Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Изготовление картины на пенопласте в стиле "Пэчворк"
2014-05-27, 6:08 PM
Время проведения деловой игры: Оптимальным временем для проведения игры является заключительный урок после прохождения объемной темы.
Данный урок разработан для проведения в конце темы «Декоративно-прикладное искусство» с целью обобщения всех полученных знаний по теме. Общее количества часов, отведенных на эту тему – 7, последние 2 часа используются для выполнения творческого проекта учащимися. Сегодня на заключительном уроке (1,5 часа) учащиеся будут выполнять творческий проект - картину в технике пэчворк без иглы, еще эту технику выполнения называют кинусайга, она была изобретена в Японии. Технологический процесс состоит из создания эскиза картины на бумаге, после чего переносится эскиз на дерево и прорезаются контуры. Затем из кусочков ткани вырезаются будущие детали картины и с помощью специального тонкого лезвия края лоскутов заправляли в прорези. С помощью техники кинусайга можно создать довольно большие картины с изображением пейзажей, натюрморты.
Стоит кинусайга дорого, т.к. любой хэндмейд - это эксклюзив. Однако научиться создавать подобные шедевры совсем несложно. Мы на уроке будем учиться создавать картину в технике пэчворк на пенопласте.
Дополнительные моменты организации деловой игры, необходимые для ее проведения.
- Для того что бы данная деловая игра прошла как урок обобщения учебного материала, учащимся заранее дается задание повторить весь материал, связанный непосредственно с пройденной темой.
- На доске записывается тема урока, вывешиваются плакаты по теме.
- Для побуждения учащихся к активной деятельности за правильные ответы учитель выдает разноцветные жетоны, врезанные из цветного картона, для того, чтобы при подведении итогов было наглядно видно, какая команда лидирует. Команде набравшей наибольшее количество очков выставляется соответствующая оценка.
- В жюри приглашается классный руководитель класса, а также методист или завуч.
Ведущим будет учитель, он объясняет сюжет игры, который состоит в том, что в школу на ярмарку прибыл гости с определенной целью - выбрать себе в качестве сувенира картину, сделанную в технике пэчворк.
По итогам игры будет выбрана лучшая работа, а ее исполнительница получит удостоверение «Самая лучшая мастерица».

ОБУЧАЮЩАЯ:
1. В процессе игры повторить и закрепить материал по теме
2. Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе с техникой пэчворк.

РАЗВИВАЮЩАЯ:
1. Создавать мотивацию к изучению предмета постановкой в игровой форме познавательных задач

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
1. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию кабинета технологии

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, разноуровневые задания, коллективная работа, самостоятельная работа, беседа.
Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоматериалы, переводная бумага (копирка), пенопласт, ножницы разных размеров, клей, кисточка, пинцет, тонкий нож или нож для бумаги, инструмент, чтобы заправлять края лоскутов в прорези (распарыватель швов, пилка для ногтей, тупое лезвие), плакаты: «Рейтинг команд» и плакат - рефлексия «Букет настроения», поощрительные призы для выигравшей команды (4 шт), корочка удостоверения, куда сделать вкладыш –« Самая лучшая мастерица» по итогам деловой игры.
Тип урока: комбинированный
Организационный момент (3-5 минут)

Учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока, состав жюри, цель и правила игры. Учащиеся делятся на 3 команды. Каждая команда выбирает себе капитана.
-Девочки, сегодня в школе пройдет ярмарка работ, сделанных Вашими руками, и к нам приехали гости, чтобы отобрать лучшую работу, а также определить самую умелую мастерицу.
Слайд №1 Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: «ДПИ. Творческий проект»
Слайд №2 Цель нашего занятия: «Научиться выполнять картины на пенопласте в технике печворк без иглы».
Сегодня заключительный урок по теме Декоративно-прикладное искусство. На эту тему было отведено 7 час. На предыдущих уроках Вы познакомились с видами декоративно- прикладного искусства, узнали о том. Где используются произведения ДПИ. А сегодня нам предстоит выполнить творческий проект: Картину на пенопласте в технике пэчворк без иглы.
Прежде чем приступить к выполению нашего проекта, я прошу Вас вспомнить то, что Вы усвоили на прошлых уроках.
Слайд №3 Урок у нас пройдет в форме деловой игры. Для этого мы с вами разделились на 3 команды и каждая команда выбрала себе капитана. (по слайду назвать членов каждой команды и капитанов). По итогам игры в конце урока мы выявим самую лучшую мастерицу и лучшую команду. Для этого в течении всего урока будет заполняться турнирная таблица, в которой помимо командного зачета есть еще и личный. Всего у нас 4 тура игры. 3 из которых теоретические, и четвертый тур практический. При подведении итогов, будет учитываться участие в теоретических турах и правильность выполнения задания в практическом туре.
Правила понятны? Тогда начнем.

1 Тур «Что? Как? Почему?» (10 мин)
Слайд №4 1 тур называется Вопрос-Ответ. Перед вами 12 цифр, за которыми спрятаны вопросы. За каждый правильный ответ бригада получает 2 балла, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа, право ответа передается другой команде. Под двумя цифрами и спрятаны вопросы-сюрпризы, за правильные ответы на которые Вы сможете получить 6 и 7 баллов. Вопрос под цифрой 4 будет последним.
Итак, начинаем. 1 команда выбирайте номер вопроса.
Учитель задает учащимся 12 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы являются основополагающими в изучении темы «Декоративно – прикладное искусство».

Вопросы:
1. Что такое декоративно-прикладное искусство? (широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий)
2. Где используются произведения декоративно-прикладного искусства? (при оформления быта и интерьера)
3.Что относится к ДПИ. Приведите примеры? ( одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия)
3.Как классифицируются отрасли декоративно-прикладного искусства по материалу? (металл, керамика, текстиль, дерево)
4. Как классифицируется ДПИ по технике выполнения? (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.)
5. Как классифицируется ДПИ по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).
6.Назовите основные виды ДПИ? (Батик, Бисероплетение, Вышивание, Вязание, Макраме, Кружевоплетение, мозаика, резьба по дереву, металлу, выжигание (пирография), оригами, Работа со стеклом и т.д.).
7. Хлопок и лен относятся к волокнам… (растительного происхождения)
8. К волокнам животного происхождения относятся… (шерсть и шелк)
9. Специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. (Пяльцы).
10. Бумага для перевода рисунка с оригинала. (Калька).
11. Любимый вид декоративно-прикладного творчества Людовика ХV. (Вышивание лентами).
12. Архитектурно - и художественно- оформленное внутреннее пространство, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности. (Интерьер).
Вопросы к блиц-турниру:
Логическая цепочка. Исключи лишнее, объясни почему.
1 Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить.
2Сметать, приметать, наметать, отутюжить.
3Стачать, пришить, обтачать, притачать.
Кот в мешке
Задание на смекалку (3 б)
Какую строчку не может прочитать ни один профессор (машинную).
Вопрос по устройству швейной машины (3б)
Слайд №23 2 Тур «Мозговой штурм» (3 мин) (обе команды получают одинаковое количество карточек)
-Девочки, мы с вами изучили виды декоративно-прикладного искусства, сейчас я вам раздам карточки с названиями видов ДПИ, и карточки, с название материала, применяемый в декоративно – прикладном творчестве. Вам надо как можно быстрее соотнести вид ДПИ и материал, которым работают в этом виде искусства. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Бисер - бисероплетение
Оригами-бумага
Гильоширование – прибор для выжигания, ткань
Вязание-крючок, нитки
Квиллинг - бумага

Объяснение нового материала
Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.
Слайд № 24 Лоскутная техника - удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделие заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделия из лоскутков.
Сообщение учащимися исторических сведений.
1 учащийся: Техника сшивания ткани и кожи на Руси появилась с незапамятных времен. Особую популярность она приобрела во второй половине 19 века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутики экономные хозяйки тоже пускали в дело.
Почти в каждой крестьянской семье можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое. Если внимательно всмотреться в выполненную работу то можно судить не только о вкусе рукодельницы, но и определенном ее настроении, о чем она думала.
2 учащийся: Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время считалось признаком бедности. И лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет.
Изделия из лоскутков впитали в себя дух и непосредственность, присущие традиционным, произведениям народного искусства. Пэчворк - так по научному называется лоскутная техника - популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильными лоскутами.
Учитель: Чем же так привлекателен пэчворк? Ответы учащихся ...(В первую очередь своей доступностью и разнообразием.) Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек,
а как определить сложный узор или простой? (надо посчитать количество лоскутков, чем меньше, тем проще узор)
В тетради учащиеся заполняют таблицу. Материалы для лоскутного шитья.

Материалы Отделочные материалы Инструменты и оборудование
ситец, бязь, сатин, льняные, полульняные, шерстяные пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, кусочки меха, кожи, пуговицы ручные иглы, нитки, сантиметровая лента, мел, ножницы, булавки, наперсток, утюг, швейная машина.

Для шитья из лоскутков используются различные ткани и особенно полотняного переплетения. Это большая часть хлопчатобумажных тканей ( ситец, бязь, сатин), льняные, полульняные, шерстяные и др. Достаточно хорошо используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую поверхность, долговечны, легко стираются.
Лоскутное изделие может быть изготовлено из шерстяных или шелковых тканей и даже из обрезков трикотажа.
Отделочные материалы.
Слайд №25 В работу могут пойти не только ткани, но и различные виды отделки: пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, кусочки меха, кожи, пуговицы все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.
Инструменты и приспособления.
Слайд №26 Лоскутное шитье и стежка требуют минимум специальных инструментов: ручные иглы, нитки, сантиметровая лента, мел, ножницы, булавки, наперсток. А мы сегодня с вами попробуем справится и без иглы, выполняя картину в технике пэчворк на пенопласте.

Слайд №27 Техника безопасности

Прежде чем приступить к работе, мы с вами поговорим о технике безопасности. Ведь соблюдать ТБ - это важно? А почему? Что может с нами произойти, если мы не будем соблюдать правила? (ответ детей)
У вас на столах есть флажки. Я буду зачитывать вам правила и если вы со мной согласны, то поднимайте зеленый флажок, а если нет – то красный. Правила понятны? Давайте попробуем (фото 9):
Можно нарушать правила ТБ (крас)
Надо осторожно обращаться с ножницами (зел)
Иглы и булавки хранить в игольнице (зел)
Не играйте ножницами, не подносите их к лицу (зел)
Утюг после использования можно оставлять включенным(крас)
Можно проверять степень нагрева утюга рукой (крас)
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия (зел)
Все материалы должны быть хорошо отутюжены (зел)
Во время работы свет должен падать с правой стороны или сзади (крас)
4 Тур практический. (50-60 мин)
- Молодцы девочки! Свои знания теории вы продемонстрировали, пора перейти к практике, но перед этим, я озвучу Вам критерии оценок (слайд №29).
Итак, для выполнения нашего задания нам сегодня понадобится пенопласт (небольшой кусок, по размеру будущей картины), ножницы, лоскутки, нож для бумаги, калька, переводная бумага, рисунок, карандаш, клей, кисточка.
Порядок выполнения работы:
1 Слайд №30 Выбираем рисунок, на первый раз советую выбрать не сложный рисунок. Вам было дано задание на дом: подобрать рисунок и нанести его на кальку, покажите, пожалуйста, что вы приготовили.
2 Слайд №31 Переносим рисунок на пенопласт соответствующего размера, для этого нам потребуется переводная бумага, а так же мягкий карандаш или фломастер.
3 Слайд №32 Когда рисунок уже перенесен на основу, аккуратно прорезаем канцелярским ножом все линии. Линии прорезаются не сильно глубоко, но и не поверхностно. Надо следить за тем, что бы пенопласт не повредился.
4 Слайд №33 Теперь переходим к нанесению ткани. Берем лоскуток подходящего размера и цвета, наносим на пенопласт клей ПВА. Аккуратно ножничками, иголочкой или пинцетом вставляем ткань в линии рисунка.
5 Слайд №34 Ткань немного просовывается в надрезы, затем отрезается все лишнее, потом можно спрятать окончательно лишние кусочки ткани в надрезы.
6 Слайд №35 По аналогии делаем так все детали рисунка.
7 Слайд №37 Все. Вот так просто наша картинка готова. Теперь осталось закрепить сзади фанерку или рамку. Повесить петельку и можно вешать картину на стену.
Этап Заключительный.

Проводится подведение итогов игры.
Задачи:
• анализ достижения цели урока;
• рефлексия;
• оценка деятельности учащихся: первая оценка выставляется за работу в команде, вторая за практическое задание;
• оглашение результатов
• домашнее задание.

После подсчета жюри количества баллов, набранных каждой командой, слово дается учителю, который подводит итоги всей проделанной учащимися работы и объявляет свое решение, при этом он делает свой выбор в пользу той команды, которая наиболее правильно и точно отвечала на все вопросы и более качественно выполнила практическую работу. Команда, набравшая наибольшее количество очков получает за урок «5»; остальным участникам по усмотрению учителя также выставляются оценки. За самую лучшую работу выдается удостоверение: «Лучшая мастерица».
Всем спасибо за урок!
Категория: Технология | Добавил: Галиника
Просмотров: 1240 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru