Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Методическая разработка урока технологии в 5 классе на тему "Лента Мёбиуса"
[ Скачать с сервера (541.0Kb) ] 2016-03-04, 6:18 AM
Урок технологии для учащихся 5 класса на тему «Лента Мёбиуса».

Цели урока:
 Изучить общие сведения об учёном Августе Фердинанде Мёбиусе, ленте Мёбиуса;
 Развивать умение самостоятельной работы с различными источниками информации; познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление, воображение, умение систематизировать учебный материал, мелкую моторику пальцев рук;
 Формировать практические умения работы с бумагой, ножницами, клеем при изготовлении ленты Мёбиуса.
 Воспитывать умение управлять своей познавательной деятельностью, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, толерантность к чужому мнению, прививать этические нормы общения

Оборудование: ручки, тетради, заготовки для листа Мёбиуса, бумага, ножницы, клей, презентация и видеофрагменты по теме урока.

Ход урока:
1. Организационный момент:
Готовность учащихся к уроку, психологический настрой учащихся.

2. Формулирование Темы урока, цели и задач.
У каждого из нас есть интуитивное представление о том, что такое "поверхность". Поверхность листа бумаги, поверхность стен класса, поверхность земного шара известны всем. Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное в таком обычном понятии?
До 1858 года считалось, что любая поверхность в обязательном порядке имеет две стороны. Например, лист бумаги – двусторонний. Но профессор Лейпцигского университета, геометр Август Фердинанд Мебиус сконструировал невероятную на первый взгляд поверхность – одностороннюю. Она получила название ленты Мебиуса.


3. Новая тема.
Общие сведения о Мёбиусе, его открытии (объяснение учителя). Просмотр презентации и видеофрагментов.

1) Историческая справка: Лента Мёбиуса – загадка современности.
Таинственный и знаменитый лист Мебиуса (иногда говорят: "лента Мёбиуса") придумал в 1858 г. немецкий геометр Август Фердинанд Мёбиус (1790- 1868), ученик "короля математиков" Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие из тех, кому математика была обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX в. В возрасте 68 лет ему удалось сделать открытие поразительной красоты. Это открытие односторонних поверхностей, одна из которых - лист Мёбиуса.
Существуют научные знания и явления, которые привносят в обыденность нашей жизни тайну и загадку. Лента Мебиуса относится к ним в полной мере. Обычные люди практически ежедневно сталкиваются с предметами, изготовленными по образу и подобию ленты Мёбиуса, даже не подозревая об этом. Удивительной и неповторимой особенностью такой ленты является то, что она имеет всего одну сторону и край и никак не связано с её расположением в пространстве.
Кто и когда ее открыл? Такой непростой объект, как лента Мебиуса, был и открыт довольно необычно. Два математика, абсолютно не связанные между собой в исследованиях, открыли её одновременно в 1858 году. До 1858 года считалось, что любая поверхность обязана иметь две стороны. Однако Иоганн Бенедикт Листинг и Август Фердинанд Мебиус открыли геометрический объект, у которого была всего одна сторона, и описывают его свойства. Лента была названа в честь Мёбиуса. Ленте Мебиуса присущи следующие свойства, не меняющиеся при ее сжимании, разрезании вдоль или сминании: 1. Наличие одной стороны.

2) Практическое закрепление новой темы (демонстрация учителя):
Повторение ТБ при работе с клеем и ножницами.
С двухсторонними поверхностями мы с вами в жизни встречались и не раз. Давайте рассмотрим кольцо. Оно представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной стороне кольца, не «пересекая границы», нельзя очутиться на другой его стороне…
Смотрите, я беру бумажную ленту ABCD, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Прикладываю ее концы АВ и CD друг к другу и склеиваю. Но не как попало, а так, чтобы точка А совпала с точкой D, а точка В с точкой С. Перед склейкой я перекрутил ленту один раз. Получилось бумажное кольцо. У него есть даже особое название - "Лист Мёбиуса".

А С

В D




Вопрос: Сколько сторон у листа Мёбиуса?
У ленты, из которой сделан лист Мёбиуса, две стороны. А у него самого, оказывается, есть только одна сторона!
Попробуйте покрасить одну сторону листа Мёбиуса - кусок за куском, не переходя за край ленты. И что же? Вы закрасите весь лист Мёбиуса!
Пример из жизни: Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную - муху и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук ползает быстрее!

3.Проблемное обсуждение - эксперимент:
Вопросы для обсуждения:
1) Как вы думаете, существует ли одежда без изнанки?
2) Принцип «односторонней поверхности» имеет и практическое применение. Например, конвейерные ленты делают именно в виде ленты Мебиуса – в таком случае вся их поверхность изнашивается равномерно, что значительно увеличивает срок службы конвейера.
3)Приведите примеры из жизненного опыта:
(Есть легенда, что свою знаменитую одностороннюю ленту профессор Мебиус придумал, когда наблюдал за тем, как его горничная обматывает шею перекрученным шарфиком).

4)Эксперимент:
Загадочные свойства ленты Мебиуса этим не исчерпываются.
Ножницами разрежьте ленту посередине – результат?
(вместо двух односторонних лент (как можно было бы ожидать), должна получиться одна длинная и двухсторонняя лента с двумя полуоборотами бумаги).

Объяснение учителя: Получившаяся конструкция называется «афганская лента». Если её, в свою очередь, также разрезать посередине – вы получите две ленты, переплетённые друг с другом. А если разрезать ленту Мебиуса не по центру полоски, а по линии, которая делит поверхность в пропорции 2:1, то в результате получатся два объекта сразу: и лента Мебиуса, и афганская лента.

4.Практическое закрепление (работа в творческих группах)
Разработка и защита творческого проекта «Лента Мёбиуса».

Творческий проект учащихся №1
«Ученик - перевертыш».

Описание работы:
Возьмем ручку и представим что это вовсе не ручка, а мы сами. И мы пошли гулять вдоль пунктира, идущего посередине листа Мёбиуса. И вот мы шли, шли и вернулись к месту старта. Но в каком виде! В перевернутом! Что надо сделать, чтобы вернуться к месту старта в нормальном положении. Точно нужно совершить еще одно «кругосветное» путешествие. Проверим!

Вывод: у листа Мёбиуса нет края.

Подведение итогов урока.

Релаксация.

Домашнее задание.
1) Возьмите ленту, разделите её на три равные части и склейте, перекрутив один раз. Получился лист Мёбиуса. Разрежьте по всем пунктирным линиям «не отрывая ножниц» от бумаги.
В результате получится два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе – лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.
2) Выполнить изделие, применив полученные знания по теме «Лента Мёбиуса»

Приложение:
Творческий проект учащегося 5 класса Базаркина Антона «Смена поколений»

Гипотеза проекта:
В моём варианте ленты Мёбиуса я хотел показать, что существование человека на планете Земля не заканчивается с его смертью: на смену одному поколению приходит другое, затем следующее. Белые и чёрные полосы на ленте Мёбиуса означают, что на жизненном пути не всегда всё хорошо: бывают и тёмные полосы, которые, в свою очередь, заканчиваются, и снова наступают белые. Белые и чёрные стороны фигурок означают, что в человеке есть и хорошее, и плохое.
У ленты Мёбиуса только одна грань, которую не нужно переходить, чтобы не свернуть с намеченного пути – грань между добром и злом.
Категория: Технология | Добавил: oby7777 | Теги: лента Мёбиуса, уроки технологии
Просмотров: 163 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru