тогда мерки будут сняты точнее. Стоять надо прямо, руки опустить, пятки вместе, расстояние между носками ног 10-15 см.
Мерки снимают по правой стороне фигуры, при этом мерки длины записываются полностью, а мерки обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на половину фигуры.

Карточка-задание.
1. Мерки снимают по ………… стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают …………
3. При снятии мерок измеряемый должен стоять ………..
4. Мерки снимают ………………………………(чем?)
5. При измерении сантиметровую ленту не следует……….. и …………….
6. Мерки длины записывают …………………..
7. Мерки обхватов записывают ……………….. размере.

При условном обозначении мерок берут первые буквы от слов. Первая буква записывается заглавной прописной, а последующие меленькими. Мерки «обхватов» обозначается буквой «О», а мерки «полуобхватов» буквой «С» - половина буквы «О».

Задание:
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на готовое изделие и попробовать определить из каких геометрических фигур состоит фартук с нагрудником и какие размеры будут необходимы для построения чертежа данных фигур.
Мерки

Ст – полуобхват талии (снимается для определения длины пояса).
Сб – полуобхват бедер (снимается для определения ширины фартука).
Дн – длина нагрудника (снимается для определения длины нагрудника).
Днч – длина нижней части фартука (снимается для определения длины
фартука).

IV. Практическая работа. (10 мин)
Практическая работа выполняется согласно инструкционным картам.

Инструкционная карта.
«Снятие мерок»
Последовательность работы и обозначение мерок.
Ст - Полуобхват талии. Измеряется по самому узкому месту туловища (снимается для определения длины пояса).
Сб - полуобхват бедер. Измеряется по линии бедер горизонтально (снимается для определения ширины фартука).
Дн - длина нагрудника. Измеряется от линии талии вверх выше линии груди на 3-5 см (снимается для определения длины нагрудника).
Днч - длина ниж-ней части. Измеряется от линии талии вниз выше линии колена на 8-10 см (снимается для определения длины фартука).
Мои мерки Ст Сб Дн Днч

В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы.
1. Первый обход – проверка организации рабочего места, соблюдение правил снятия мерок.
2. Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.
3. Третий обход – проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля.
По окончании работы учитель проверяет правильность и точность выполненной работы.
Вопросы и задания для закрепления (5 мин)
Учащиеся выбирают конверты по цвету (уровень сложности) с вопросами и заданиями.
1. Выбрать из всех мерок те, которые мы сегодня изучили.
2. Правильно расположить мерки на манекене.
3. На рисунке подписать название линий.
4. Какие мерки делятся на два, а какие записываются в полном размере?
5. Запиши, как называются мерки и их буквенное обозначение.
6. Перечисли правила снятия мерок.
7. Для чего снимаются мерки Ст, Сб, Дн, Днч.
8. Как правильно снять мерк Дн и Днч?
9. Как правильно снять мерки Ст и Сб?
10. Как правильно снять мерки Ст и Днч?
Из записанных новых терминов на доске какие термины остались не ясны?
V. Заключительный инструктаж.
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- оценка работы;
- рефлексия; (3 мин)
- Домашнее задание: (2 мин)
1 уровень (красный цвет)
Перечисли, какие профессии предполагают использование спецодежды – фартука.

2 уровень (зеленый цвет)
Найдите исторические сведения о фартуке.

3 уровень (желтый цвет)
Сочини историю или стихотворение и отрази в нем необходимость иметь фартук.
Категория: Технология | Добавил: lenulka
Просмотров: 7478 | Загрузок: 531 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-22, 4:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru