Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Интегрированный урок. Сложение и вычитание рациональных чисел. Температура воздуха.
2014-03-25, 10:11 AM
Сержанова Гульмира Акантаевна
учитель математики
КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»

Сложение и вычитание рациональных чисел.
Температура воздуха.

Цели урока:
• закрепить умения и навыки сложения и вычитания чисел с разными знаками
• научить вычислять среднесуточную температуру и амплитуду воздуха.
• развивать умения переносить свои знания в новую ситуацию
• развивать интуицию, познавательный интерес, умение делать умозаключения.
• развивать навыки работы с интерактивной доской.
• воспитывать умения применять свои знания на практике, привитие навыков самостоятельной работы ориентация на специальности метеорологической службы
Вид урока: интегрированный
Тип урока: закрепление изученного материала
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
• интерактивная доска
• эмблема метеоцентра
• термометры
• индивидуальные сигнальные карточки
• физическая карта Казахстана

Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок, интегрированный урок математики и географии. На уроке вы узнаете, что знания математики нужны нам в реальной жизни. Вы узнаете об изменении температуры воздуха, научитесь находить средне суточную температуру и амплитуду воздуха. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
2. Актуализация знаний
Начнем урок с устной работы.
Перед вами на интерактивной доске ряд чисел.
-5,6; 11,8; -0,5; ; 3,7; 7 ; -19; 0.
Ответьте на вопросы:
• Какое число в ряду наибольшее?
• Какое число имеет наибольший модуль?
• Какое число является наименьшим в ряду?
• Как сравнить два положительных числа?
• Как сравнить два отрицательных числа?
• Как сравнить числа с разными знаками?
• Какие числа в ряду являются противоположными?
• Назовите числа в порядке возрастания.

Следующее задание:
Запишите выражение в виде алгебраической суммы и вычислите ее:
(-4) + (+5) + (-3) + (+1) + (-2)=
Каким правилом при раскрытии скобок вы пользовались?
На интерактивной доске записывают правила знаков
3. Понятие температуры.
Привести примеры, где встречается понятие температуры (в литосфере, гидросфере, у растений, животных, и т.д.) Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения.
Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность).
Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха. Как измерять температуру воздуха?
Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания. На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки.
В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить? На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур.
4.Проверка знания учащихся основных определений, правил сложения и вычитания чисел:
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20.
Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = - 4.
Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0.
Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя)
Выведем правило вычитания с помощью практической задачи об изменении температуры. Например, пусть температура повысилась с -30 С до 50 С, тогда она изменилась на 5+3=80 С. С другой стороны, изменение температуры равно разности 5 – ( - 3), и поэтому 5 – ( - 3)=5+3=8. Таким образом, а – b = a + ( - b), a – ( - b)=a+b, a – (+b)=a – b.
5. Индивидуальная работа с использованием интерактивной доски и сигнальных карточек
«Игра Светофор»
6. Работа в парах
Задание: Вычислить средне суточную температуру.
На доске написаны данные температуры воздуха за сутки:
Время суток Температура, °С
1 час ночи + 4
4 часа утра + 6
7 часов утра + 8
10 часов утра + 10
13 часов дня + 10
16 часов дня + 14
19 часов вечера + 10
22 часов вечера + 6

Время суток Температура, °С
1 час ночи - 5
4 часа утра - 7
7 часов утра - 3
10 часов утра 0
13 часов дня + 4
16 часов дня + 9
19 часов вечера + 1
22 часов вечера -2

Учитель: Как вычислить средне суточную температуру?Сумму этих температур следует разделить на число измерений.
(+4+6+8+10+10+14+10+6)°С : 8= 8,5 °С
Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средне суточной температуры, надо отдельно сложить положительные и отрицательные значения температур, затем из числа с большим модулем вычесть число с меньшим модулем и полученную разность разделить на число измерений.
(4+9+1) + (-5+ (-7) + (-3) + (-2)) : 8
Наблюдая за температурой в течение суток, можно отметить самую высокую (max), и самую низкую (min) температуру в нашем первом примере max =+14.°С была в 16 часов, min = +4°С была в1час. Разность между наибольшей и наименьшей значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой.
В нашем первом примере амплитуда +14 – (+4) = 10° С.
Летом суточные колебания температуры воздуха больше, нежели зимой. В умеренных широтах они составляют в среднем зимой 2°С, летом 7-10°С. Амплитуда суточных колебаний сильно меняется в зависимости от характера поверхности. Над океанами и морями она равна 1-2°С, а над пустынями достигает 15-20°С, даже 30°С. Растительность, особенно лес, уменьшает - величину суточных колебаний температуры воздуха. При пасмурной погоде облака, как одеяло, предохраняют поверхность от сильного нагревания и от охлаждения, поэтому суточная амплитуда меньше.
Закрепление. Отработка практического навыка вычисления суточной амплитуды.
Мы разделимся на две группы: наблюдателей и инженеров-синоптиков (работа в парах) вычислим средне – суточную температуру и суточную амплитуду за неделю
рассказ о профессии метеоролога, инженера-синоптика и специфике их работы.
Итог урока
• Что мы делали сегодня на уроке?
• Какие знания понадобились тебе на уроке?
• Что нового узнали?
• Что понравилось на уроке больше всего?
• Ваши впечатления об уроке. Эмоциональный настрой.

Домашнее практическое задание по карточкам.
Категория: Математика | Добавил: саид
Просмотров: 967 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 5:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru