Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Панорама методов и приемов управления творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания.
2014-12-05, 9:23 AM
Панорама методов и приемов
управления творческой деятельностью учащихся
на уроках самопознания.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, т.к. творческое осмысление является одним из способов активного познания мира.
Задачу развития творческого мышления подрастающего человека, бесспорно, может решить предмет «Cамопознание». Для этого существует ряд оправдавших себя на практике методов и приёмов управления творческой деятельностью учащихся.
Неотемленным этапом управления творческой деятельностью является диагностика психологических особенностей учащихся на протяжении всего обучения.
Педагогам предмета «Самопознание» необходимо вести систематическое наблюдение за процессом преобразований для получения объективной информации о результатах своей работы. Сбор, обработка, анализ информации дают возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую деятельность, это и есть составляющие мониторинга. На слайдах представлены диагностики для каждой возрастной группы. На выставке предложены сборники диагностик.
На основе проведенной диагностики организуется творческая познавательная деятельность учащихся.
Творческая деятельность – необходимая составляющая уроков самопознания.
Она осуществляется путем введения в предмет самопознания следующих методических приемов, которые обозначены в УМК условными знаками для каждой рубрики.
• «Круг радости»
• «Помечтаем»
• «Наедине с собой»
• «Разминка»
• «Почитаем»
• «Побеседуем»
• «Игра», «Упражнение»
• «Инсценирование»
• «Обобщаем»
• «Круг от сердца к сердцу»
• «Домашнее задание
«Творческая работа» – важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопознанию, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения; рисование и театрализованное представление; изготовление макетов, плакатов и коллажей, создание эссе, мини-сочинений, писем. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы.
Работа над цитатой: Н. Рерих — художник и философ говорил. «Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь»
— Согласны ли вы с этим выражением?
— Вспомните, какие чувства вы испытывает, когда у вас что-то хорошо получается?
— Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? (ответы) Почему?
Согласны ли вы с Выводом:
— Творчество — это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.
Одним из таких видов деятельности на уроке самопознания является работа над цитатой.
На уроках самопознания часто используется метод ассоциаций. Попробуем применить его и на нашем ключевом слове «творчество»
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «творчество»,
« Шабыт – вдохновение» (на двух языках) назовите слова, используя буквы этого слова.

Т- творить, творец
В - воодушевление
О - озарение
Р - развитие, рефлексия
Ч - чуткость, чувства
Е - естественность
С - свобода
Т- тактика, театрализация
В- восхищение, вечность
О – оригинальность
Данный метод нужен для вхождения в ситуацию, как мобилизующий этап урока.
К разряду творческих можно отнести такие задания как:
 выполнить иллюстрацию к услышанному произведению;
 разыграть сценку на заданную тему;
 придумать историю на основе изображённого на рисунке;
 передать сюжет рас¬сказа от имени одного из героев;
 составить диалог и т.д.
Выполняя упражнение такого характера, ученик осмысливает полученные на уроке знания с точки зрения их важности в жизни человека, но самое главное, автор выражает в своём творческом воплощении отношение к миру, создаёт его образ.
Известно, что формула любого вида творчества: человек и то, о чём он пишет, что изображает. Таким образом, приобщая ученика к участию в творческой деятельности, мы даём ему возможность проявить его собственную жизненную позицию.
Рассмотрим подробнее некоторые виды творческой деятельности.
В курсе самопознания четвёртого класса изучается тема «Начало начал», где рассматриваются важнейшие семейные ценности. Учащимся предлагается выполнить такое творческое задание, в котором применяется метод инсценирования. Учитель управляет деятельностью учащихся, направляет, задает наводящие вопросы по теме, тем самым помогает составить план работы над темой.
Алгоритм работы по теме «Начало начал»
1)Представьте одну большую семью, в которой есть дети разных возрастов, папа, мама, бабушка и дедушка.
2)Подумайте, как проходит семейный вечер после трудового дня.
3)О чем говорят родные люди. (метод предположений)
4)Чем они занимаются.
5)Как они относятся друг к другу.
6)Представьте себя на месте родителей.
7)Разыграйте сценку «Семейный вечер».
Данное задание сопровождается рисунком, размещённым в учебнике. Работой с пословицами, крылатыми выражениями.
Также закрепить полученные в ходе урока знания представляется возможным через анализ предложенных в учебнике ситуаций.
Сегодня по любимому твоему предмету ты получил тройку. Вчера ты не успел подготовиться к этому уроку, потому что заболела мама. Ты ходил в аптеку и ухаживал за ней. Что ты ответишь маме, когда она спросит о твоих делах в школе?
• Маша. Я скажу честно, что получила тройку. Мама огорчиться. Но я скажу ей, что я обязательно получу пять.
• Мадияр. Мама извини меня, я не смог подготовиться к уроку, потому что ты заболела. Я не могу оставить тебя в одиночестве .
• Адильжан. Я скажу ей, что я хочу помочь тебе, чтобы ты никогда не болела. Уроки – это не главное. Главное – помогать родным.

Управлять творческой деятельностью можно через применение игровых технологий.
1.Сюжетно- ролевые игры. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят: - неумение переходить из роли в роль;
- неумение принимать любую роль;
- неумение продуцировать новые образы (отсутствие ролевой креативности).
2.Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства;
- игры, обучающие умению сотрудничать.
3.Игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
4.Задания с использованием «терапевтических» метафор. Их постоянное предъявление приводит к усвоению основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
5. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств).
6. Направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

Эффективным видом творческой деятельности является ответ на письмо. Как правило, письма, размещённые в учебниках самопознания 1-4, 5-7 классов, затрагивают актуальные вопросы становления личности, выбора жизненного пути. Если устанавливать строгие рамки, то в основе этого задания лежит прием «размышление над ситуацией». Однако, отвечая автору письма, ученик творчески подходит к решению проблемы, ведь он моделирует будущее, рекомендует способ жизни, анализирует возможности человека в воображаемой ситуации. Создание письма дает возможность приобщиться к искусству самовыражения своих мыслей, чувств на бумаге. (перечислить письма)
Сейчас мы попробуем выразить свои мысли в стихах.
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание работа в группах
(на выполнение дается 3 минуты):

• Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
• Весной стоят повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…
• Всех решила удивить
И французский суп сварить…
• Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…

Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой или коллективной. Совместная творческая деятельность способствует осознанию учащимися значимости таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, развитию умения вы¬сказать собственное мнение и уважать мнение других, формирует у детей уверенность в своих силах и творческих возможностях, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности.
Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению.
Начиная с первого класса, природе, как важнейшей общечеловеческой ценности, посвящено значительное количество уроков по теме: «Природа – бес¬ценный дар». Разнообразными являются и творческие задания к ним. Так, в первом классе учащимся предлагается жестами, мимикой изобразить, как природа улыбается, хмурится, печалится, во втором – вспомнить интересный случай, который произошёл с ними в лесу, на речке или в горах, и пере¬сказать или проиллюстрировать его. В третьем классе учащимся предстоит составить памятку о том, как нужно вести себя на природе, а в четвертом – составить коллективное обращение к людям о бережном отношении к природе, о достижении гармонии с ней. В пятом же классе природа рассматривается как источник вдохновения. Познакомившись с репродукциями картин известных художников, размещёнными в учебнике, учащиеся размышляют о том, что вдохновило художников на создание столь восхитительных пейзажей. В шестом классе предлагается такой вид коллективной творческой деятельности:
Напишите сценарий телевизионной передачи «Услышать природу».
Алгоритм работы:
– разработайте вопросы интервью по данной теме с известными людьми вашего города, аула;
– возьмите интервью у жителей вашего населенного пункта о судьбе природы в ва¬шем районе;
– соберите фотографии о природе и смонтируйте фотоколлаж или откройте фото¬выставку.
Вышеизложенные методы способствуют повышению творческого потенциала уч-ся.
Таким образом, творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, а её результаты – барометром его успешности, показателем глубины переживания каждым уч-ся изучаемой темы. Индивидуальное и коллективное творчество – это проявление отношения учащихся к себе, окружающему миру, способ познания своих возможностей.
Результаты творческой деятельности являются существенным компонентом портфолио, т.е. суммой достижений ученика. Поэтому ожидаемым результатом управления творческой деятельностью является повышение уровня духовно-нравственного воспитания, формирование коммуникативной компетенции, развитие творческого потенциала школьников.
А сейчас представляю вашему вниманию творческое упражнение «Арка».
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи. Вы будете работать в группах.
Материалы: ножницы, бумага, клей, фломастеры.
Время: 7 минут
Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Дать название арке и обосновать его.
Вопросы для обсуждения:
1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно? Почему?
2. Часто ли возникают такие ситуации? А ведь на самом деле на каждую ситуацию можно найти как минимум три решения.
3. Кто подсказал это решение или оно было коллективным?
4. Заполнение оценочного листа.
Выполнение работы какой команды вам показалось наиболее творческим?

5. Оценочный лист

Критерии группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
Выполнение условия
(максимально 3 балла)
Креативность
(3 балла+бонус 1 балл )
Эстетичность
(максимально 3 балла)
Быстрота работы
(3 балла+бонус 1 балл)
Опрятность рабочего места
(3 балла+бонус 1 балл)

Всего
Такой вид творческой работы можно предложить учащимся как начального, так и старшего звена.
Подводя итог творческой работы, можно с уверенностью сказать что знания, полученные на уроке самопознания, невозможно оценить в рамках традиционной пятибалльной системы. Действительно, как оценить истинные благородство, доброту, отзывчивость, великодушие?
6. Рефлексия. Упражнение «Портрет креативного человека»
У вас на столах лежат сердечки . Напишите качества творческого учителя самопознания. Назовите их. А сейчас давайте составим из наших сердечек большое сердце творческого учителя самопознания.
А сейчас давайте наполним макет нашего учителя этими качествами .
Задача уроков самопознания не столько состоит в том, чтобы вооружить учащихся теоретическими знаниями об общечеловеческих ценностях, сколько в том, чтобы помочь им следовать этим ценностям в практической жизни, осознать высокое предназначение человека, его способность идти по пути добра и любви. И именно творческая деятельность способствует возможности каждого понять практическую сущность знаний, полученных на уроке, для реализации лучших жизненных устремлений, создания каждым неповторимого образа мира, который вдохновляет на разумное, доброе, вечное.
Категория: Самопознание | Добавил: angel77
Просмотров: 993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru