Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Любви прекрасные мгновенья
[ Скачать с сервера (22.4Kb) ] 2015-02-28, 3:04 PM
Урок самопознания в 9 классе.

Подготовила
учитель самопознания КГУ«Общеобразовательная школа № 25»г.Сатпаев
Карагандинской области
Савенкова Алла Александровна

Тема
ЛЮБВИ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ

Цель:
формирование представлений о любви мужчины и женщины как возвышающем и облагораживающем чувстве.
Задачи:
- раскрыть значение первой любви для человека, любви как основы крепких семейных отношений;
- развить стремление к личностному росту;
- воспитывать культуру чувств.

Круг радости
Начиная Круг радости с отрывка из стихотворения Б.Окуджавы, учитель может обратиться к учащимся с вопросом: «О какой музыке печали говорит поэт?». Размышляя, учащиеся придут к заключению, что печаль применительно к любви - это сложное чувство, которое включает всю гамму переживаний, связанных с развитием отношений любящих людей.
И это все у нас в крови, хоть этому не обучались: чем чище музыка любви, тем громче музыка печали.
Чем громче музыка печали, тем выше музыка любви.
Булат Окуджава
Беседа
Вопросы беседы помогут учителю конкретизировать тему урока, на котором пойдет речь о первой любви, о любви мужчины и женщины. Беседа ориентирована не только на выявление уровня осведомленности учащихся о взаимоотношениях полов, но и личного опыта, так как глубина рассуждений по существу заданных вопросов зависит от глубины личных переживаний, связанных с юношеской любовью.
1. Когда к человеку приходит первая любовь?
2. Влияет ли на человека это чувство? Как?
3. Как вы понимаете смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»?
Чтение
Представленный текст можно рассматривать не просто как лирическую зарисовку о первой любви юноши к девушке, но и воспринимать как опыт создания образа любви. В конце эссе ставятся вопросы, которые определяют проблему темы.

ЭТЮД О ЛЮБВИ
Инкар Токаш
Первая любовь - как много она значит для человека! Умытый первым чувством, мир вдруг неизъяснимо преображается, и каждый миг исполнен значения, и неприметные прежде детали бытия возвышаются до символов, и природа - лес, речка, луна, цветы, солнце, дорога - входят в жизнь, как живые, имеющие душу существа, и твоя собственная душа открывается и оказывается бездонной, как и весь так волшебно вдруг преобразившийся мир. «Вот он просыпался утром, и первое, что ударяло ему в глаза, было радостное солнце, первое, что он слышал, был радостный, знакомый с детства трезвон деревенской церкви, там за росистым, полным тени и блеска, птиц и цветов садом ... Но тотчас же восторгом и ужасом всю душу пронзала мысль: Катя! Утреннее солнце блистало ее молодостью, свежесть сада была ее свежестью, все то веселое, игривое, что было в трезвоне колоколов, тоже играло красотой, изяществом ее образа ...»
Не правда ли, и вы, даже если, проснувшись утром, не слышали колоколов и не видели в окно сада, чувствовали то же, что и бунинский Митя, когда были влюблены?
Но кого-нибудь, быть может, при словах «первая любовь» охватит чувство острого сожаления: нет, не пережиты мною эти высокие мгновения, не узнаны душою этот восторг и ужас, сладость и боль. Все было мельче, а то и вовсе пошло, все было поспешно просто, а то и совсем не было. Мимо прошла любовь. Отчего?
Как приходит любовь? И к кому? Отчего уходит? И можно ли ее удержать, сохранить, пронести через жизнь? Как распознать: истинное ли это чувство или его иллюзия? Почему сердце избирает именно его, ее? Всякий ли человек достоин любви?
Анализ проводится по вопросу
• Что помогает человеку ответить на вопросы, поставленные автором?

Цитата урока
Обращение к известным словам А.Пушкина поможет учащимся осознать бесконечное пространство любви и её всепобеждающую силу:

Любви все возрасты покорны!
Александр Пушкин

Ситуация
В представленной ситуации описана история взаимоотношений юноши и девушки, учившихся в одном классе. Рассказчица передает ее как историю любви, но любовь ли это? Учителю, подводя итоги обсуждения, нужно объяснить, что в любви недопустимы навязывание своей воли, покушение на свободу другого человека, игра на его чувствах.

Прочитайте историю, которую рассказала ученица одной из школ.Проанализируйте ситуацию, ответив на вопросы:
• Что связывало Никиту и Полину?
• Как влияли установившиеся отношения на образ жизни и поступки каждого из них?
• Почему Никита попал в больницу?
• Мог ли Никита противостоять Полине? Почему?
• Какие уроки извлекли вы из этой истории?

Я по-прежнему убеждена, что любовь - самое прекрасное и светлое чувство, которое человеку выпадает пережить. Но я была свидетелем того, как любовь чуть не разрушила человека. Никита пришел к нам в класс в 10-м и сразу всем понравился. Учителя в нем души не чаяли: легко учился на пятерки почти по всем предметам. Да что там пятерки! В нашем гуманитарном классе вдруг появился парень, способный представлять школу на олимпиаде по математике. А когда он занял там П-е место, был потрясен даже наш всегда спокойный и невозмутимый директор. Никите прочили лавры будущей звезды матлингвистики.
Ребята, которые, как известно, учительских любимчиков не жалуют, относились к Никите с симпатией и уважением. Девчонок он сразил наповал, сразу же, без лишних уговоров согласившись играть в школьном театре. Мальчишки оценили, что Никита мог часами гонять с ними в футбол, не отговариваясь срочными уроками, как отличник.
Но главное, как он общался: доброжелательно, открыто, всегда с улыбкой. Никто из нас ни разу не слышал от него издевки или хамства. Веселый, приветливый, остроумный... Одних этих качеств было достаточно, чтобы каждая из нас по уши влюбилась в Никиту. Возможно, в глубине Души так и было, но любовь к Никите была для девчонок нашего 10-а - табу! Потому что буквально на следующий День после его появления Полина сказала: «Он мой!» Соперницы-одноклассницы - это в порядке вещей. В любви каждый сам за себя! И у нас в классе не раз возникали ситуации, когда девчонки ссорились и даже начинали враждовать из-за приглянувшегося парня. Но перебежать дорогу Полине не решился бы никто.
Полина - девушка умная, красивая, с сильным, волевым характером. Она писала стихи и песни и по любому поводу цитировала Диккенса. У нее была репутация бесшабашной девчонки, которая может зимой вылезти в окно и постоять на карнизе 3-го этажа, подначивая растерявшихся мальчишек. Или вогнать в краску учителя, заявив громко, на весь класс: «Я вас не узнаю, Александр Иванович, -урок сегодня был совершенно неинтересный». Ей все сходило с рук.
То, что Никита влюбился в Полину, никого особенно не удивило. Она девчонка яркая, с «изюминкой». С ней и поговорить интересно, и не соскучишься. С Полиной всегда связаны интересные приключения. То придумает встречать рассвет где-нибудь на крыше, под песни собственного сочинения. То решит поехать на выходные автостопом смотреть северное сияние. Нас удивило другое -влюбленный Никита менялся прямо на глазах.
Теперь Никита и Полина были всегда вместе. Он ушел из школьного театра, потому что театр покинула Полина - в новом спектакле для нее не было роли. Да и с нами он практически перестал общаться. Прежде веселый и разговорчивый, он теперь быстро кивал при встрече и с виноватой улыбкой торопился отойти в сторону: Полина ревновала его не только к девчонкам, но и к мальчишкам. Даже на школьный чемпионат по футболу играть за сборную класса Никита не пришел. Я видела потом, как Юрка похлопал извиняющегося Никиту по плечу:
- Я все понимаю, Кит, у тебя любовь! Но только учти: слопает тебя наша Поленька. Она же удав - анаконда с пышной челкой!
А еще через пару дней Юрка меня огорошил:
- Ты знаешь, что Кит ушел из дома? Она потребовала!.. Перемены в Никите, конечно, заметили не только мы,
но и его родители. Его мама позвонила Полине.
- Полиночка, вы с Никитой друзья. Меня беспокоит, что он забросил учебу, осунулся, погрустнел. Через две недели экзамены... Может быть, вам стоит сейчас пореже встречаться?..
Полина отреагировала немедленно:
- Твои родители меня ненавидят. Или я - или они! Если ты меня действительно любишь, переезжай ко мне. Отец с бабулей слова не скажут!
Ослушаться Никита не посмел.
- Мама, я вас с папой очень люблю, но, поверь, так будет лучше.
Родители «поверили», боясь еще больше травмировать сына. Никита с Полиной за ручку приходили на экзамены, а потом, ни с кем не разговаривая, уходили.
Скандал разразился на экзамене по истории. Полина пришла сдавать его одна.
- А где же Никита? - чуть не хором спросили мы.
- Я ему запретила. Пусть докажет, что действительно меня любит!
Он доказал. Учителя с трудом уговорили комиссию разрешить ему сдавать экзамен с другим классом. На выпускном Никиты не было. Три недели он пролежал в больнице с сильнейшим депрессивным неврозом. Потом родители увезли его жить и учиться в другой город.
Резюме
Информацию, представленную в рубрике «Узнаём новое», можно рассматривать как обобщение сказанного в отношении вышеизложенной ситуации. Учитель может предложить учащимся дополнить информацию своими выводами.
Любовь между юношей и девушкой - прекрасное, яркое, окрыляющее чувство. Если чувства людей искренни и взаимны, в любви проявляются самые лучшие качества характера: нежность, заботливость, уважение к избраннику (избраннице). Нужно помнить, что настоящей любви не свойственны ревность, недоверие. Очень важно понимать, что основу отношений любящих людей составляет свобода выбора: подчинение любимого человека своей воле, игнорирование его интересов недопустимо!

Домашнее задание
Задание выполняется в тетради.
Опишите известную вам историю любви из реальной жизни или прочитанную в книге, увиденную в кино. Чем поучительна эта история?

От сердца к сердцу
Учитель предлагает встать в круг, взяться за руки и назвать слово или словосочетание, которые обозначают необходимое условие любви. Например: взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, поддержка, забота, искренность, признание интересов другого и т.д.
Категория: Самопознание | Добавил: Полина9724
Просмотров: 411 | Загрузок: 12 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru