Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Критическое мышление на уроках математики. Конспект урока "График квадратичной функции"
2017-02-02, 3:38 PM
Открытый урок.
(фрагмент урока)
Тема: Построение графика квадратичной функции.
Цели урока:
• Обучающая: отработка навыков исследования квадратичной функции;
• Развивающая: способствовать развитию умения анализировать; развитию творческих способностей и активности мыслительной деятельности; развитию критического мышления;
• Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру общения, умение работать в малых группах, привитие интереса к математике.

Структура урока:
1. Вступление учителя. - 1-2 минуты
2. Актуализация знаний. - 5-7 минут
3. Игра по принципу «аквариум». - 2-3 минуты
4. Домино. . - 8-10 минут

Тип урока: закрепление знаний.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная.
Методы урока: интерактивный, критическое мышление.
Принципы обучения: доступность, сознательность, связь теории с практикой, дифференциация, свобода выбора.

ХОД УРОКА.
I.
Тема нашего сегодняшнего урока «Построение графика квадратичной функции». Результатом большинства заданий данной темы является собственно построение графика функции и установление ее свойств. Правильность заключительного этапа в большей степени зависит от правильности выполнения подготовительной работы, которая заключается в исследовании функции по заданному уравнению. Исходя из всего сказанного, цель нашего сегодняшнего урока можно сформулировать так: отработка умения проводить исследование квадратичной функции по заданному уравнению.

II.
Первый вопрос к вам будет таким: какие математические термины вы связываете с понятием график квадратичной функции?
Возможные ответы учащихся: парабола, вершина параболы, ветви параболы, ось симметрии, нули функции, алгоритм, точки пересечения с осями координат, дополнительные точки и т.д.
Примечание: учителем на доске вывешивается табличка с надписью график квадратичной функции, возможные ответы учащихся также имеются в виде записей на отдельных листах, т.о. на доске выстраивается схема своим содержанием комментирующая суть работы по выполнению построения графика. Те ответы, которые не отражены на подготовленных заранее листках, записываются мелом. Учитель может отметить те ответы, которые более конкретно отражают суть поставленной проблемы.
Таким образом, мы с вами вспомнили все важные моменты построения графика. Теперь помогите расшифровать каждый из установленных нами блоков.
Примечание: Обсуждение поставленного вопроса завершается расшифровкой каждого термина. Ученики принимают участие в обсуждении, используется прием мозгового штурма. Необходимые краткие записи делаются учителем на доске.

Примерный вид полученной схемы.

III. Игра.

В своей схеме мы отметили термин, который применим не только в математике, и смысл этого термина понятен каждому. Это – алгоритм. Вы знаете, что для построения графика необходимо выполнение определенного алгоритма, придерживаясь которого можно выполнить построение графика любой квадратичной функции. Успех выполнения исследовательской работы во многом будет зависеть от того, насколько вы последовательно и в полном объеме выполняете предписания алгоритма. Чтобы вспомнить алгоритм, я предлагаю вам поиграть. Суть игры заключается в следующем. Для игры вызываются 5 человек. На спину каждого прикрепляется листок с надписью определенного шага алгоритма. По истечении заданного времени учащиеся должны встать так, чтобы шаги алгоритма выстроились последовательно. Задание усложняется тем, что разговаривать друг с другом во время выполнения задания нельзя.

Примечание: Суть игры заключается не только в том, чтобы вспомнить, последовательность шагов алгоритма, но и в том, чтобы выявить способность у учащихся действовать в нестандартной ситуации. Если ребята не смогут справиться с заданием, то учащиеся класса могут им в этом помочь. Подсказка заключается в том, что расставить правильно может один человек, выстроив остальных четырех, и в заключение должен сам встать на свое место.

Надписи для игры.

вершина параболы, ось симметрии,
нули функции, пересечение с осью ОУ,
дополнительные точки

IV. Домино (биржа знаний).
И в заключение хотелось бы знать, как вы можете применить все те знания, которые мы только что вспомнили. Я предлагаю участвовать вам в бирже знаний. Смысл будет заключаться в следующем. На каждой парте лежит 4 варианта конвертов: I – самый простой уровень, II и III – варианты среднего уровня, IV – более сложный по сравнению с остальными вариант. В каждом конверте имеется одна большая карточка с указанной на ней функцией и набор маленьких карточек, имеющих номер и содержащих ответ. Большую карточку вы положите посреди парты, а маленькие будете помещать строго под ней в том порядке, в котором будут называться вопросы.
Примечание: На данном этапе осуществляется работа в малых группах по выбору правильного ответа на заданный вопрос. По окончании работы последовательность полученных карточек скрепляется, во избежание изменения своего решения и предоставляется возможность самопроверки правильности выполнения работы. Работа дается в 4 дифференцированных вариантах. Выбор варианта осуществляется самими учениками. Учащиеся рассажены по возможности так, чтобы в паре оказались равные по силе ученики.

Вопросы для проведения.
1. Как направлены ветви параболы?
2. Укажите координаты вершины параболы.
3. Укажите уравнение прямой, которая является осью симметрии параболы.
4. Укажите точку, в которой парабола пересекает ось У.
5. Укажите координаты точек пересечения графика функции с осью абсцисс.
6. Укажите промежуток, на котором функция возрастает.

Примерный набор карточек:
y=x*x-2x-8
1. вверх
2. вниз
3. (1; -9)
4.(-9; 1)
5. (2; -12)
6. х=1
7. х=2
8. х=-1
9. (0; -8)
10.(0; -9)
11.(4; 0) и (-2; 0)
12(-2, 0) и (-8; 0)
13. (-4; 0) и (2;0) и т.д.

Проверка правильности ответа:

1. 3. 6. 9. 11. 14.
Примечание: Вопросы могут быть продиктованы учителем последовательно или быть предоставлены все одновременно. Правильные ответы предоставляются учителем по окончании работы. После проверки пара, которая не допустила ни одной ошибки, получает зеленую акцию, 1-2 ошибки – синюю акцию, 3 ошибки – красную, 4-5 ошибок – желтую.
Игра «Найди пару».

А теперь я предлагаю вам поиграть. Суть игры заключается в следующем. Для игры вызываются 10 человек. Каждому дается листок со словом, которое имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока. По истечении заданного времени учащиеся должны найти свою смысловую пару. По необходимости можно изменять падеж и число данного вам слова. Им в помощь предоставляется независимый наблюдатель, который сможет содействовать им в случае неудачи.
В это время остальным ребятам дается задание найти в схеме слово, которое применимо не только в математике и попытаться объяснить его смысл.

Примечание: Для проведения данного этапа могут быть привлечены учащиеся, находящиеся на среднем уровне усвоения темы. Игра поможет им еще раз отложить в зрительной памяти термины и затем сложить их в определенный алгоритм. Наблюдатель выбирается из числа сильных учащихся в целях экономии учебного времени.

Надписи для игры.

"вершина" "ось" "нули" "пересечение" "дополнительный" "парабола" "симметрия"
"функция" "ось у" "точка"

Вы видите, что у нас получилось пять пар. Что связывает все эти понятия?
Что представляет собой выстроенная последовательность терминов?
Категория: Математика | Добавил: annydv68
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 11:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [176]
Педагогика [299]
Математика [814]
Физика [255]
История [352]
Классному руководителю [535]
Русский язык и литература [718]
Физическая культура [220]
Английский язык [430]
Искусство [192]
Родительский совет [16]
Биология [335]
Информатика [376]
Начальная школа [1930]
Мой Казахстан [248]
Технология [130]
Самопознание [179]
Технология труда [53]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [44]
Профессиональное образование [159]
Дошколенок [500]
География [136]
Школьная библиотека [53]
Казахский язык и литература [577]
Химия [40]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru