Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Рефлексия по проведенной серии последовательных уроков
2014-05-24, 4:58 AM
Рефлексия по проведенной серии последовательных уроков
Ахметолла З.М.
В феврале этого года я была направлена своей школой на прохождение курсов третьего базового уровня Программы, разработанной АОО «Назарбаев интеллектуальных школ» и Кембриджского университета. На этих курсах собрались учителя, преподающие не только один предмет, а предметы общеобразовательных школ. (Рис 1) Мои сокурсники и я придя на эти курсы ждали новое. Мы пришли с большим вопросом: «Чему же нас здесь научат? Что мы возьмем из данных курсов? Как я смогу это применить в школе в своей практике? Каков будет результат применения на практике?». С первых дней я наблюдала, как тренер обучает нас. Она очень продуманно проводила каждую сессию наших курсов. Даже знакомство у нас прошло необычным способом. Нам нужно было написать имена коллег на бумаге, узнав у них, с какого они года рождения, сколько детей имеет коллега и т.д. Таким образом, написав на бумагах имена друг друга, мы познакомились с большинством коллег. Раньше, когда мы попадали на курсы повышения квалификации, мы знакомились традиционными методами знакомства, назвав свое имя, представившись с какого города или района. Я хочу сказать о том, что с первых дней, с первой минуты тренер нас направляла на правильные действия и на принятие правильных решений. В дальнейшем мы узнали, что это процесс называется скафолдингом, а человек – скафолдером. С первых дней тренер нас рассадила в группы и мы добывали знания работая в группе. (рис 2) Состав группы за день менялся минимум два раза. Причем нужно отметить, что для деления групп тренер пользовалась стратегиями, которыми мы не были знакомы. Такой процесс работы мне очень понравился, потому что я не коммуникабельный человек. Находясь в группах, состав, который менялся каждый раз, я очень быстро познакомилась и подружилась со всеми коллегами и стала чувствовать себя комфортно. Тренер, применяя соответствующие стратегии и подходы, направляла нас на принятие определенного решения. Но мне еще совсем не было понятно, что хотели от меня. Я в этот момент не совсем осмысливала того чем мы занимаемся, так как по старой методике нам легче было воспринимать материал, который нам давали конкретно в виде лекции или доклада. Из-за дня в день тренер давала нам задания, которые мы выполняли сами. Рассуждая, анализируя и синтезируя работу в группах, мы приходили к одному решению. Таким образом, я узнала, что в процессе выполнения таких заданий мы пришли к саморегулируемому обучению. И я поняла, что обучаясь сейчас на первом этапе курсов, я буду создавать условия саморегулируемого обучения в школе, применяя стратегии и подходы с первого этапа курсов «Лицом к лицу». Теперь я уже задавалась вопросом: «Как же мне это ВСЕ внедрить в процесс преподавания и образования в своей практике? С могу ли достичь результатов?». Ведь тренер нас знакомила каждый день с огромным количеством стратегий и подходов, которые мы бы применили на своих уроках. Но все-таки было чувство удовлетворенности, гордости и была довольна тем, что попала на курсы, так как уже посчитала себя учителем «нового формата». И я готова была изменить свое преподавание в школе!
Начиная практику в школе, после прохождения первого этапа курсов, с первых дней я столкнулась с проблемой связанных с дисциплиной при работе в группах. Так как я раньше была сторонником того, что ученики должны сидеть тихо, для того чтобы усвоить тему. И поэтому мне нужно было поработать над тем, чтобы мои ученики адаптировали работу в группах и не создавали шумную атмосферу, а создавали творческую атмосферу в классе. После того как я начала проводить уроки с использованием «Новых подходов в преподавании и обучении», начала использовать стратегии и подходы, которым я научилась во время прохождения первого этапа курсов «Лицом к лицу» мои ученики подходили творчески к работе в группах. Таким образом, увлекаясь стратегиями, примененными на определенных этапах урока, мои ученики начали подходить к работе в группах с творческой стороны. (рис 3) Отсюда можно сделать вывод, что ученики начали работать в группах.
Раньше при традиционном методе работе на уроке в основном говорила я. То есть мой класс оказался пассивным, на уроке активной была лишь я. Я раньше объясняла новую тему сама, я сама давала им готовый материал. После объяснения новой темы мы закрепляли решением задач. Я могла давать на уроке карточки с готовыми заданиями, проводила тесты на компьютере и в бумажном варианте. На открытых уроках коллеги по работе всегда критиковали и говорили о том, что мне нужно учить говорить детей. Я понимала, что мне надо учить говорить детей, но мне это никак не удавалось. Я искала методы и способы, для того чтобы мои ученики говорили сами. Но эти методы оставались не эффективными. Я задавалась вопросом, что же мне делать? Придя на курсы, я познакомилась со стратегиями, которые развивали у моих детей математическую речь. При обучении на первом курсе, при изучении стратегий я уже начала отбирать ту или иную стратегию, которые я могу применить на своих уроках. Таким образом, во время практики для развития математической речи, я начала задавать ребятам вопросы низкого и высокого порядка. Например, для развития критического мышления, я на уроке продемонстрировала презентацию, где были рисунки из жизни, имеющие форму окружности. Увидев данную презентацию ученики начали размышлять, анализировать, синтезировать, сопоставлять рисунки и искать связь с предметом геометрии, для того чтобы сформулировать тему, цели и ожидаемые результаты. Я наблюдала, что дети начали говорить. Они начали бурно обсуждать в группах. Дети начали аргументировать свои ответы, рассуждать, оценивать, делать соответствующие выводы. Но я почувствовала, что дети затруднялись задавать вопросы высокого порядка. И считаю, что при дальнейшей педагогической деятельности, мне надо поработать над этим.
После окончания первого этапа курсов, в своей практике мне удалось создать коллаборативную среду, которая способствовала успешному развитию саморегулируемого обучения на моих уроках. Применяя стратегии, с которыми познакомилась на курсах, я с каждым днем все больше и больше добивалась успехов во внедрении идеи семи модулей Программы. То есть процесс преподавания и обучения был построен таким образом, что я выступала на уроке в роли скафолдера. Это было очень интересно, так как я только направляла своих учеников, нацеливала на правильное решение. А дети в свою очередь были увлечены добыванием знаний в процессе обучения. Таким образом организация скафолдинга давало огромный эффект в преподавании и обучении.
В процессе обучения учеников я поняла, что модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» и «ИКТ» давали хороший эффект при обучении. Так как используя стратегии, изученные мною на первом этапе курсов, я могла мотивировать своих учащихся в учебный процесс. Мои ученики раньше считали, что уроки геометрии очень сложные, а теперь они с удовольствием решали задачи. Примененные мною на уроках стратегия «Конвейр» дала огромную пользу. Так как по сравнению с обычным повторением и актуализации знаний, этот метод способствовал тому, что ученики с интересом начали готовиться к урокам геометрии и преодолевать свой страх перед предметом. Через стратегию «Снежки» мне так же удавалось вовлечь учеников в учебный процесс. Потому что играя на уроке, они получив задания, решали их. Это могло развить у учащихся навыки решения задач. Также применение на уроках ИКТ вовлекало детей в учебный процесс. Так как ребятам нравилось работа за компьютером. Я полагаю, что если я систематически буду пользоваться такими стратегиями, я достигну результатов. Я хочу сказать о том, что изменилось у учащихся отношение к предмету через внешнюю мотивацию. Ученики уже не считали, что это сложный предмет. Они поняли, что можно достичь результатов при обучении данного предмета.
При преподавании своих уроков после прохождения курсов у моей одной ученицы А полностью изменилось отношение к обучению предмета геометрии. Она вовлекалась в процесс обучения, а именно: при определении новой темы, у нее на отличном уровне развивалось критическое мышление, она изъявила желание выступать с постером, она давала очень содержательную обратную связь. У нее началась формулироваться математическая речь и логическое мышление. Я думаю, что если я буду систематически работать в этом направлении, то она к концу четвертой четверти, поднимется из уровня А до уровня В. Однако, к сожалению в моем классе таких низко мотивированных учеников 4. И я перестроив свою методику преподавания от старого к новому, хочу в дальнейшем повысить уровень этих четырех учеников.
Для развития навыков по предмету геометрия я после каждого урока во время прохождения прислушивалась к голосу ученика. Раньше при авторитарном стиле преподавания, я не спрашивала у учеников их мнения по поводу уроков, проведенных мною. Я могла только сказать сама, что нужно делать в дальнейшем для развития навыков по предмету. А сейчас после прохождения данных курсов я прислушалась к ученикам, к родителям. Ученики давали объективную картину, сложившуюся на уроке. Ученики анализировали до мельчайших подробностей. И так как учеников, много то можно было узнать все плюсы и недостатки по поводу урока до мельчайших подробностей. После того как проводила Голос ученика после каждого урока, я размышляла над тем как можно ликвидировать минусы и построить дальнейшую свою педагогическую деятельность. Мне это очень помогало, так как уже выстраивался план по улучшению работы в классе. Таким образом считаю, что прислушавшись к «Голосу ученика», я буду улучшать процесс преподавания и обучения во всех классах, в которых я работаю. Ведь теперь я буду внедрять идею этой Программы не только в одном классе, а во всех классах, в которых я преподаю. А также познакомив своих коллег с этой стратегией, буду рекомендовать применять «Голос ученика». Расскажу об эффективности данной стратегии и том как «Голос ученика» будет улучшать учебный процесс в каждом классе.
Находясь на курсах, я вновь встретилась с формативным и суммативным оцениванием. Являясь учителем из базовой школы АОО «НИШ», я раньше была ознакомлена с критериальным оцениванием. Я посещала семинары по критериальному оцениванию. В ноябре прошлого года мне удалось побывать на семинаре в АОО «НИШ» города Караганды. Там нас знакомили с Интегрированной моделью критериального оценивания, где мы разрабатывали рубрикаторы к формативному оцениванию. И отчасти мне помогло это при составлении рубрикаторов к суммативному оцениванию. Но все мое формативное оценивания строилось на рубрикаторах, разработанных мною соответственно моим знаниям и понятиям по ИМКО. Размышляя о уроках и семинарах посещенных мною в Назарбаев интеллектуальных школах нашего города и города Караганды, я ни раз не встречалась с формативным оцениванием, с которым я встретилась здесь, на трехуровневых курсах. Учителя этих школ всегда говорили: мы оцениваем формативно. Мне было понятно, что разрабатываются рубрикаторы и готовятся дети по ним. Но как еще они оценивали формативно? Для мня это всегда оставалось вопросом. Но придя на эти курсы я познакомилась с огромным количеством стратегий, которых можно применить на уроке для формативного обучения. Стратегии «Две звезды и одно пожелание», «Сэндвич похвалы» давали очень объективную оценку в процессе урока. Стратегия «Большой палец», «Светофор», «Выбери свой смайлик» давали позитивный настрой и мотивировали учащихся к процессу обучения. (рис 4, 5)Таким образом, использование формативного оценивания дало мне и моим ученикам отличную обратную связь и также улучшало процесс обучения и преподавания в моей практике.
Не могу не отметить как изменение, то как я начала во время курсов я начала писать отчеты в две тысячи слов. Моим эмоциям нет края! Я никогда не думала, что я буду писать рефлексивные отчеты. С тех времен, когда сама училась в школе, не любила писать изложения. Я считала что у меня математический склад ума и мне это никогда не пригодится. Но я ошиблась. Моя двоюродная сестра училась в Англии. И когда она заканчивала она говорила о том, что пишут дипломную работу сами своими словами. Для меня это было удивительно, потому что когда мы заканчивали институт, мы просто изучив нужные источники, переписывали и защищали такую работу. Тогда я первый раз услышала плагиат в работе. Я вообще не понимала, как самим можно написать дипломную работу. И на первом этапе курсов тренер нам задала написать отчет в 700 слов. Так как «как бы» я была знакома с понятием плагиат, то конечно ссылки я сделала. Но мой текст получился полностью в ссылках. Мне было очень трудно писать первый отчет. Но после того как наш тренер стала направлять, корректировать нас и раздала рубрикаторы к каждому отчету и пояснила нам как нам написать отчеты, то я стала неплохо справляться с этим. Я считаю, что наш тренер удачно нам давала рубрикаторы для того чтобы мы писали отчет и у нас все получалось. Я думаю, что теперь мне написать рефлексивный отчет не будет составлять трудности, так как у меня уже сложились определенные навыки по написанию отчета.
Анализируя свою деятельность во время обучения данных курсов, я прихожу к выводу, что все изменения случившиеся в моей деятельности будут совершенствоваться. Я буду работать над тем, чтоб ученики находились в коллаборативной среде работая в группах, чтобы они сами могли определять тему, цели и ОР урока. На уроках кроме формативного оценивания на рубрикаторах, я буду пользоваться формативным оцениванием, используя стратегии для формативного оценивания. Кроме этого я буду еще и еще лучше меняться отходя от учителя с традиционным подходом в обучении. И мне в этом помогут мой тренер, мои сокурсники с которыми я буду тесно общаться в сетевом сообществе.

Использованная литература

Руководство для учителя (2012)

Приложения


Рис 1. Группа состоит из учителей, преподающие различные предметы


Рис2. Работа в группах во время первого этапа курсов

Рис3. Творческая атмосфера в классе

Рис4, рис5. Оценивание учеников стратегия «Большой палец», «Наклейки»
Категория: Математика | Добавил: alinur
Просмотров: 1134 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru