Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

8кл.Алгебра."Решение КУ.Обобщающий урок."
[ Скачать с сервера (851.0 Kb) ] 2011-04-02, 9:05 PM
Цель урока:
Научить находить значения параметра для поставленного условия. Определять рациональный метод решения квадратного уравнения в зависимости от вида уравнения и значений его коэффициентов. Обобщить знания учащихся.
Развить вычислительные навыки, умения решать уравнения.
Воспитать сознательное отношение к учёбе, активность в учебном процессе, аккуратность, дисциплинированность.
Ход урока.
І. Организационный момент.
1. Присутствующие.
2. Объявление темы, цели, эпиграф, формат, план урока.
3. Историческая справка.
• КУ возникли давно. Еще в Вавилоне около 2000л. назад до н.э. почти все действия и знаки записывались словами, не было намека на удобные правила, которыми мы пользуемся. Нельзя было записывать в общем виде алгебраические выражения. Каждый вид уравнения с решался по особому правилу.
• В 825г. Аль-Хорезми - арабский учёный написал "Книгу о восстановлении и противопоставлении".Эта книга стала первым в мире учебником алгебры. В ней рассматривается 6 видов КУ и в словесной форме сформулированы правила их решения.
• В 1202г итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы КУ.
• В 16в. Виет ввел свое буквенное исчисление. Такой способ записи позволил Виету сделать важные открытия при изучении общих свойств алгебраических уравнений. За это Виета называют "отцом" алгебры, основоположником буквенной символики.
• В 17в, благодаря Ньютону и Декарту эти формулы приняли современный вид.
ІІ. Рассмотрение темы.
1.Урок посвящён квадратному уравнению (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 Исследовать будем на уроке это уравнение по поставленным вопросам.
Вопрос 1. При каком значении параметра р данное уравнение будет квадратным? (пояснить решение)
(р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0
Ученик Чтобы данное уравнение было квадратным, по определению необходимо, чтобы старший коэффициент был отличен от нуля.
Поэтому р – 3 ≠ 0, р ≠ 3.
Ответ: если р ≠ 3, то данное уравнение будет квадратным.
 2. Опрос теории.
Учитель. Что есть у растения, слова и уравнения?
Ученик. Корень.
Учитель. Что называется корнем уравнения?
Ученик Корнем уравнения называется число, обращающее уравнение в истинное числовое равенство.
 3. Опрос теории.
Учитель. Какие варианты наличия корней возможны у квадратного уравнения?
Ученик. КУ может иметь два различных корня, два равных корня или не иметь действительных корней.
Учитель. Вопрос 2. При каком значении параметра р данное уравнение будет иметь корень х = - 2? (пояснить решение)
(р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 Для решения вызвать ученика.
Ученик Если х = -2, является корнем уравнения, то надо это число подставить в данное уравнение (р - 3)(-2)2 + 2(р – 2)(-2) + р + 4 = 0,
4(р - 3) - 4(р – 2) + р + 4 = 0,
4р – 12 – 4р + 8 + р + 4 = 0, р = 0.
Ответ: если р = 0, то х = - 2 будет корнем уравнения.
 4. Опрос теория .
Учитель. Какие виды может принимать КУ? Записать и в общем виде и описать варианты наличия корней
Ученик. (пишет на доске) ах2 + вх + с = 0
При в = 0, ах2 + с = 0,имеет два противоположных корня а и с с разными знаками, а если а и с с одинаковыми знаками, то корней нет;
при с = 0, ах2 + вх = 0 , имеет два различных корня, один из которых равен 0;
при в = 0, с = 0, ах2 = 0, имеет два корня равных нулю.
Учитель. Вопрос 3. При каком значении параметра р данное уравнение будет неполным квадратным вида ах2 + вх = 0 и какие будет иметь корни? Написать уравнение и решить его (пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 будет принимать вид ах2 + вх = 0 при

Имеем,(-4 - 3)х2 + 2(-4 – 2)х = 0, -7х2 – 12х = 0, , х(-7х – 12) = 0,
.
Ответ: если р = -4, то уравнение примет вид -7х2 – 12х=0, х
Учитель. Вопрос 4. При каком значении параметра р данное уравнение будет неполным квадратным вида ах²+ с = 0? Написать уравнение и решить его (пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 будет принимать вид ах2 + с = 0 при

Имеем,(2 - 3)х2 + 2+ 4 = 0, -х2 + 6 = 0, , -х2 = -6, х2 = 6, х=
Ответ: если р = 2, то уравнение примет вид -х2 + 6=0, х

Учитель. Вопрос 5. При каком значении параметра р данное уравнение будет квадратным неполным вида ах2 = 0 ? Написать уравнение и решить его (пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 будет принимать вид ах2 = 0 при

Ответ: р .
 5. Опрос теории.
Учитель. При каких условиях можно быстро вычислить корни квадратного уравнения?
Ученик 1. Если квадратный трёхчлен можно представить в виде полного квадрата.
2. Если уравнение имеет корень х=1, то сумма коэффициентов равна 0.
3. Если сумма коэффициентов равна 0 при смене знака у второго коэффициента, то один из корней х= -1.
Учитель. Вопрос 6. При каком значении р данное уравнение будет полным квадратным, которое можно решить методом выделения полного квадрата трёхчлена? Написать уравнение и решить его (пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 Можно будет решить методом выделения полного квадрата, если его дискриминант будет равен 0, при . Так как второй коэффициент чётный, надо вычислить Д1 = 0, при . Составим дискриминант.
Д1 = k2 - ac = (p – 2)2- (p – 3)(p + 4) = p2 – 4p + 4 – p2 – p + 12 = -5p + 16 = 0, р = .
Подставим значение р в уравнение. ( - 3)х2 + 2( – 2)х + + 4 = 0
(16 - 15)х2 + 2(16 – 10)х + 16 + 20 = 0, х2 + 12х + 36 = 0, (х + 6)2 = 0, х = - 6.
Ответ: если р = ., то уравнение примет вид (х + 6)2 = 0 , х
Учитель. Вопрос 7. При каком р данное уравнение будет квадратным и иметь корнем 1? Написать и решить уравнение (пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 это уравнение будет иметь корнем 1, если сумма коэффициентов будет равна 0, при а 0.
(р - 3) + 2(р – 2) + р + 4 = р – 3 + 2р – 4 + р + 4 = 4р – 3= 0, р =
Подставим полученное р в уравнение: ( - 3)х2 + 2( – 2)х + + 4 = 0 ⎡∙ 4,
(3 - 12)х2 + 2(3 – 8)х + 3 + 16 = 0, - 9х2 – 10х + 19 = 0,
Ответ: если р = , то х
Учитель. Вопрос 8. При каком р данное уравнение будет квадратным и иметь корень -1?Написать и решить уравнение(пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 это уравнение будет иметь корнем -1, если сумма коэффициентов будет равна 0 при смен знака у второго коэффициента, при а 0.
(р - 3) - 2(р – 2) + р + 4 = р – 3 - 2р + 4 + р + 4 = 5.
Ответ: нет такого значения р, чтобы данное уравнение имело корень -1.
 6. Опрос теории.
Учитель. Какие варианты наличия корней может иметь ПКУ, и при каких условиях?
Ученик . Наличие корней у КУ можно определить с помощью дискриминанта Д.
Если Д 0, то уравнение имеет два различных корня х1 х2;
Если Д 0, то уравнение имеет два равных корня х1 х2;
Если Д 0, то уравнение не имеет корней.
Учитель. Вопрос 9. При каком р данное уравнение будет квадратным и иметь два различных корня?(Пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 будет иметь два корня при

Ответ: если , то уравнение будет иметь два различных корня.
Учитель. Вопрос 10. При каком р квадратное уравнение не будет иметь корней ?(Пояснить решение).
Ученик (р - 3)х2 + 2(р – 2)х + р + 4 = 0 будет не имеет корней при

Ответ: если , то уравнение не будет иметь корней.
 7. Опрос теории.
Учитель. Какое квадратное уравнение называется приведённым квадратным?
Какая теорема описывает решение приведённого квадратного уравнения?

Ученик ПКУ называется приведённым, если старший коэффициент равен .
Решать приведённые КУ помогает теорема Виета и ей обратная.

Теорема: Если приведённое КУ уравнение имеет корни, то их сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному слагаемому.
Учитель.

Рефлексия.
Самостоятельно оценить сложность урока(дети поднимают руки)
а) легко; б) как обычно; в) сложно.

Домашнее задание.
По тем же вопросам исследовать уравнение (р - 2)х2 + 2(р – 3)х + р + 2 = 0

Сюрприз урока:
Предложить ученикам задание: найти р и х2 для уравнения х2 – р х + 5= 0 при условии , что х1 = 1. Составить число рх2 . вскрыть один из конвертов, на котором написано составленное число. В конверте – сюрприз (на усмотрение учителя).

Категория: Математика | Добавил: море | Теги: алгебра, 8класс, Квадратные уравнения
Просмотров: 1735 | Загрузок: 192 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-01, 5:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru