Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Математическая пьеса "Путешествие с Арифметикой"
[ Скачать с сервера (41.6 Kb) ] 2014-01-12, 7:29 PM
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЬЕСА – СКАЗКА
«ПУТЕШЕСТВИЕС АРИФМЕТИКОЙ»

Действующие лица:
Чит – современный мальчик, ученик 7 класса;
Алгебра и Геометрия – сестры и великие науки;
Арифметика – царица всех математических наук;
Нгам и Арет – первобытные охотники;
Ахмес – бывший писец Фараона, старец;
Пиопи – его ученик и приемник;
Пекарь – ловкий ремесленник из Древнего Египта;
Шером – индийский царь;
Сета – изобретатель шахмат;
«Вырви Глаз» и «Ослиное Ухо» - первобытные ученики;
Первобытный учитель;
Евклид;
Архелай, Архилок, Архимед;
Треугольник;
Квадрат;
Чтецы.

Действие первое

На сцене три молодые особы, на вид совсем девчонки. Входит Чит (в сторону).
Чит. Три девицы под окном пряли поздно вечерком…(Обращается к дамам.) Привет! Я – Чит.
Геометрия. Извините, но вы для меня, молодой человек, лицо почти незнакомое, а с незнакомыми я не разговариваю. (Гордо уходит.)
Алгебра. Похоже, что мы с вами где-то встречались, так примерно три раза в неделю, но вы, молодой человек, не слишком старались, поэтому я вас плохо помню. (Уходит вслед за Геометрией.)
Арифметика. Привет! Хотя, обращаясь к даме, лучше бы все же сказать «здравствуйте». В особенности, если даме много тысяч лет от роду...
Чит. Много тысяч? Но… Но тогда вам уже давно пора на пенсию!
Арифметика. Как это на пенсию?! Я служила людям тысячи лет, они и теперь без меня не обойдутся. Я же Арифметика!
(Чит озадаченно пожимает плечами).
Арифметика (возмущенно.) Что же ты молчишь? Или ты не слышишь? Я – А – риф – ме – ти – ка! Та самая, что изучают в школе. Ну, предмет, предмет такой… Ну ладно, сейчас увидишь. (Убегает.)
Чит(зрителям.) Но у нас не было такого предмета. Мы русский язык и математику проходили.
(Появляются Алгебра и Геометрия в коронах и мантиях).
Алгебра. Вот как, у них нет такого предмета! А примеры на вычитание и деление? А упражнения по сложению и умножению столбиком? Это что? Разве не арифметика?
Геометрия. Еще совсем недавно школьники трепетали, заслышав это слово… И вот - оно им почти неизвестно. Как забывчивы люди!
Алгебра. И все почему? Да потому, что Арифметика добровольно впустила в младшие классы нас, своих сестер, Алгебру и Геометрию, и мы все вместе стали называться математикой.
Геометрия. Нет, что же это такое происходит? Сестра делает благородный жест, поступается собственным именем во имя пе-да-го-ги-чес-ко-го процесса, а о ней, видите ли, больше не хотят знать! Будто не арифметика – основа всякого счетного дела…
Алгебра. Будто не арифметика – одна из самых древних наук мира! Сестра, мы должны с тобой сделать из этого правильный вывод, а то и нас бесцеремонно выживут из школьной программы. (Уходят.)
Гремит гром. Чит озирается. Звучит громовой голос.
Голос. Какой предмет ты изучаешь в школе, Чит?
Чит (испуганно). Математику.
Голос. Перед тобой Арифметика – царица математики.
Чит (озираясь). Где Вы, Ваше величество? (Арифметика появляется у него за спиной.)
Чит. Извините, ваше величество, боюсь, я был не слишком вежлив с Вами. Но, честное слово, я не нарочно.
Арифметика. Так и быть, на первый раз придется простить твое невежество. Слушай меня внимательно. Сейчас мы отправимся с тобой в путешествие во времени. Я покажу тебе, как постепенно люди познавали числа. Но не думай, что ты увидишь все периоды моей истории. Она слишком сложна, а ты слишком мал. Будем помнить, что никто не может объять необъятного. Поэтому для путешествия выберем самый короткий путь.
Чит(прыгая). Большое спасибо! Но когда мы пойдем?
Арифметика. Ах, да! Вперед!

Действие второе

На сцене два первобытных ученика сидят на шкурах и, пока нет учителя, разговаривают.
«Ослиное Ухо». Ты уроки сделал?
«Вырви Глаз». А как же! Я же отличник! Вот…(показывает булыжник.)
«Ослиное Ухо». Дай списать… (Берет другой булыжник и, все время посматривая на первый, высекает: тук – тук – тук…)
Учитель (появляется в пещере). Здравствуйте, дети!
«Ослиное Ухо» и «Вырви Глаз». У! У! У!
Учитель. Прошу садиться! (Пытается сесть и сам, но тотчас вскакивает, как ужаленный).Кто подложил мне бивень мамонта? Это твои штучки, Ослиное Ухо? Завтра приходи в школу с отцом…
«Ослиное Ухо». А папа не может: он в командировке, в соседнем племени.
Учитель. Тогда пусть…
«Ослиное Ухо». И мама не может: она огонь в очаге поддерживает.
Учитель. Тогда…
«Ослиное Ухо». А бабушка в поле собирает коренья.
Учитель(берет булыжник и выстукивает на нем.) А я вот (тук-тук…) ей записку напишу (тук-тук…), и останешься сегодня без сырого мяса…
«Ослиное Ухо».За что?! ( Плачет.) Я больше не буду-у…
«Вырви Глаз».Он больше не будет!
Учитель.А ты, Вырви Глаз, не заступайся! Ослиное Ухо, иди к скале! Решишь задачу.
«Ослиное Ухо».(Взяв булыжник, идет к скале). Я готов!
Учитель. Высекай условие задачи: «По небу летели птеродактили».
«Ослиное Ухо».Высек.
Учитель.«Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним пристало еще столько же. Сколько стало всего?»
«Вырви Глаз».(Отвлекая.) Ой, посмотрите – ка! Динозавриха с динозавренком!
Учитель.Где?
«Ослиное Ухо».(Лихорадочно перебирает булыжники). Это все не то…
Учитель. Ну, где же динозавры?
«Вырви Глаз».Уже вымерли…
Учитель.Ах, вы вздумали шутить! Ослиное Ухо, садись – два! Сколько лун ты уже сидишь в одном классе? Две? И еще на одну останешься. А ты, Вырви Глаз, решил задачу про птеродактилей?
«Вырви Глаз».Конечно! Я же отличник!
Учитель.Ну, и сколько же будет птеродактилей?
«Вырви Глаз».Птеродактилей будет много!
Учитель.Садись - четверка.
«Вырви Глаз».За что четверка –то?
Учитель.Ответ был не совсем полный. Надо было сказать: «Птеродактилей было очень много!
«Вырви Глаз»(плачет). Ну спросите меня еще! Зачем мне четверка, я же отличник!..
Учитель. Ладно, так и быть, слушай задачу: « У одного мальчика были ослиные уши. Одно ему намяли, одно оторвали. Сколько всего ушей было у мальчика?»
«Вырви Глаз». У мальчика было одно ухо. Одно ему намяли, его же и оторвали!
Учитель. Неправильно! С ответом не сходится. В ответе – два уха!
«Вырви Глаз».С каким ответом не сходится, покажите…
Учитель.Да вот он, ответ, перед тобой. Ослиное Ухо, встань, покажись! Видишь, у него два уха.
«Вырви Глаз»(хватает за ухо «Ослиное Ухо»). Извини, друг! У меня должен сойтись ответ. Ну что тебе – ухом больше, ухом меньше… А у меня, если с ответом не сойдется – четверка в четверти, представляешь?
«Ослиное Ухо».А-А-А! ( Убегает).
Чит. Ну и порядочки были в первобытной школе! И что же они могли сосчитать с помощью пальцев?
Арифметика. Давай посмотрим.

Действие третье

(На сцене друг против друга два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец)
Нгам. Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь одну руку человек и будешь загонять лося справа, Мирдин возьмет четыре пальца человек и подстережет слева, Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопись, скоро лоси пойдут на водопой! Эгей! (Убегают.)
Чит(ехидно.) Это так Вы выглядели в раннем детстве, Ваше величество? Ну а что же делали первобытные люди, если им надо было использовать большие числа?
Арифметика. Это мы сейчас увидим. И знаешь что, дружок, зови-ка меня просто Ари и без всяких «величеств». Титулы устарели, а я всегда хочу быть молодой и современной.
Снова появляются Нгам и Арет. Они идут медленно, Нгам прихрамывает. Оба счастливы: охота удалась.
Нгам. Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то сородичи будут сыты! Хей! Хей!
Арет. Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Хей! Хей! (Потрясают копьями.)
Арет, Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?
Нгам. В охоте участвовали две руки, одна нога и один палец на другой ноге людей, а еще я, ты и Эмрис. Это еще три пальца. У меня есть жена (указывает на свой последний незанятый палец), три сына (пальцы начинает загибать Арет), две дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, два сына, дочь. (Арет все это время загибает пальцы либо указывает копьем на соответствующие пальцы ног), покалеченный изюбром брат и 4 члена его семьи. У Эмриса есть старые мать, отец и 3 брата. У Мирдина…
Арет. Подожди!
Нгам. А что?
Арет. Не могу посчитать. Пальцев не хватает. (Оба задумываются. Нгам поднимает руки.)
Нгам. Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы знать, как правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит! А другого выхода нет.
Арет. Да будет вечной твоя мудрость, о Нгам! (Уходят.)
Чит. Ну и считари! А почему они нас не видели, Ари?
Ари. В моей власти только показать тебе прошлое, как в кино, а участвовать и жить в нем нельзя.
Чит. Очень жаль. Ну а что же с тобой, Ари, было дальше?

Действие четвертое

Слышится песня египетских рабов:
Должны ли мы день целый таскать зерно?
Полны уж амбары, кучи зерна текут выше краев,
А нас все заставляют таскать.
Воистину из меди наши сердца.
Чит. Где мы?
Ари. В Древнем Египте, мальчик.
(На сцену выходят писцы Ахмес и Пиопи, за ними, кланяясь, идет пекарь. Ахмес, как более старший, степенно усаживается на сцене. Пиопи встает рядом с ним и насмешливо смотрит на пекаря).
Пекарь(обращаясь к Ахмесу). О мудрейший! Писец Пиопи подсчитал, что я должен отдать в налог Фараону 6900 хлебов. Конечно, я не так беден, как крестьянин, но у меня всего 213 мер зерна, а из каждой меры получается по 37 хлебов. Мне кажется, что я не сумею выплатить такой большой налог, и тогда Великий и Божественный Фараон велит казнить меня. Писец Пиопи уверяет, что зерна на налог хватит и еще останется на пропитание моей семье и мы не умрем с голоду. Но его молодость рождает сомнения в моем сердце. Твоя мудрость и справедливость известны. Реши Ты мою судьбу.
Ахмес. Когда ты хочешь узнать, сколько будет 213 раз по 37, то делай, как делается: возьми 2 раза по 213 – это 426, потом 4 раза по 213 – будет 852, потом 8 раз – 1704, 16 раз – 3408, 32 раза – 6816. Смотри: 32, 4 и 1 составят 37. Теперь сложи 6816, 852 и 213. Получилось 7881. Значит, отдав в налог Фараону 6900 хлебов, ты оставишь себе 981. Этого хватит твоей семье до нового урожая. (Обращается к Пиопи). Ты посчитал правильно.
Пекарь. Припадаю к твоим стопам, Ахмес, и молю Озириса, чтобы оправдались. Твои слова. Но прости меня, ничтожного, позволь задать Тебе еще один вопрос.
Ахмес. Говори.
Пекарь. Почему именно так, а не иначе нужно решать столь сложную задачу?
Пиопи(возмущенно). А зачем тебе знать это? Уж не сомневаешься ли ты в словах Ахмеса, презренный? Твое дело молоть зерно, печь хлебы, варить пиво. Только жрецам и чиновникам Великого Фараона дано понимание всех тайн. Что будет с нашим искусством, если мы будем обучать ему всякого любопытного пекаря! Мы постигаем его много лет, проводим молодость в храмах за чтением священных свитков, а ты…
Ахмес(вставая неторопливо и с достоинством). Ты, пекарь, дважды усомнился в правдивости чиновников Фараона и за это достоин наказания палками.
Пекарь(падая на колени). О мудрейшие, не гневайтесь на меня. Жара помутила мой разум (постепенно приподнимается и быстро пятится назад). Не хотите ли вы освежиться? Отведайте моего напитка, оно славится в округе. Мои рабы мигом принесут вам большие кувшины. (Убегает.)
(Пиопи смеется, а Ахмес задумчиво смотрит вслед пекарю. Свет гаснет.)

Действие пятое

Чит. Как странно Ахмес умножал 213 на 37. Я быстрее мог бы перемножить столбиком гораздо большие числа.
Ари. Но тогда еще знаменитого способа вычисления «в столбик» не существовало. Сначала нужно было изобрести запись числа по разрядам, придумать специальный знак для обозначения пустого разряда – знак нуля, научиться быстро умножать числа внутри разрядов, т. е. ввести таблицу умножения.
Чит. Выходит, древние египтяне не знали таблицу умножения! Вот бедняги, как мучились – то!
Ари. Да, таблицу умножения изобрели не в Древнем Египте, а в Вавилоне. Египтяне же применяли только операцию удвоения. Так, при умножении 213 на 37 писец составлял таблицу, в которой помещались множители вида 2nи результаты удвоения 9 (пишет на доске):
/1 213
2 426
/4 852
8 1704
16 3408
/32 6816
Таблица продолжалась до тех пор, пока в левом столбце не появлялось наибольшее из чисел вида 2n, меньшее 37.Наклонной чертой вычислительотмечал такие числа в левом столбце, которые в сумме дают 37 (1+4+32= 37) и находил сумму чисел, стоящих в правом столбце против отмеченных: 6816+852+213=7881. Легко проверить, что 7881=37*213.
Чит. И древние вычислители никогда не ошибались?
Ари. Во всяком случае те, которые были внимательны, не ошибались. Этот способ основан на распределительном законе:
213*37=213*(1+4+32) =213*1+213*4+213*32.
Остается установить еще одно важное положение: целое число можно представить в виде суммы 1 и нескольких слагаемых вида 2n. Древние египтяне заметили его в результате долгой вычислительной практики. Ты тоже можешь проверить этот способ, а затем попытайся доказать.
Чит. Легко сказать «докажи», а как дойдет до дела – стоп. Да и кому нужны эти доказательства? Если что-то правильно, то сразу и видно, что правильно.
Ари(укоризненно качает головой). Ай-яй-яй. Какой ужас! Только бы не услышала это моя сестра Геометрия. А если бы ты был усерднее, то узнал бы много интересного о геометрических фигурах.

Действие шестое

(Сценка «Треугольник и квадрат»).
Жили – были два брата
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.

Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре».

Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней».

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы!

Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов.
Спать ложился – был квадратом,
А проснешься – без углов».

Но наутро младший брат
Мести страшной был не рад.
Поглядел он - нет квадрата,
Онемел… Стоял без слов.

Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
(ПоявляетсяГеометрия).
Чит. Треугольник, наверное, не знал, что у многоугольника вместо одного срезанного угла появляется два…
Ари. Конечно, все сразу узнать нельзя. Надо много и упорно трудиться.
Давай-ка, мы снова заглянем в древний Египет и посмотрим, как там решали более трудные задачи. Я уверена, что после этого ты сам заскучаешь по доказательствам.

Действие седьмое

(На сцене снова появляются Ахмес и Пиопи)
Пиопи(Почтительно обращаясь к Ахмесу). Учитель, позволь прервать Твои размышления, ведь и я пришел просить Твоей помощи в вычислениях.
Ахмес. Но Ты учился много лет, искусен в умножении и делении, знаешь дроби, быстро находишь, как дополнить до одной меры ту ее часть, которая состоит из 1/4, 1/8, 1/10, 1/30 и 1/45 долей меры. Что же смущает Тебя?
Пиопи. Вчера меня призвали к Великому Фараону для замечательного дела. Нужно сделать укрепление: 6 веревок в высоту, 4 в нижней стороне и 2 в верхней. Собрались писцы и военачальники. Спрашивают у них: «Сколько для этого потребуется кирпичей?» И никто не дал ответа. Все обратились ко мне и говорят: «Вычисли нам скорее». Я знаю, что объем всего укрепления нужно разделить на объем одного кирпича. Делить я умею, и объем кирпича мне известен. Но как узнать объем укрепления такой формы? (Изображает усеченную пирамиду с квадратным основанием).
Ахмес. Когда я учил Тебя решать такие задачи, то, видно, часто забывал, что уши мальчика находятся на спине. А теперь Ты неисправен в своей должности, и то, что я до сих пор должен поучать Тебя, обрушится на твой же затылок. Но Ты мой ученик, и я еще раз помогу Тебе. Слушай: возьми сначала эти 4 (указывает по рисунку нижнее основание усеченной пирамиды), умножь само на себя, получается 16; возьми 2 раза по 4 (показывает верхнее и нижнее основание), будет 8; умножь 2 само на себя, это 4. Сложи 16, 8 и 4, получается 28. Теперь возьми одну треть от 6, будет 2. Возьми 28 два раза. Смотри: то, что Ты хочешь узнать, есть 56.
Пиопи. Благодарю Тебя, мой благородный Учитель. Поистине, все тайны вещей открыты Тебе. Но кто же будет выручать нас, когда Озирис призовет тебя на свои бирюзовые поля?
Ахмес. Я записал это и другие наставления на папирусе и передам его в храм, где учатся будущие писцы.
Пиопи. Этот папирус прославит Твое имя навечно.
Ахмес. Учитель должен славиться своими учениками. Ты – мой ученик. Смотри же, не допусти, чтобы о тебе сказали: «Есть также и такие вещи, которых и ты не знаешь» (уходят).
(На сцену выходят Ари и Чит)
Чит. Знаешь, Ари, а то, что Ахмес рассказал, легко записать алгебраической формулой. Пусть a - нижнее основание пирамиды, b верхнее, а h – высота. Тогда объем вычисляется по формуле
V=h/3(a2+ab+b2).
Ари. Молодец, мальчик, формулу правильно записал.
Чит. Записать-то я записал, да не знаю, будет ли она верной. Скажи, Ари, а старый вычислитель не ошибся?
Ари. А ты разве сам не видишь? Только что утверждал, что правильное само за себя говорит и его сразу видно. Вот теперь погляди и скажи, верна формула или нет.
Чит (уныло). Но мы же этого не проходили…
(Появляется Геометрия)
Геометрия. Конечно, не проходили. Нельзя же «пройти» все сразу. Да, Ахмес указал верный путь вычислений, но в египетских папирусах встречаются и ошибки. Чтобы отделить зерна от плевел, надо провести доказательство. Но умению доказывать надо много и упорно трудиться.

Стихотворение (чтениепоролям)
Там, где с морем
Сливается Нил,
В древнем жарком краю
Пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий,
Мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу
«Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему
В ученики
И постигнуть мудрость
Старика,
Морем плыли,
Шли издалека…

А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? –
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
-Точка – это то,
В чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.

- Правильно ответил,
Молодец! –
Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну а в чем же линии секрет?
- Есть длина,
А ширины в ней нет!

- Снова в точку.
Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!

- Я богатым стать хочу,
Как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай!-
Ученый говорит.-
Ты теперь богаче, чем Евклид.

Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на 5 частей?
Архилок поднялся: “Я смогу”.

Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
-Хорошо!

Потом спросил Евклид:
-А тебя к науке что манит?
Юношу погладил по плечу.
-Знаменитым стать, как ты, хочу.

Слышу всюду: “Как умен Евклид!”
Значит, славу знание сулит!
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик :
“Люди! Он умней, чем я, Евклид”.

- На, иди!
Теперь ты знаменит!
Ну а третий думает о чем?
Что-то чертит, чем-то увлечен.
-Что ты чертишь?
-Линии черчу.
Теорему доказать хочу,

Но другим путем, не как Евклид,-
Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
-Кто же ты?
И слышит он в ответ :
-Я из Сиракуз. Я – Архимед.

Чит. Ну, про Евклида и Архимеда нам в школе рассказывали.
Ари. Еще много интересного и нужного предстоит узнать тебе за школьные годы. Я хочу рассказать тебе легенду о шахматной доске. Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, проверить невозможно.

Действие восьмое

На сцене на ковре возлежит индусский царь Шерам. Перед ним – шахматная доска. (Исполнение восточного танца.)
Отавтора. Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
Царь. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. (Мудрец поклонился.)
Царь. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
Царь. Не робей, выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
Сета. Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
Царь. Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
Сета. Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32…
Царь. (С раздражением.) Довольно! Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
(Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца)
Автор. За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду. Придворные ответили ему, что математики трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
(Вечером, отходя ко сну, царь еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца)
Царь. Почему медлят с этим делом? (Гневно воскликнул царь).Завтра, прежде, чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю.
(К царю входит Сета)
Царь.Я желаю услышать, выдана ли, наконец, та ничтожная награда, которую ты себе назначил?
Сета. Повелитель, твои математики добросовестно исчислили все количество зерен. Число так велико…
Царь. (Надменно перебив). Как бы велико оно ни было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана…
Сета. Не в твоей власти, повелитель, исполнить подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, будет моей наградой.
С изумлением внимал царь словам старца.
Царь. Назови же мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье.
Сета. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615, о повелитель! (18446744073709551615 )
Ари. Таковалегенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда о которой говорит предание, составляет именно такое число, ты сам можешь убедиться терпеливым подсчетом.
Чит. Выходит, многое из того, что мы проходили, было известно еще в древности?
Алгебра. Многое было известно, но очень, очень многое не было. Как в капле воды можно увидеть все неисчислимые богатства океана, так и в твоем школьном учебнике присутствует наш тысячелетний опыт.
Геометрия. А теперь прощай и помни о своей ответственности перед прошлым и будущим.
Ари. Прошлое ждет, что ты постигнешь те знания, которые оно для тебя завоевало с большим трудом. А будущее надеется, что ты внесешь в них что-то новое и передашь своим детям и внукам. Не забывай об этом.
(Уходят под торжественную музыку)
Чит. (Машет им вслед). Не забуду, не забуду, я теперь в тысячу раз лучше учиться стану (уходит под музыку).


Литература

1. З.Н.Альхова, А.В.Макеева – Внеклассная работа по математике. Саратов, ОАО «Лицей», 2003 г.
2. Эм.Александрова, В.Левшин «В лабиринте чисел» М.: Детская литература, 1977 г.
3. М.Я.Выгодский «Арифметика и алгебра в Древнем мире». М.: Наука, 1967 г.
4. Предметные недели в школе. Математика/Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2003 г.
5.«Вечер юмора». Журнал «Воспитание школьников» №5, 1991 г.
Категория: Математика | Добавил: Валентина_
Просмотров: 1505 | Загрузок: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 8:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru