Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Организация работы с одаренными детьми в современной школе
2014-05-10, 7:08 AM
Организация работы с одаренными детьми в современной школе

Савчик Ольга Александровна, учитель технологии и черчения СШ№17 гКостаная

«Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть»
И.Гете

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления развития и социальной реализации, а также забота об одаренных детях сегодня.
Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Но эти личностные и социальные преимущества одаренности часто не просто уравновешиваются, но во многом губятся проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности. Одаренные дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или же совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения учебного материала.
Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы с одаренными детьми, накопленным за годы работы в школе в качестве учителей черчения и технологии.
Кто-то возразит, можно ли говорить об одаренности в образовательной области «Технология»? Уверены, не просто можно, но и нужно. Мы часто как бы стесняемся говорить о способных, талантливых, «рукастых» учениках, в данном случае речь, несомненно, идет о девочках, девушках, ведь именно с ними мы работаем как учителя трудового обучения. Свои успехи наши девочки делают не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на факультативах, в кружках, самостоятельно работая над проектными изделиями дома, а также занимаясь разработкой научных проектов.
В последние годы нам предоставляется хорошая возможность работать индивидуально с такими детьми на занятиях факультатива. По программе лицензированного курса «Мастерская современного рукоделия», разработанного и апробированного Савчик О.А. проводятся занятия факультатива. Как водится, поначалу, загоревшись идеей быстро стать бесподобной рукодельницей, на рекламу отозвались многие. Не трудно догадаться, что самые нетерпеливые и амбициозные быстро покинули факультатив. Остались способные и талантливые, которые готовы заниматься и вязанием, и мягкой игрушкой, и вышивкой, и оригами… Им интересно все, и у них получается все!
В последний период они, самые одаренные из одаренных Алина и Настя активно готовят свои поделки на школьную ярмарку-распродажу. Они готовы показать результат своей работы не только ученикам школы, но и их родителям.
Савчик О.А. ведется работа с учащимися 9-х классов на занятиях факультативного курса «Вышивка лентами», однако на занятия с большим удовольствием приходят ученицы и 8-х и 10-х классов. Часто занятия с поистине одаренными в области рукоделия детьми выходят за временные рамки факультатива, а порой и тематика занятий расширятся согласно пожеланиям девочек. Так, например, есть желающие заниматься пошивом одежды на себя или изготовлением интересных украшений по случаю определенных праздников. Такие инициативы приветствуются учителем, ведь именно в этом проявляется истинный интерес к предмету «Технология». Зачастую не у всех хватает терпения довести начатое дело до завершения, но полученный результат всегда радует не только детей, но и учителя и родителей.
Предмет «Технология» имеет большую популярность среди детей, чем предмет «Черчение», который преподается мной на протяжении многих лет. Однако и здесь есть дети, проявляющие отличные способности к такому сложному и специфическому предмету. Работу с одаренными детьми в области графических умений и навыков вести сложнее, во-первых, по причине короткого периода времени, отводимого на изучение данного предмета (1 год в 9 классе); во-вторых, из-за не совсем серьезного отношения к предмету со стороны родителей, порой и коллег, а значит и детей. Но, тем не менее, в 9 классах есть ребята, проявляющие интерес к углубленному изучению предмета «Черчение»: это дети уже определившиеся с выбором профессии, связанной с архитектурой и строительством, инженерным делом и дизайном, а также учащиеся, имеющие высокий уровень пространственного мышления и воображения, прекрасные способности к выполнению графических работ. Безусловно, нами – учителями проявленный к предмету интерес приветствуется, и задания для таких детей разрабатываются индивидуально, но они всё же ограничены рамками программы. В этом году появилась идея создания программы факультативного курса и по предмету «Черчение». Савчик О.А. уже разработана программа и рабочая тетрадь для учащихся 9-10 классов, желающих углубленно изучать предмет, курс называется «Техническая и прикладная графика», рассчитан на 34 часа и при повышенной востребованности может быть доработан до 68 часов и в настоящий момент апробируется в школе.
Прекрасным методом организации обучения на наших уроках является метод проектного обучения, который наряду с факультативными занятиями дает возможность детям в полной мере проявить свои способности и склонности. Именно этот метод обучения, на наш взгляд, раскрывает и развивает детскую одаренность в той или иной области знаний и умений. Организация проектного обучения в нашей школе имеет многолетний опыт и является традиционной. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также формирование основных компетентностей учащихся (организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных).
Результатом выполнения проектов является изделие, выполненное детьми или группой детей совместно, обязательная демонстрация его, защита проекта в мае на итоговом занятии. Работа над проектом выполняется на протяжении нескольких месяцев, дает возможность детям для более детального самостоятельного изучения определенной темы, что является условием для развития функциональной грамотности детей, развивает у них самостоятельность и ответственность, вселяет уверенность в своей одаренности, поскольку тема проекта выбирается детьми самостоятельно.
Еще одним направлением по работе с одаренными детьми является работа над научными проектами, ставшая в СШ№17 гКостаная уже традиционной. Такая совместная деятельность учителя и учащегося дает еще большие возможности для раскрытия творческого потенциала, а также развития одаренности ребенка. В этом направлении у нас есть определенные успехи: 1 место в городских чтениях научных работ заняла работа Леоновой Анастасии по теме «Воздействие ароматов на организм человека» (руководитель Савчик О.А.).
Таким образом, следует отметить, что организовать реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного образовательного учреждения, реальных способностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренных в частности.
Педагог при организации совместной деятельности не должен забывать о трех основных моментах:
- активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения;
- во время урока для активизации познавательных потребностей не забывать делегировать ряд традиционных преподавательских полномочий одаренным детям;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одаренных учащихся (факультатив, проектный метод обучения, научные проекты).
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке темы.
Итак, в основе учебного процесса, ориентированного на одаренных детей, лежит его дифференциация по уровню образования учащихся и содержанию их потребностно-мотивационной сферы. Сюда входят следующие направления:
- одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, содержащим элементы ускорения и углубления;
- организация для одаренных детей элективных курсов, групп по интересам, научных обществ, кружков, объединений дополнительного образования детей;
- использование специальных педагогических технологий для поддержки и развития одаренности детей (например, таких, как эвристическое обучение, проблемное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность школьников, обучение в сотрудничестве на основе малых групп и т.д.).

Подводя итог, выделим следующие направления деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми:

- создание системы выявления и развития одаренных детей в школе;
- повышение квалификации учителей для работы с одаренными детьми, научно-методическое обеспечение их деятельности;
- дифференциация образовательной среды школы, включающая дифференциацию учебного процесса в формате каждого класса и школы в целом, а также организацию творчески развивающей деятельности школьников во второй половине дня.
Важным является утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.
Категория: Технология | Добавил: OlgaSavchik
Просмотров: 1187 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru