Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Интегрированный урок. Сложение и вычитание рациональных чисел. Температура воздуха.
2014-03-25, 10:11 AM
Сержанова Гульмира Акантаевна
учитель математики
КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»

Сложение и вычитание рациональных чисел.
Температура воздуха.

Цели урока:
• закрепить умения и навыки сложения и вычитания чисел с разными знаками
• научить вычислять среднесуточную температуру и амплитуду воздуха.
• развивать умения переносить свои знания в новую ситуацию
• развивать интуицию, познавательный интерес, умение делать умозаключения.
• развивать навыки работы с интерактивной доской.
• воспитывать умения применять свои знания на практике, привитие навыков самостоятельной работы ориентация на специальности метеорологической службы
Вид урока: интегрированный
Тип урока: закрепление изученного материала
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
• интерактивная доска
• эмблема метеоцентра
• термометры
• индивидуальные сигнальные карточки
• физическая карта Казахстана

Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок, интегрированный урок математики и географии. На уроке вы узнаете, что знания математики нужны нам в реальной жизни. Вы узнаете об изменении температуры воздуха, научитесь находить средне суточную температуру и амплитуду воздуха. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
2. Актуализация знаний
Начнем урок с устной работы.
Перед вами на интерактивной доске ряд чисел.
-5,6; 11,8; -0,5; ; 3,7; 7 ; -19; 0.
Ответьте на вопросы:
• Какое число в ряду наибольшее?
• Какое число имеет наибольший модуль?
• Какое число является наименьшим в ряду?
• Как сравнить два положительных числа?
• Как сравнить два отрицательных числа?
• Как сравнить числа с разными знаками?
• Какие числа в ряду являются противоположными?
• Назовите числа в порядке возрастания.

Следующее задание:
Запишите выражение в виде алгебраической суммы и вычислите ее:
(-4) + (+5) + (-3) + (+1) + (-2)=
Каким правилом при раскрытии скобок вы пользовались?
На интерактивной доске записывают правила знаков
3. Понятие температуры.
Привести примеры, где встречается понятие температуры (в литосфере, гидросфере, у растений, животных, и т.д.) Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения.
Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность).
Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха. Как измерять температуру воздуха?
Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания. На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки.
В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить? На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур.
4.Проверка знания учащихся основных определений, правил сложения и вычитания чисел:
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20.
Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = - 4.
Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0.
Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя)
Выведем правило вычитания с помощью практической задачи об изменении температуры. Например, пусть температура повысилась с -30 С до 50 С, тогда она изменилась на 5+3=80 С. С другой стороны, изменение температуры равно разности 5 – ( - 3), и поэтому 5 – ( - 3)=5+3=8. Таким образом, а – b = a + ( - b), a – ( - b)=a+b, a – (+b)=a – b.
5. Индивидуальная работа с использованием интерактивной доски и сигнальных карточек
«Игра Светофор»
6. Работа в парах
Задание: Вычислить средне суточную температуру.
На доске написаны данные температуры воздуха за сутки:
Время суток Температура, °С
1 час ночи + 4
4 часа утра + 6
7 часов утра + 8
10 часов утра + 10
13 часов дня + 10
16 часов дня + 14
19 часов вечера + 10
22 часов вечера + 6

Время суток Температура, °С
1 час ночи - 5
4 часа утра - 7
7 часов утра - 3
10 часов утра 0
13 часов дня + 4
16 часов дня + 9
19 часов вечера + 1
22 часов вечера -2

Учитель: Как вычислить средне суточную температуру?Сумму этих температур следует разделить на число измерений.
(+4+6+8+10+10+14+10+6)°С : 8= 8,5 °С
Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средне суточной температуры, надо отдельно сложить положительные и отрицательные значения температур, затем из числа с большим модулем вычесть число с меньшим модулем и полученную разность разделить на число измерений.
(4+9+1) + (-5+ (-7) + (-3) + (-2)) : 8
Наблюдая за температурой в течение суток, можно отметить самую высокую (max), и самую низкую (min) температуру в нашем первом примере max =+14.°С была в 16 часов, min = +4°С была в1час. Разность между наибольшей и наименьшей значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой.
В нашем первом примере амплитуда +14 – (+4) = 10° С.
Летом суточные колебания температуры воздуха больше, нежели зимой. В умеренных широтах они составляют в среднем зимой 2°С, летом 7-10°С. Амплитуда суточных колебаний сильно меняется в зависимости от характера поверхности. Над океанами и морями она равна 1-2°С, а над пустынями достигает 15-20°С, даже 30°С. Растительность, особенно лес, уменьшает - величину суточных колебаний температуры воздуха. При пасмурной погоде облака, как одеяло, предохраняют поверхность от сильного нагревания и от охлаждения, поэтому суточная амплитуда меньше.
Закрепление. Отработка практического навыка вычисления суточной амплитуды.
Мы разделимся на две группы: наблюдателей и инженеров-синоптиков (работа в парах) вычислим средне – суточную температуру и суточную амплитуду за неделю
рассказ о профессии метеоролога, инженера-синоптика и специфике их работы.
Итог урока
• Что мы делали сегодня на уроке?
• Какие знания понадобились тебе на уроке?
• Что нового узнали?
• Что понравилось на уроке больше всего?
• Ваши впечатления об уроке. Эмоциональный настрой.

Домашнее практическое задание по карточкам.
Категория: Математика | Добавил: саид
Просмотров: 390 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru