Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Проект «Модель плана современного урока»
[ Скачать с сервера (48.3Kb) ] 2015-10-27, 4:17 AM
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации
педагогических работников по Карагандинской области
Кафедра управления и качества образования

ПРОЕКТ
«Современные педагогические технологии в техническом и профессиональном образовании в условиях индустриально-инновационного развития экономики»

Слушатель Фомиченко Сергей Германович
КГУ «Темиртауский профессионально-технический колледж»
Мастер производственного обучения

Руководитель Мамерханова Жанат Мухамедхановна
Старший преподаватель

Дата сдачи работы 23.10.2015год

Караганды – 2015 г.
Содержание
I. Введение ______________________________________________ 3
1.1. Обоснование проекта ________________________________ 5
1.2. Цели и задачи проекта _______________________________ 8
1.3. Ожидаемые результаты ______________________________ 8
II. Основное содержание проекта ____________________________ 9
2.1. Теоретическое обоснование __________________________ 9
2.2. Описание продукта проектирования ___________________ 11
III. Планирование деятельности по реализации проекта __________ 12
IV. Критерии оценки эффективности проекта __________________ 13
V. Риски проекта __________________________________________ 14
VI. Список используемых источников _________________________ 15

I. Введение
Настоящий проект «Модель плана современного урока» является составляющим в краткосрочном курсе повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по теме «Современные педагогические технологии в техническом и профессиональном образовании в условиях индустриально-инновационного развития экономики».
Модель плана современного урока – дает понять значимость развития у студентов учреждений ТиПО навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации, самостоятельной оценочной деятельности, в компетентности в цифровых технологиях, развитию базовых и профессиональных компетентностей.
В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено, что «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве». Поэтому общество ждет от образования усиления направленности на развитие творческих и исследовательских компетенций студентов.
Проводимая в Республике Казахстан Госу¬дарственная программа форсированного инду¬стриально-инновационного развития постепенно набирает обороты и охватывает все регионы Казахстана. Ежемесячно во всех районах рес¬публики открываются многие новые инду¬стриальные объекты, имеющие важное народно¬хозяйственное значение. Вместе тем, уместным будет вопрос: а кто же будет на них работать, так как новая техника требует от работника соответствующего высокого уровня подготовки? Ответ на него можно найти, проанализировав работу профтехшкол, профтехлицеев и профтех-колледжей и других специальных заведений, готовящих для многоотраслевой индустрии РК новых специалистов, соответствующих новым современным требованиям.
Следует отметить и обратить внимание на тот факт, что широко разветвленная в респуб¬лике в 60-80-е годы сеть профессионально-тех¬нических училищ само ликвидировалась в пе¬риод кризиса 90-х годов, так как оказалась никому не нужной, вследствие закрытия многих промышленных предприятий. В настоящее время ситуация резко изменилась к лучшему. Многие крупные индустриальные объекты счи¬тают необходимым открытие специализиро-ванных учебных заведений по подготовке кадров для работы на данном предприятии.
Открыт ряд современных межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров по наиболее приоритетным отраслям экономики на базе действующих учебных заведений. Соз¬дание 6 межрегиональных центров по повыше¬нию квалификации работников системы ТиПО (в городах Астане, Алматы, Караганде, Ураль¬ске, Щучинске и Шымкенте). За последние годы в данных центрах прошли повышение квалифи¬кации около 2500 педработников системы ТиПО.
Большую роль в координации и управлении новой инфраструктурой технического и профес¬сионального образования сыграет АО "Холдинг "Кәсіпкер", создаваемый по поручению Главы государства.
Холдинг включает в себя межрегиональные центры по подготовке кадров: для нефтегазовой отрасли - в Атырау, топливно-энергетической отрасли - в Экибастузе, машиностроения - в Усть-Каменогорске, обрабатывающей отрасли - в Шымкенте. Кроме того, в его состав войдут вновь создаваемые колледжи мирового уровня в городах Астане, Алматы, Актобе, Шымкенте.
Решение проблемы профессионального об¬разования стало государственной задачей. В республике уже стартовал проект "Модерниза¬ция технического и профессионального обра¬зования". На его выполнение в рамках реали¬зации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы предусмотрено 33,2 млн. долларов, в том числе 29,23 млн. долларов за счет займа Всемирного банка и 4 млн. - из республиканского бюджета.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что в Казахстане, в целом, уделяется большое внимание подготовке новых рабочих кадров, тех, кому в настоящее время предстоит работать на новых предприятиях, ежемесячно вступающих в строй, действующих по Про¬грамме ФИИР Республики Казахстан.
Преподаватель специальных дисциплин в колледже является одной из ключевых фигур технического и профессионального образования Республики Казахстан. Главная задача, поставленная перед ним – поставить студента в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он активно и самостоятельно овладевал теоретическими основами производственных процессов, предлагал практические решения для достижения цели производства. Целенаправленно развиваются такие личностные качества как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности.


1.1. Обоснование проекта
Активная жизненная позиция, находчивость и умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, эти качества личности - есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у студента только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, что является актуальным вопросом современной образовательной системы.
Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки студентов к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Для успешной деятельности учителя и студентов необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании. Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, как подчеркивает глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»: «…образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации».
Компетентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как строить собственную линию жизни. Эта тема последние 10 лет широко обсуждается на разных уровнях во всем мире. Так, рассмотрев перспективы развития образования в ХХI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности студентов, в развитии технического творчества.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает студентам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет студентов;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы студентов над проектом.
При организации работы студентов по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа студентов, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать однокурсников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Групповая работа:
- даёт возможность студентам объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки.
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Деятельность учителя и студентов в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Студентам нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д.
На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль студентов в учении: они выступают активными участниками процесса.
Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В основе проектного обучения заложена положительная мотивация для самообразования. Поиск нужных материалов, ответов на вопросы требует систематической работы с различной литературой, ресурсами сети Интернет, общения с людьми.
Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. В педагогической практике технического профиля студенты учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию, работать со специальной литературой, а также с представителями данной профессии.
Введение проектной деятельности в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями. В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через пробы сил в выбранной сфере деятельности. С учетом специфики своего предмета я стараюсь знакомить студентов с технологией труда, трудовыми процессами. Для меня важно создавать студенту максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и студента важен проект - как продукт труда и проект - как метод познания.
И, на мой взгляд, изучение программного материала самостоятельно через организацию работы со студентами над проектами, решает комплекс образовательных и воспитательных задач, и, безусловно, помогает реализовать основную задачу компетентностей студентов.

1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта – разработать модель современного урока по дисциплине Материаловедение, основанная на
использовании интерактивных методов обучения.
Задачи проекта:
1. Изучить теорию «Активным и интерактивным методом обучения»;
2. Разработать модель современного урока с использованием интерактивных методов обучения;
3. Апробировать модель современного урока;
4. Провести коррекцию апробированной модели.
1.3. Ожидаемые результаты
1. Теория «Активных и интерактивных методов обучения» изучена;
2. Разработана модель современного урока с использованием интерактивных методов обучения;
3. Модель современного урока апробирована;
4. Коррекции апробированной модели проведены.
II. Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование

В настоящее время реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в активных и интерактивных формах.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, и побуждают их к старательному учению. При активных методах все студенты группы на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают – думая; наблюдают – думая; выполняют – думая; выполняют практическое задание – думая. Подчеркиваем: в условиях среднего всеобуча активными методами можно считать те, которые побуждают к активному старательному учению, именно всех студентов группы, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых (такие имеются в любой обучающей группе).
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования обучения студентов в системе Технического и Профессионального Обучения. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своего предмета и передавать огромную базу знаний. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Учебный процесс. Опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями. Идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная. Парная и групповая работа, используются проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накапливанием совместного знания. Возможность взаимной оценки и контроля.
Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
а) б)
Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения

Хочется еще раз подчеркнуть, что эти технологии позволяют не только успешно решать задачи подготовки студентов в ТиПО, но и значительно интенсифицируют этот процесс и становятся условием повышения качества обучения.
2.2. Описание продукта проектирования
Специальность: 140200 0 – Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин
Квалификация: 140210 2 - Машинист экскаватора одноковшового
Дисциплина: Материаловедение
Основные цели и результаты обучения.
Активные и интерактивные
формы работы.
Применение ИКТ. Ожидаемые результаты Оценивание, включая в целях обучения (ОДО) Включая всех
Студенты должны:
- узнать о чугуне, зависимости его свойств от содержания в нём углерода и кремния; об отличии чугуна от стали по составу. «1-2-1»
ИР. Студенты читают текст учебника Гуляев А. П. - Глава 8, пункт 1 стр. 203; пункт 3 стр. 212-214, выделяют, записывают ключевые понятия.
ПР. Обсуждают записи с однокурсниками.
ГР. Просматривают видео ролик «Чугун».
ГР. Знакомятся с образцами , фотографиями микроструктуры деталей из чугуна и стали.
ИР. Дополняют (при необходимости) записи.
Все смогут дать определение «чугун», назвать отличие чугуна от стали по составу углерода и кремния. Стратегия ЗХУ
(Заполняют «знаю», «хочу знать»)
Вопросы низкого порядка:
Что такое чугун?
Чем отличается чугун от стали?
Какова зависимость содержания углерода и кремния в кристаллической структуре чугуна?
А, В, С – читают, выделяют, записывают, обсуждают, просматривают, знакомятся, дополняют.
- применить эти знания для определения структуры и свойств чугуна образцов деталей экскаватора из чугуна и стали. ПР. Студенты определяют визуально по излому образцов, фотографиям микроструктуры деталей экскаватора из чугуна и стали - структуру и свойства чугуна:
ГР-1: блок цилиндров;
ГР-2: зубчатое колесо;
ГР-3: картер коробки передач.
«Три микрофона»
Студенты из ГР-1, ГР-2, ГР-3 объясняют свои определения Большинство сможет определить структуру и свойства чугуна. Стратегия Обработка и анализ данных
Взаимооценивание «Две звезды и пожелание»
Вопросы высокого порядка:
Каково преимущество чугуна перед сталью? Почему?
Каково преимущество стали перед чугуном? Почему? А, В – определяют;
С – отвечают на вопросы
- размышлять о значимости и замене материала «чугун» в автомобилестроении. ГР. Студенты просматривают видео ролик «Автомобили будущего»;
ГР. Размышляют о значимости и замене материала «чугун» в автомобилестроении. Некоторые смогут привести примеры и аргументировать замены материала «чугун» на альтернативный материал. Открытый вопрос:
От каких чугунных деталей Вы бы в производстве экскаваторов отказались? Почему?

Стратегия ЗХУ (заполняют «узнал») А – отвечают аргументируя;
В, С – отвечают кратко.
Тема занятия: Чугун.
III. Планирование деятельности по реализации проекта
Планирование основано на подходе - Lesson Study:
Задача Действия Сроки Ответственные Форма исполнения
1. Изучить теорию инновационных подходов и активных методов обучения 1.1 Провести литературный обзор;
1.2 Выбрать приемлемые методы;
1.3 Изучить сущность и механизм применения выбранных методов. На начальной стадии Учитель, методист Подборка методов обучения
2. Сконструировать модель проекта урока. Разработать план урока. 2.1 Разработать проект;
2.2 Обсудить содержание проекта с коллегами;
2.3 Согласование с коллегами, вовлечение при необходимости некоторых из них в корректирование содержания проекта. На стадии разработки Учитель, методист, преподаватели (коллеги) План урока, комментарии и рекомендации коллег
3. Проведение урока 3.1 Оценка коллег;
3.2 Экспертиза;
3.3 Комментарии экспертов;
3.4 Анализирование результатов. На стадии внедрения Учитель, методист, преподаватели (коллеги), эксперты Самооценка урока, оценка коллег, оценка экспертов, оценка студентов

IV. Критерии оценки эффективности проекта
1. Удовлетворенность студента уроком диагностируется посредством использования стикеров разных цветов приклеиваемых на изображениях чемодана (сохраню и применю), мясорубки (переработаю), корзины (ненужная информация), анкетирования, а так же постепенный переход от репродуктивных методов ведения уроков к активным и интерактивным;
2. Степень достижения норм учебной программы оцениваются последующим тестированием студентов и выявлением уровня овладения знаниями и умения их применять при решении заданий; определение наиболее современных образовательных технологий, которые позволят формировать ключевые компетенции учащихся.
3. Высокая степень удовлетворенности, всех участников образовательного процесса процессом обучения и воспитания в рамках образовательного учреждения в частности колледжа.

V. Риски проекта
Риски Пути преодоления
Низкая мотивация студентов в раскрытии собственного интеллектуального и творческого потенциала. Развитие навыков работы в группе, психологическая поддержка активности студентов на уроке, создание комфортности.
Студенты не умеют работать совместно, неэффективно в парах (группах) Регулярное использование групповых методов работы и работы в парах.
Неадекватно оценивают свои достижения, завышено оценивают достижения однокурсников. Научить обосновывать выбор оценки.
Студенты не умеют находить оптимальные решения по определению барьеров на пути внедрения инновационных технологий. Регулярно проводить анализ внедрения и своевременно производить корректировку.
Субъект - объективные взаимоотношения между учителем и студентом. Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности.
Инертность педагогов, не готовность к инновациям своей деятельности. Вовлечение в инновационную работу молодых специалистов, более мобильных к изменениям в образовании и педагогов с внутренней потребностью к изменениям своей профессиональной деятельности. Использование механизмов мотивации педагогов.

VI. Список используемых источников
1. Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства;
2. Государственный общеобязательный стандарт образования -2012г.;
3. Закон РК от 27.06.2007г. «Об образовании»;
4. Постановление Правительства РК от 31.12.2011г. №1751 « О АО "Холдинг "Кәсіпкер"»;
5. А. П. Гуляев, Металловедение, М., 1977г..
Категория: Технология | Добавил: fooma | Теги: урок, ИКТ, План, знания
Просмотров: 216 | Загрузок: 3 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru