Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

портрет учителя математики первой школы
[ Скачать с сервера (33.9Kb) ] 2015-04-17, 1:40 PM
Портрет учителя математики первой школы:
Вечер-портрет
• Цель: воспитание чувства гордости за людей, посвятивших себя математике и ученикам,
• привлечь к поисковой работе заинтересовавшихся историей школы гимназистов
• развить познавательный интерес к математике.

1-ый ведущий:
Добрый день, дорогие гимназисты и уважаемые учителя! История отдельной школы, профессии – путь, который прошла вся страна за короткий промежуток времени. 2014 год – год особенный, юбилейный. 11 февраля наш город отметил 80-ый день рождения. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о замечательных земляках, выдающихся учителях математики и их учениках. Имена многих математиков теперь стали легендой , а некоторые незаслуженно забытыми.
1-ый чтец:
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
2-ой вед.:
История нашей гимназии тесно связана с историей страны. Без волнения нельзя читать письмо выпускницы школы №1 и учителя математики Беловой В.А.: «Школа №1 имени Кирова …хороша своими традициями, которые с годами сохраняются и приумножаются.
С 1948 год по 1984 год проработала Валентина Андреевна в нашей школе учителем математики. Выпускница школы 1945 года, стала высококлассным математиком, долгое время была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Светлана Васильевна Дроздовская так в целом характеризует Валентину Андреевну как личность: «как учитель и классный руководитель Белова высшего уровня, она очень грамотная, знающая, жутко требовательная, у меня её школа. только я ей в подмётки не гожусь, это когорта старых учителей, которые не пресмыкались ни перед дирекцией, ни перед родителями, их сила была в знании, прекрасном преподавании предмета, в этот период школа вся состояла из таких учителей. у них было невероятное чувство достоинства, и окружающие знали цену ему».
1-ый ведущий: Ветеран педагогического труда, литератор Нина Павловна Лысова вспоминает о Валентине Андреевне: «Это человек увлеченный, который любил своих учеников, школу, очень эрудированный, чуткий, добрый. Ей всегда были интересны ее ученики, их заботы, их стремления. По совету Валентины Андреевны ученики поступали в заочные математические школы в Москве, Новосибирске, Алма-Ате. А потом учились во многих технических лучших ВУЗах Советского Союза. Валентина Андреевна кроме математики любила литературу, театр, музыку. Энергичная, очень подвижная ,с замечательным чувством юмора и строгая одновременно. Она была завучем школы – и всегда знала, чем живут не только ее ученики, но и каждый член коллектива.
Чтец 1: В платьице коротеньком из ситца
Вы шагнули в школьный коридор,
Как казалось долго все продлиться:
Нескончаем жизненный простор.

Но подходит время расставаться
С шумом, классом, мелом и доской,
Нелегко хоть было утверждаться,
а сжимает сердце болью и тоской.

Но неправда это, что бесследно
Годы эти лучшие прошли,
Нет, они остались в Вашем сердце,
Сердце людям подарили Вы.

1-ый ведущий: эти строки посвящены В.А.Беловой в день55-летнего юбилея, написаны в 1982 году , автор С.В.Дроздовская:
3-ий ведущий: дарили сердце своим ученикам В ТЕЧЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ УЧИТЕЛЯ, ДАВШИЕ ОСНОВАТЕЛЬНУЮ БАЗУ для будущих призеров в математических олимпиадах, как свидетельствуют летописи школы МАТЕМАТИКИ:
• первый математик с момента основания учебного заведения была ПОТАПЕНКО Любовь Фёдоровна, у которой не было отстающих.
• В суровые военные годы и по 1967 год вела математику ЛАПШИНА Людмила Петровна, лучший методист математики.
• Екатерина Александровна РАКУШИНА, интеллигентная, настоящая аристократка, владеющая французским языком, хорошо обучающая своему предмету работала в 40-50-ых годах прошлого столетия;
• Хворостянко Людмила Алексеевна сильнейший математик города, преподавала в КарПТИ ...
2-ой ведущий: так получилось, что в нашем музее оказалось немало материала о В.К.Бабошине. Его и еще двух учителей, физика П.Ф.Максимова и химика Е.Босина, называли «могучим треугольником». Директору Евгении Ивановне Жарковой удалось переманить в 60-ых годах прошлого столетия из 8-ой ,очень сильной школы старого города, в нашу - первую. Поскольку муж Е.Жарковой был первым секретарем горкома партии, Евгения Ивановна пообещала, что эти высококлассные специалисты получат квартиры в Новом городе. Обещание свое она сдержала.
2-ой чтец:
Зачем являешься ты мне во снах?
Зачем терзаешь мозг мой понапрасну?
О математика! Ты друг мой и мой враг.
Измучила меня! Но ты прекрасна!

На лекцию к тебе с утра бегу.
Понять тебя пытаюсь, моя муза!
Коль приручить тебя я не смогу -
Я буду вынужден прощаться с ВУЗом!

Держу конспект, как Библию в руках.
Его читаю вслух я беспрестанно.
Порой в своих студенческих мечтах
Прощаюсь я с тобою, окаянной!

Но ты преследуешь меня всегда
И интегралами мне бороздишь сознание.
Жду-не дождусь минуты той, когда
любя, друг другу скажем "До свидания!".

1-ый ведущий: Бабошин Владимир Константинович родился 19 сентября 1921 года. В 1942 году окончил Оренбургский педагогический институт. Работать в школе №1 начал в 1961 году. До нас дошла газета «Индустриальная Караганда» за 1965 год об одном из педсоветов первой школы, где Владимир Константинович поднимал проблему об «интеллектуальной лени» учащихся и возможных путях ее решения.
Учащиеся Бабошина принимали участие в городских, республиканских, всесоюзных олимпиадах, занимая 1,2,3-и места. За весь период работы Владимира Константиновича было подготовлено 120 участников, из них 25 учеников заняли первые места. Награды учителя: заслуженный учитель КазССР, ОТЛИЧНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ, награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За заслуги перед республикой», медалью «За доблестный труд во в годы Великой Отечественной войны» и др. высокими наградами. О В. К. Бабошине читаем, листая старые подшивки газет 60-ых годов: «Из года в год растет интерес к точнейшей из наук – математике. В прошлом году олимпийцев-математиков было около ста, нынче – свыше двухсот. Соревнование математиков проходило в Карагандинском педагогическом институте. Оглашены результаты олимпиады: призерами стали десятиклассник Михаил Ершов и девятиклассник Галим Мустафин – воспитанники педагога В.К.Бабошина.
2-ой ведущий:
Учеников у Владимира Константиновича очень много. Все его вспоминают добрым словом:
Супруги Бельбаева Найля Негдатовна и Нигматулин Аргын Запйрулаевич (владелец клуба «Сары-Арка») отмечают, что благодаря этому человеку получили блестящее математическое, выше среднего, образование; всем, кто хотел исправить оценки назначал время – 7.15. Ученики его называли «7.15»
3-ий ведущий: Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей врачебной практики и медико-социальной экспертизы ФПО и НПУ КГА: «Это был энтузиаст своего дела. Трудился он очень много, чтобы привить любовь к математике, был строгим и требовательным. Но мы-то, еще совсем дети, не хотели таких строгостей! А оказывается, это было необходимо. Так, однажды, мы решили выкрасть учебный журнал с многочисленными двойками и единицами. Обнаружив пропажу, Владимир Константинович наказал нас, заставив простоять весь урок. Он ходил между рядами парт, строго смотрел в глаза каждому и спрашивал: «Это ты?». Закон братства не позволял нам признаться, ведь мы наивно полагали, что в один миг лишимся всех неудовлетворительных оценок. Урок закончился, учитель ушел. Но на следующий день к большому нашему изумлению на столе учителя лежал точно такой же учебный журнал, и все наши колы и двойки стояли по своим местам… Мы были побеждены. Выводы каждый сделал сам».
1-ый ведущий: Нойля Софиевна Умбеталина, выпускница 1962 года, доктор медицинских наук, преподаватель Медакадемии, дети и внуки Тургуновы учились в нашей школе и гимназии: «Учитель от бога, очень интересный, оригинальный человек. Глаза его буквально «горели», когда он говорил о математике. На его контрольных половина класса имели двойки, потому что контрольные были рассчитаны не на среднего ученика, а на отличника. На контрольных по математике стояла неимоверная тишина, которую периодически нарушали шаги дорогого сердцу нашего учителя. Он ходил между рядами и повторял, выговаривая каждое слово: «Так! Ну что – или я Вас нокаутирую, или Вы меня нокаутируете!»
3-ий ведущий:Выпускник 1983г.Владимир Викторович Лихачев, ученый, преподаватель Карагандинского Политехнического Университета отмечает: «Владимир Константинович научил творчески относиться к математическим наукам, оживил достаточно «скучный» процесс обучения. Он показал пример, как нужно беззаветно относиться к своей работе. Всех тех дополнительных знаний, которые он дал в 8-ом классе с лихвой хватило для поступления в институт».
3-ий ведущий: В 70-ых годах преподавал математику Кривов Владимир Леонидович . Вот что вспоминает выпускница 1975 года Лариса Васильевна Щербакова (Дремлюк): « С 1970 по 1974 год вел математику в нашем классе (5а) Он смог сделать математику любимым предметом для большинства учеников нашего класса . В классе было 39 учеников- 26 мальчиков и 13 девочек. Очень много занимались дополнительно. Мы решали с учебника Сканави. Поэтому многие ученики успешно поступили в лучшие ВУЗы страны Московский Государственный университет, Новосибирский радиотехнический, Сант-Петербургский университет. Наш одноклассник Абдрахманов сейчас возглавляет математический факультет КарГУ им.Букетова.
К сожалению, нам известно о нем немного: до 1974 года работал замдиректора по УВР, затем ушел директором в другую образовательную организацию.
1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ: продолжателями традиций математиков 60-80 годов прошлого столетия стали учителя Вера Петровна Онищенко, Лидия Ивановна Груя, Валентина Васильевна Лопатина, Анна Васильевна Ясницкая, Светлана Ивановна Репникова.
Онищенко Вера Петровна родилась в 1947 году в г.Караганде. В гимназии работала с 1995 по2005 год. Награждена значками «Отличник народного просвещения КазССР» и «Отличник просвещения СССР» за выдающиеся заслуги в преподавании математики. Её ученики – призеры и победители городских и областных олимпиад, участники научно-практических конференций МАНЮИ. Преподавала только в физико-математических классах. Ярким примером можно назвать имя Александра Шерстова, первого в истории гимназии обладателя значка «Алтын білги» 1999 года. Вот что нам стало о нем известно:
2-ой вед.:
Гениальный математик из Караганды, выпускник карагандинской гимназии №1, а ныне кандидат в доктора наук на факультете информатики Университета Техаса в Остине, Александр Шерстов решил несколько открытых задач по дискретной математике, над которыми ученые бились десятилетиями.

Дискретная математика – область математики, оперирующая объектами, которые конечны по своей природе. Но, быстро поняв, насколько бессмысленны мои попытки, я вспомнила слова веселого писателя-путешественника Каземажа Дзевановского: “Когда разговариваешь с математиком, можно и не иметь представления о математике. Необходимо иметь лишь чувство юмора и сознание собственного ничтожества...”.
Ведущий 1: Интересно, можно спрогнозировать, когда это случится?

Ведущий 2: Путешествуя из пункта А в пункт Б самолетом, можно преодолеть расстояние по кратчайшему пути. Математика так не развивается. Она блуждает по закоулкам, и очень трудно предугадать, где и что тебя ждет. Порой, чтобы решить, казалось бы, простенькую задачку, нужно открыть целую область в математике. Так было с известным вопросом, поставленным еще древними греками: возможно ли разбить заданный угол на три равные части с помощью циркуля и линейки? И для того, чтобы ответить на этот вопрос (нет, невозможно разбить), потребовалось открыть целое направление в математике, которое сегодня играет ключевую роль, – абстрактную алгебру. В математике все очень просто: есть задача – есть решение или нет решения!
Ведущий 2: Увлечение математикой у Александра началось в школе. Огромную роль в математическом будущем ученого сыграла учительница по математике и классный руководитель Вера Петровна Онищенко. Именно ей Александр Шерстов во многом обязан своей любовью к математике. Вера Петровна всегда поощряла творческие подходы к решению задач, что исключительно важно в исследовательской работе, задавала нестандартные и интересные домашние работы. Математика она глубока, интересна, бесконечна и необъятна. А что касается мечты... Каждый раз, делится Александр, когда я начинаю работать над новой задачей, – начинается новое приключение, новая мечта.
Ведущий 1: Вера Петровна преподавала математику и тоже была классным руководителем у учителя русского языка и литературы Сухотеплова Евгения Олеговича: «Вера Петровна Онищенко, безусловно, учитель с большой буквы. Чуткая и человечная, но строгая и справедливая, она могла привить любовь к математике даже самому «гуманитарно ориентированному ученику». Могла объяснить даже самый сложный материал тем, для кого словосочетание «Сборник задач Сканави» было ночным кошмаром. Вера Петровна старалась не только научить своему предмету, она воспитывала своих учеников, облагораживая их души. О мудрости и проницательности Веры Петровны в гимназической среде ходили истории и легенды. И если попытаться выразить кредо Веры Петровны как учителя, то «учить математике как способу стать хорошим человеком» подошло бы более всего».
Ведущий 2:Галерею учителей математики продолжает
Валентина Васильевна Лопатина. Она проработала в нашей школе больше 40 лет. Среди ее учеников Ерлан и Нурлан Нигматулины, известные казахстанские политики. Не просто словом, но делом заботились о своей учительницы: в лихие 90-е приобретали новые парты в класс, закупали новые книги. Ученики ее ценили за то, что Валентина Васильевна всегда учила доходить до самой сути.

(математическая песня, на мотив песни “Коммунальная квартира” группы “Дюна”)
Математика – наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Но порой достанет так вот,
Что не знаешь, как и быть,
Математику насильно
Я пытаюсь зазубрить.
Но зубрежка вся напрасна –
Не доходит до меня.
Это вовсе не игрушка,
Ничего, не сдамся я.
Математика сурова,
Ее просто так не взять,
Попытаемся мы снова
Получить оценку “пять”.
Припев:
Это математика, математика родная
Это математика, математика моя.
Много формул и законов
В алгебре изобрели,
Корни, кубы и биномы
Мы зубрили, как могли.
Мы от формул так устали,
Но без них прожить нельзя!
Не проходит и недели,
Чтобы не услышал я:
Припев:
Это наша алгебра, наша алгебра родная,
Это наша алгебра, наша алгебра, друзья!
Теорему Пифагора,
Как родную, любим мы,
Кубы, призмы, пирамиды
На уроках нам нужны,
Даже формула Герона
Отлетает от зубов.
Можем мы решать так много,
Это ясно всем без слов!
Припев:
Это геометрия, геометрия родная
Это геометрия, геометрия моя.

Ведущий 1: Почти тридцать лет проработала в школе, а затем гимназии Светлана Ивановна Репникова. Прекрасный учитель. Её уважали и ценили ученики, родители и коллеги за профессионализм, коммуникабельность, креативность. В 2011 году приняла участие в Республиканском турнире математических боёв «Наурыз – 2011» в качестве члена жюри и руководителя команд г.Караганды (гимназии №1,38,97) в г.Алматы. Сейчас Светлана Ивановна живет в Москве, продолжает творить, но не на педагогическом поприще.
(Воспоминания наших Жуковской О.С. и Ясницкой А.В.,а также учеников 11 «Б» класса о Светлане Ивановне.)
Ведущий 2 : ГРУЯ Лидия Ивановна. Талантливый педагог, кропотливый и требовательный. Работала только в физ.-мат. классах. Ей подвластны были задачи любой сложности, секреты решения которых она передавала своим ученикам. Среди них завоевывали победы на областных и городских олимпиадах. Лидия Ивановна может долго рассказывать о дорогих ее сердцу учениках, у нее за всю педагогическую практику сохранились дневниковые записи с оценками всех своих воспитанников.
Ведущий 1: Анна Васильевна ЯСНИЦКАЯ работает в школе больше тридцати лет. (Рассказ об учителе Николаенко И.В.) Анна Васильевна смогла привить любовь к точным наукам и своим дочерям, которые живут и работают в Новосибирске.
Ведущий 3: Дорогие гости, учителя, учащиеся! Наше мероприятие подошло к концу. Но информация, которую сегодня не узнали мы, можете узнать вы. Пишите свои отзывы о строгих, но справедливых математиках уже сейчас, надеемся, это будет интересно ученикам и через 5,и через 10, и через 50 лет…
Уважаемые гимназисты! Истории, о которых мы рассказали вам, написаны самой жизнью, взяты не из книг, газет и сети Интернет, а вот с таких самых обыкновенных листов-воспоминаний, имеющих непреходящую ценность. Мы желаем вам не только познавать тайны математики, но и не забывать учителей, дающих вам знания по самой трудной науке – математике. Спасибо за внимание!
Тест на выходе:
Анкетирование
• Какие 3 самые важные вещи вы узнали сегодня?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Назовите одну вещь, которая как-то может повлиять на ваше отношение к математике?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Есть ли еще что-то, о чем вы желали бы узнать больше?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Математика | Добавил: talovskaya_marina69
Просмотров: 288 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru