Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

«Формирование коммуникативной и информационной компетенций учащихся, средствами метода проектов»
[ · Скачать удаленно () ] 2014-01-09, 5:55 PM
«Формирование коммуникативной и информационной компетенций учащихся, средствами метода проектов»

Учитель «Технологии» ГУ СОШ № 10
Шапко Лилия Васильевна
г. Экибастуз, 2013 г

Образование человека во все времена было направлено на его развитие. В настоящее время основная цель образовательного процесса на любом его этапе - создание условий для развития личности.
Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Интеллектуальный потенциал личности является той базой, на основе которой могут развиваться так необходимые современному обществу творческая инициатива, конкурентоспособность, ответственность за свои деяния, самостоятельность.
Для того чтобы выпускник школы был готов к жизни в сложных и изменчивых условиях современного информационного общества, он должен обладать системой ключевых компетентностей, овладение которых на уровне функциональной грамотности позволит ему быстрее и не так болезненно включиться в трудовую деятельность.
На современном этапе развития общества к числу обстоятельств, которые оказывают воздействие на становление и развитие интеллекта, можно отнести интеллектуально насыщенную и очень быстро меняющуюся окружающую среду. Дети, растущие в «умно организованной» среде, становятся менее зависимыми от внешних факторов, способны быстрее приобретать и реализовывать новые знания и компетенции, приобретать такое отношение к жизни, когда проблемы решаются, а не становятся непреодолимой преградой.
Соответственно, основная задача образования - научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.
Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и многообразии природы, народов, культур, религий.
Исходя из поставленных целей, одной из наиболее важных задач образования является формирование следующих ключевых компетенций:

• Информационные компетенции:
Владеть навыками работы с различными источниками информации: энциклопедиями, книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
применять все это для решения учебных задач.

• Коммуникативные компетенции:
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время кулинарных работ, защиты проектов, сообщений. Другими словами - способность вступать в общение, с целью быть понятым.

Их формирование может осуществляться в рамках каждого учебного
предмета, по сути, они – надпредметны.

В программе развития образования отмечен один из ключевых механизмов реализации инициативы - проектный метод работы. Этот метод относится к инновационным педагогическим технологиям 21 века.
Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основной принцип проектной деятельности – стимулировать учащихся к самостоятельной работе. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам и возможностям (системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход).
Метод проектирования позволяет развивать интеллектуальные способности, познавательные навыки; творческое и критическое мышление учащихся, самостоятельность и ответственность за принимаемые решения учащихся, предприимчивость, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему, т. е. умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Независимо от типа все проекты в определенной степени неповторимы и уникальны, направлены на достижение конкретных целей, ограничены во времени и предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

«Человек рожден для мысли и действия»,- говорили мудрецы.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности. Правила разработки проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:
-проблемная ситуация
-идея, заключенная в ней и осознанная человеком
-поиск способов разрешения проблемы
-планирование
-решение
-анализ (рефлексия)
На каждом этапе работы над проектом формируются и развиваются ключевые компетентности.

Формирование компетентностей на различных этапах работы над проектами

пп этапы
содержание деятельность учащихся качества личности

1 Проблемная ситуация
исследование потребности, краткая формулировка задачи анкетирование, интервью, работа со средствами массовой информации
критическое и аналитическое мышление, инициативность, коммуникативность, сотрудничество, экологическое и экономическое мышление
2 идея
выдвижение нескольких идей, выдвижение перечня требований свободное самовыражение самостоятельность, творческие способности, способность к работе с информацией

3 поиск способов разрешения проблемы проработка идей по критериям требований, выдвижение лучшей идеи (эскиз, модель, макет и др.)
анализ ресурсов (знания, материально-техническая база, экономический расчет, экологическая оценка).
4 обсуждение
информационные, умение вычленять главное, сотрудничество, критическое и аналитическое мышление, способность применять полученные знания на практике, самооценка, осмысление
5 Планирование разработка лучшей идеи, составление плана практической реализации проекта расчет времени, материалов, подбор инструментов, оборудования, знаний и умений. Экономический расчет и экологическая оценка способность применять знания, организаторские способности, умение решать проблемы, планировать
6 решение изготовление изделия (услуги) с текущим контролем практическая работа индивидуально или в группе Ответственность, аккуратность, стремление к качественному результату, способность организовывать свою деятельность, коммуникативность, навыки коллективного труда, сотрудничество, самооценка
7 анализ
Испытание, самооценка и оценка пользователя исследование соответствия поставленным целям умения оценивать, анализировать, ораторские способности и способности убеждения, самостоятельность

Все этапы требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска необходимой информации и инструментов, технологического исполнения, направлены на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.
Как сказал Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 13 октября 2009 года в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби: «…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».
На сегодняшний день метод проектов является актуальным и чрезвычайно эффективным, так как способствует преодолению свойственного школьному возрасту эгоцентризма, освоению приемлемых форм поведения, формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетентностей.
Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:
1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики– формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
Проект, предоставляет возможность учащимся, изучать технологии и профессии, связанные с промышленным производством проектируемых изделий. Такая информация на доступном уровне должна присутствовать в каждом проекте. Необходимо учить ребят быть самокритичными, уметь критиковать и воспринимать критику, рисковать и учиться на своих ошибках. И они должны испытывать удовольствие от создания хорошо разработанных изделий, отвечающих реальным потребностям и улучшающих качество жизни.

Как гласит китайская поговорка: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам»

Будущее Казахстана – в руках его тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми.
К нам на урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения, оказываются чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность.

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества". (Н. Рерих)

Литература:
1. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
2. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
5. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
6. Цитаты из Лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби
Категория: Технология | Добавил: shapko
Просмотров: 747 | Загрузок: 135 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru