Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Методическое пособие и игра занятие
[ Скачать с сервера (15.4Kb) ] 2015-09-23, 12:07 PM
Ажевская Г.А.
ОСШ № 50
г.Караганда

Игра-занятие с элементами ТРИЗа на уроках математики.

Пояснительная записка.
Детское мышление ещё не способно оперировать абстрактными категориями и обучение учащихся 1-2-х классов даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия?
Поделюсь некоторыми результатами своего опыта.
Значительное место в процессе обучения и воспитания является игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения, лучше усваивают знания. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами теории решения изобретательских задач.
Планируя сюжеты занятий, важно учесть возможность развития игр с учётом усвоения знаний, умений и навыков.
Цель: Тренировать аналитическое мышление, развивать внимание, память, умение выделять общие признаки путём сравнения; воспитывать интерес к математике.
Задача: выработать у детей умение находить сходства и различия и умение сравнивать.
Актуальность: Дети с большим интересом принимают участие в таких занятиях, которые в свою очередь влияют на формирование и развитие творческого мышления.
Практическая значимость:
Занятие не требует специальной подготовки. Оно является как бы продолжением изучения начатой темы.
Условия проведения. Данное занятие можно проводить не только со всем классом, но и с подгруппами учащихся, которым трудно дается изучаемый материал.
На уроках математики в 1-м классе, после ознакомления учащихся с новым числом и цифрой по теме «Числа в пределах 10», можно проводить игру-занятие с использованием ТРИЗа. Игра является напоминанием сказки «Теремок» и предложением сыграть сказку в
изменённом виде.

Ход игры-занятия.
1-й вариант.
Каждый ребёнок получает карточку с цифрами от 1 до 10. Учитель выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук-тук, кто в теремочке живёт?
- Я – Знайка.. А ты кто?
- А я … (называют себя, например – число 2). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, какое кол-во предметов, равное твоему числу есть у меня в теремке, тогда пущу. (2 ступеньки, 2 окна и т.д.)

2 вариант
То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется – вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в «почётные». И так, пока все играющие примут участие в игре
Заключение:
Предложенные варианты игр проверены практикой. Разные игры учащиеся воспринимали по-разному. Учащихся 1-2 классов увлекает разыгрывание сюжета, а детей 3-4 классов – элемент соревновательности. Но и в том и в другом случае игры хорошо воспринимались детьми и свою функцию выполняли. Я не считаю их исчерпывающим средствам обучения, а лишь возможной составляющей занятия с детьми.

Литература: Ю.Г.Тамберг, Развитие интеллекта ребенка, Речь, Санкт-Петербург,2002
А.Гин, Педагогика + ТРИЗ, Минск, «ПолиБиг» 1997
Е.Синицина, Через игру – к совершенству, «Лист», Москва, 1999

* * *

Ажевская Г.А.
ОСШ№50
г. Караганда


Развитие орфографической зоркости.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «ЗА- пишу З с гласной А» и т. д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Нра- пишу н, пишу Ра-(р) с гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. Исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию- письму, воспитывается трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.
Сначала образец проговаривания я давала сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.
Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.

Списывание.
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.
Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить всё упражнение. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры «Как птичка зёрнышки клюёт?». Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос «А как мы будем зернышки клевать?» хором отвечают: «В книжку- в тетрадь, в книжку- в тетрадь».
-«А сейчас мы узнаем, кто из вас сегодня будет самой лучшей птичкой»,- продолжаю я. «Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно»,- отвечают дети.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо.
Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные ученики, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. У детей воспитывается коллективизм, организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективная самооценка.

Письмо под диктовку.
Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо на деревьях нет.

Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умение рассредоточить его и на составление предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.
Самые лёгкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. В этом учебном году мы написали несколько изложений и сочинений. Объём работ невелик. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Проверка творческой работы – трёхразовая. Я предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:
1. Составь рассказ.
2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
4. Проверь по слогам каждое слово.
5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. В чём их суть? Произношу слово, одновременно на доске изображаю его схему (в виде прямоугольника).
Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой буквы, я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие ещё правила «спрятались» в этом слове?» - спрашиваю у детей.
Приведу некоторые варианты грамматических зарядок.

Какие буквы «спорят»? Какие побеждают?
№1
сугро…; сне…; заво…; шка…; рука… .

№2
Бочаро (в,ф); Гусе (в,ф); кру (г,к); стол (б,п);

№3
ря (д,т); ма (г,к); су (б,п); гла (с,з);

№4
к(о,а)за; д(о,а)ма; р(е,и)ка; тр(а,о)ва;

№5
п(о,а)ёт; з(о,а)вет; ст(о,а)ит; х(о,а)тел;

Для меня очень важно знать степень усвоения изученного материала каждым учеником. При проверке тетрадей я веду учёт пробелов, фиксирую их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.
Категория: Математика | Добавил: azhevskajagalina
Просмотров: 264 | Загрузок: 8 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru