Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Разработки уроков по самопознанию
[ Скачать с сервера (57.4Kb) ] 2014-02-04, 11:21 AM
ГУ «Средняя школа №115 отдела образования акимата города Костаная»

Разработка урока
по самопознанию
«Дружба – это радость!»

для учащихся 5-х классов




Учитель: Наурзбекова С.Г.

(2013- 2014 учебный год)


«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству»
Сара Алпысовна Назарбаева

Цель: познакомить детей с общественной деятельностью и автобиографией Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно-духовного образования «Самопознание», воспитание доброты у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
• познакомить детей с идеями гуманизма и человеколюбия, предложенными Сарой Назарбаевой
• рассмотреть понятие «Дружба» и объяснить важность познания своего внутреннего мира для каждого человека.
• воспитание нравственных качеств учащихся
В результате урока участники смогут:
• сформулировать понятие «дружба»,
• практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
• приобретут навыки работы в сотрудничестве,
• поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Оборудование: презентация на тему: «Сара Алпысовна Назарбаева», «Наш класс», «Наш второй дом», шары, сердечки с именами, бейджики, музыка, конфеты с предсказаниями, песня «Улыбка», мультфильм «Просто так», муз. композиции, плакат с высказыванием.


Ход мероприятия:
Слова учителя
Мектеп деген білім күні, жыр күні
Мектеп деген ғылымның ең үлкені
Мектеп деген тәрбиеші адамға
Мектеп деген даналардың мекені
Здесь наша пристань, здесь наш общий дом
Здесь мы растем, не по годам взрослея,
Бывает трудно, но зато потом
Идти по жизни будет веселее!

Ведущий 1: Қайырлы күн құрметті қонақтар! Біз, бүгін сіздермен кездескенімізге өте қуаныштымыз.
Ведущий 2:
Живем в стране «Самопознание»,
И места лучше нет.
От сердца к сердцу посылаем
Любви и счастья свет.
Круг «От сердца к сердцу». Дети образуют круг и передавая друг-другу сердечко, называют свое имя и говорят пожелания и добрые слова.
Ведущий 1:
Өзіңді тани білу, жақсыларға еру.

Өзіңді тани білу, тәрбиеге көну.

Әлемде болса жақсылық, басқа бақыт не керек.

Өзін тану сабағы — мейірім ғой керемет.
Ведущий 2:
Есть замечательный человек —
Она открыла детям центр «Бобек»!
Школу любви и добра
Школу «Самопознания».
Учитель: Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? Правильно. Это Сара Алпысовна Назарбаева. Давайте посмотрим небольшую презентацию, которая познакомит нас с жизнью и деятельностью этой замечательной женщины.
Показ презентации с биографическими данными о Саре Алпысовне
Имя этой выдающейся женщины современного Казахстана узнаваемо далеко за пределами страны, и мировое сообщество по достоинству оценило ее благородный труд ради казахстанской детворы.
Назарбаева Сара Алпысовна родилась 12 февраля 1941 года в селе Кзыл-Жар Карагандинской области.
В 1962 году вышла замуж за Н. А. Назарбаева, имеет трех дочерей, троих внуков, трех внучек и правнука.
Окончила завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате, экономист, почетный профессор КазГу.
После окончания ВТУЗа работала на Карагандинском металлургическом комбинате,
С февраля 1992 г. — основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда „Бобек“. Фонд оказывает реальную помощь обществу в решении проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов подрастающего поколения, нравственно-духовным образованием и воспитанием детей.

С марта 1999 г. — председатель попечительского совета благотворительного фонда"Демография».
Награждена орденом «Достык» 1-й степени, Золотой медалью имени Чингиза Айтматова «, специальной наградой ЮНИСЕФ, лауреат премии «Курманджан Датка», обладательница звания «Мээрман Эне-98», почетный работник образования РК.
Деятельность Сары Алпысовны возрождает общечеловеческие ценности. Разработанная под ее руководством программа «Самопознание» позволяет детям с раннего возраста осваивать непростую науку — быть хорошим человеком.
Сара Алпысовна беспокоится о судьбе каждого маленького казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами — патриотами своей страны. Все ее выступления на международной арене являются призывом спасти детские души и изменить мир для счастья молодого поколения.
Суть программы «Самопознание» — верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности. Что вы понимаете под словом нравственность.
(Ответы детей) Любовь, Взаимопонимания, Милосердие, Дружба
— Ребята, вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить? Правильно, мы будем говорить о дружбе. Каждому из вас бывает радостно и, наоборот, вас что-то огорчает. И хочется поделиться с близким человеком. С кем бы вы поделились? Очень часто такой человек с кем хочется поделиться самым откровенным находится с вами рядом, а может, и сидит с вами за одной партой. И мы хотели бы вам представить презентацию нашего дружного класса, себя мы называем не классом, а «Семьей».
Презентация нашего класса
Каждый ученик показывает презентацию о себе и о своей семье
1. Игра «Займи позицию»
С помощью этой игры учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
2. Работа над понятием «Дружба». «Дружба — это…». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «Дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «Дружба».
3. Работа над понятием «Зачем дружба нужна людям?».
4. Игровое упражнение «Найди себе подобного»
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение
— Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
— Какой рисунок у вас на спине?
5. «Мой друг» рисуют друга и пишут только одно качество, которое они хотели бы видеть в своем друге. Например, это мой друг — он должен быть самым смелым.
Ведущий 1: Закончился вечер,
Закончилась встреча,
Настал расставания час
Ведущий 2: Пускай вы устали
Но всех согревали
Улыбки и цвет ваших глаз

Учитель: Приглашаю вас в круг «Дружбы». Я всех вас благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли. Ребята, возьмитесь за руки и повторим такие слова:
Дружба — это радость,
Дружба — это мы,
Дружба — это сила,
Дружба — это жизнь!
Исполнение песни «Дружба крепкая».






Разработка урока «Спешите делать добро»
1. Беседа по теме
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы,внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Предоставим слово творческой группе, которая подготовила этот урок для нас. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2. Толкование пословиц
Существует множество пословиц и поговорок о доброте. Как вы их понимаете?
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Злой не верит, что есть добрый.
• Добрая слава лежит, а худая бежит.
• Дорого чтут, а злого не жалуют.
• Добряк творит добро, быть может, и не зная, что оттого болит душа у негодяя.
3. Игра «Кто больше знает?»
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, фамилии с корнем — добр. Давайте проведем конкурс по рядам, назовите фамилии c корнем — добр. Побеждает тот ряд, который последним назовет фамилию или имя.


4. Это интересно!
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? Вот некоторые из них (читают ученики):
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-жак Руссо)
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Знания должны увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)

5. Ролевая игра
Как вы думаете, есть ли какие-либо правила доброты? Давайте разыграем сценку из известного вам с детства произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.
(Подходит Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего же ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их так, из хороших побуждений.
6. Беседа по теме
Какое правило доброты вы услышали? Давайте вместе попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро». (Раздаем детям листочки, звучит музыка)
- Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому». А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям? Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день, деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки». Что же оказалось для него главным?
— Ласка, доброта.
— Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает?
— Конституция.
— А у детей есть такой документ?
— Да, это конвенция о правах ребенка — документ большой нравственной силы.


7. Итог урока
Давайте в заключение послушаем стихи. (Читают дети)
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
(Все вместе)
Делай доброе дело —
Тем живем на земле.

Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни"

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.
Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия
• развивать чувство любви к окружающему миру;
• учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование;
• помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Психологический настрой. Подготовка к введению понятия.
Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо.
Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получиться”. Почувствуйте тепло руки и сердца.
Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.
Актуализация жизненного опыта
Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Учитель дополняет: Любовь – это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.
Работа над понятием “Любовь”
Дети читают определения понятия по цепочке.
Работа с ассоциациями.
Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово “Любовь”?
Работа с толковым словарем.
Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.
Итог:
• Любовь – большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.
• Любовью создана вся жизнь.
Работа в тетрадях
А какой вы представляете себе любовь? Давайте оживим ее. В образе кого или чего?. Дети рисуют в тетрадях, коротко комментируют кого и почему нарисовали.
Углубление знаний.
Подберите эпитеты, которые помогут красочнее раскрыть это понятие
Любовь – прекрасная, красивая, великая, могущественная, исцеляющая и т.д.
- А кого и что можно любить?
Работа в группах:
Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка.

Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь?
- В сердце.
Наше сердце очень любит слова: “Я люблю тебя”.
Кому можно сказать эти слова? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
3. Сообщение цели
Цель: будем учиться строить домик для Любви в своем сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и вырастет из домика большой, сверкающий, прекрасный храм. Будем растить этот храм, складывая его из хрусталиков Любви.
4. Игра “Раскрасить любовью”
(Звучит спокойная музыка).
Настрой: Как вы показываете другим людям, что вы их любите?
Каким образом вы сами понимаете, что вас любят?
Инструкция: Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте
себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовь своим одноклассникам. Для этого вы сейчас “раскрасите” друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать Учитель подходит по очереди к нескольким учащимся и начинает их “раскрашивать” легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, рукам, спине. Растопить льдинки недоверия. Говорит каждому ребенку, какой цвет я для него выбрал.
Затем такие же действия выполняют учащиеся.
Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек).
Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.
Откройте глаза. Тот, кто из вас старше, первым будет раскрашивать младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову партнера. Если вы действительно окрашиваете его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начинайте с головы и спускайтесь ниже. Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (2-3 мин.).
Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга.
Анализ упражнения:
• Что ты чувствовал, когда “окрашивали” тебя?
• Что чувствовал, когда окрашивал сам?
• Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали?
• Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда окрашивал?
• Какие нежные и ласковые мысли ты посылал?
• Что для тебя было трудно в этой игре?
Вывод: Понравилось дарить любовь? А что приятнее отдавать любовь или получать?
5. Работа с текстом.
Учитель знакомит детей с содержанием русской народной сказки “Сказка про Гусыню”.
В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?
И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?”
Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сынок”.
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива”.
Обсуждение:
• Какие чувства у вас возникли при слушании сказки?
• Что можете сказать о детях? Почему мать была счастлива? Чему учит эта сказка?
6. Игра “Исцеляющий свет нашего сердца”.
Оказывается, что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живет в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь- это могущественная и великая сила жизни.
Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется “Исцеляющий свет нашего сердца” Когда так говорят?
Кого мы можем исцелить? От чего? (От боли, ненависти, зла, страдания и т.д.)
Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь своего соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело - от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это- ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оставил ее. Давайте поместим в свое сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцаряться мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы - чудесны. Знайте, что это - правда. Пусть всегда будет так.
Анализ упражнения.
- Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?
- Почему так думаете?
7. Рефлексия.
• С каким понятием мы сегодня познакомились? Чем это качество ценно для нас?
• Что взяли в свою душу и сердце?
• У кого получилось строить домик для любви?
• Почему так думаете?
8. Домашнее задание.
Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца.
Категория: Самопознание | Добавил: Sayle
Просмотров: 2166 | Загрузок: 248 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru