Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Решение простых задач на части.
[ Скачать с сервера (24.0Kb) ] 2015-12-15, 7:34 PM
Интегрированный урок по теме:
«Решение задач на части», 5 класс
Цель урока: Первичное осознание и восприятие учебного материала. Формирование умения учащихся решать простые задачи на части.
Задачи :
I.Обучающая:
-Выработать навыки решения задач на части, познакомить учащихся с содержанием частей веществ в растворе и научить находить их массу путём вычислительной работы.
- продолжить отработку навыков проблемно-поисковой деятельности, воспитывать умение работать самостоятельно.
II. Развивающая:
а) познавательной компетентности через постановку проблемного вопроса путем мыслительных операций, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала, потребности к самообразованию.
б) коммуникативной компетентности путем логического мышления через решение задач, математической речи учащихся, творческой и групповой
деятельности учащихся.
в) информационной компетентности и функциональной грамотности учащихся.
III. Воспитательная:
-уважительного отношения к одноклассникам, чувства товарищества, чувства ответственности, уверенности в себе; воспитания интереса к предмету через практическую значимость; расширение кругозора обучающихся, возможностей применения научных знаний в быту.
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, наглядный, практическо-эвристический (продуктивный).
Формы: коллективная, фронтальная, индивидуально-групповая.
Оборудование: колба, хим. стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, вода, поваренная соль, сахар и вещества, необходимые для выполнения опытов.
ТСО: Интерактивная доска (показ презентации).
Планируемые результаты обучения:
• Умение разбавлять исходный раствор простейшими способами
• Умение делать осознанный выбор способа и метода решения задач на уроке химии
• Умение доказывать с помощью математических расчётов выводы, сделанные на основе опыта.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель математики: Здравствуйте ребята. Настрой на урок (Стратегия большого пальца)
2. Мотивация
(на экране тема и эпиграф - слова Д. Пойа)
Эпиграф урока: «Решение задач - практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь…если вы хотите научиться плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их ».
Д. Пойа.
3. Актуализация знаний.
Открываем тетради и записываем тему урока «Решение задач»
Создание проблемной ситуации.
А) Согласно номерам, на партах просьба занять места в группах.
Б) Повторим ТБ . Работаем по стратегии «Карусель»

тест по правилам техники безопасности:
1. Вещества на вкус:
А) можно пробовать
Б) нельзя пробовать
В) надо спросить у учителя.
2. Твердые вещества берут:
А) рукой
Б) ложечкой
В) как придется
Г) не знаю.
3. Посуду при работе надо использовать:
А) чистую
Б) грязную
В) с трещинами
Г) какая есть.
4.К работе в лаборатории можно приступать:
А) когда захочешь
Б) с разрешения учителя
В) когда будешь готов.
5. Объем воды измеряют:
А) на весах
Б) в мерном цилиндре
В) в мерном стакане.
6. Полученный раствор необходимо:
А) отдать учителю
Б) вылить в канализацию.
Подведение итогов, заполнение карты урока (знание теории)
В) Выполняем

Лабораторная работа№ 1.
Учащиеся работают самостоятельно, выполняя строго по инструктивной карточке.
Опыт 1.
1. Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой.
2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
3. Исчезла ли соль?
4. Пропустите раствор через фильтр.
5. Сделайте вывод.
(Заполнить недостающие слова на слайде.)
Кристаллы соли становятся всё _____ и скоро совсем _____. Вода стала ___ на вкус. Раствор остался _________. Когда раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _______.
6.Вывод: вода _____________.
Выбирать правильную гипотезу (вода – растворитель, раствор, смесь).

Опыт №2
1. Насыпьте в стакан с водой песок и размешайте ложкой.
2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка.
3. Песок растворился?
4. Пропустите раствор через фильтр.
5. Сделайте вывод.
(Заполнить недостающие слова)
Кристаллы песка________________. Вода на вкус не_______. Раствор остался _________. Когда раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _______.
6.Вывод: вода _____________.
Песчинки ___________ на дно стакана и лежат там, не___________.
Пропустите воду через фильтр. Вода прошла через него, а песок________
Вывод: Песок в воде ___________(не растворяется). Песок и вода являются раствором или смесью?
После завершения защиты подведите итог.
Учитель химии: подведем итоги:
1. Что такое раствор? (ответ раствор — это смесь, состоящая из растворенного вещества и воды.)
2. Что такое смесь? (ответ химическое вещество, в состав которого входит не менее двух составляющих веществ)
3. Что такое вещество? (ответ вещество это то из чего состоит физическое тело)
4. Какими свойствами обладают вещества? (тв, жид, газ, растворимыми и нерастворимыми)
5. Назовите растворимые и нерастворимые вещества, используемые на данном этапе урока
И так, вода является отличным растворителем и благодаря этому мы можем приготовить различные растворы соли, сахара, уксусной кислоты для приготовления солений, компотов и маринадов.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК: у каждого из вас имеется карта урока. Заполните ее.
Слайд карта
5. Учитель математики:
Ребята, какие задачи мы с вами научились решать? (задачи на движение, задачи, решаемые с помощью уравнений)
-Сегодня мы будем учиться решать еще один вид задач -на части
На экране «Рецепты»:
1)Жидкость для выведения пятен
Вода 8 частей. Нашатырный спирт 2 части.
Сколько надо будет взять грамм каждого вещества для получения 100 грамм жидкости для выведения пятен?
Решение:
1)8+2=10 частей в растворе
2)100:10=10(г) в 1ой части
3)10*8=80 (г) воды
4)10*2=20(г) Нашатырного спирта
Ответ : 80 г, 20 г
2)Настойка для полоскания горла
Соль 1 часть
Шалфей 4 части
Календула 2 части
Ромашка 3 части
Сколько граммов нужно взять каждого вещества для приготовления данной настойки массой 200г?
Решение:
1)1+4+2+3=10 частей всего
2)200:10=20(г) в одной части
3)20*1=20(г) соли
4)20*4=80(г) шалфея
5)20*2=40 (г) календулы
6)20*3=60(г) ромашки
Ответ: 20г,80г,40г,60г.
Вывод: Решая задачи на части, нужно:
1)вычислить количество частей
2) вычислить массу 1 части
3) вычислить массу веществ, о которых спрашивается в задаче.
6. Формирование умений и навыков(работа в группах). Стратегия снежный ком.
А) Я предлагаю вашему вниманию проверочную работу с взаимопроверкой. ( 5+30 сек)
1 группа
ЗАДАЧА 1. Каждые сутки 12-летний школьник выпивает 2 литра жидкости. При этом 3 части выпиваемой жидкости должны быть молочные продукты, а 17 частей – любая другая жидкость. Сколько граммов молочных продуктов должен выпивать ученик ежедневно?
(1л = 1000г)
2л = 2000г
- Ребята, кто знает чем полезны молочные продукты? Какие витамины в них содержатся?
( В молочных продуктах содержится витамин А. При его недостатке дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются дыхательные пути, кожа, развивается «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении.)
2 группа
Задача 2
При пайке изделий из жести применяется сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит кусок сплава, масса которого 420 г.
Решение:
3 группа
Задача №3
Для варки варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько кг сахара и кг ягод надо взять на 10 кг варенья?
4 группа
Задача №4
Для компота взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив,10 частей воды и 6 частей сахара. Определите массу всех продуктов, если требуется приготовить 3л компота.
5 группа
Задача №5
Торт
Сахар 10 частей
Орехи 6 частей
Сливочное масло 4 части
Яйца 2 части
Мука 8 частей
Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600г?
Решение:
Подведем итоги:
- Что общего в этих задачах? (нахождение массы вещества)
- алгоритм нахождения массы вещества
1)вычислить количество частей
2) вычислить массу 1 части
3) вычислить массу веществ, о которых спрашивается в задаче.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Задание на дом: (карточки вложить в дневники)
1. Для изготовления фарфора берут 25 частей глины, 1 часть гипса, 2 части песка, 3 части воды. Какова масса каждого вещества для изготовления фарфоровой чашки, если необходимо изготовить чашку массой 310г?
2.Рецепт варенья: на 5 частей сахара приходится 3 части вишни. Сколько кг вишни и кг сахара надо взять, чтобы получить 24 кг варенья?
3.Решить задачу. Оформить решение на листе А4, можно сделать иллюстрацию.
Оцените свою работу на данном этапе.
Б) стратегия «Факт или мнение» (применение полученных знаний в жизни). Защита спикера группы своей работы. Вывод по применению в жизни.
7.Лабораторная работа № 2
1. Группа
Маска для волос
1. Для приготовления 50 г смеси необходимо 5 частей оливкового масла,3 части меда, 1часть корицы и 1 часть порошка гвоздики.
1. Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить смесь?
2. Где можно использовать схожие рецепты?
2. Группа
Качество молока
В стакан 150г наливают одну объёмную часть молока и две части чистого этилового спирта, и полученную смесь взбалтывают в течение 30 секунд, после чего быстро выливают на стеклянное прозрачное блюдечко, поставленное на тёмном фоне. Если молоко не разбавлено водой, то по истечении 5 –7 секунд, иногда даже раньше, в жидкости вылитой на блюдечко, появятся хлопья (выделившийся из спиртовой сыворотки казеин). Если же хлопья появятся спустя значительно больший промежуток времени, значит, молоко разбавлено водой, притом тем в большем количестве, чем более требуется времени для появления хлопьев. Сколько грамм молока и сколько грамм спирта необходимо взять для данного опыта?
Вывод: Молоко разбавлено:
на 20 % (по объёму) – хлопья появляются спустя 30 секунд;
на 40 % – хлопья появляются спустя 30 минут;
на 50 % – хлопья появляются 40 минут.
Вопрос: Где можно применить данный опыт
3.Группа
Приготовление рассола для засолки
1.Для засола огурцов нужно взять 3ч соли и 47 частей воды и приготовить 50 грамм рассола.
1. Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить раствор?
2.Вопрос: Можно ли данный рецепт применять в жизни?
4.Группа
Приготовление раствора для обработки химических ожогах
1.При химических ожогах раны промывают водой, после чего ее следует обработать 1-2 % раствором соды.
Что бы приготовить данный раствор нужно взять
5частей соды и 95 частей воды из этого получится 100г раствора.
1.Сколько грамм каждого вещества надо взять?
2. Умение решать задачи на составление растворов в частях в медицине актуальны?
5.Группа
Приготовление раствора для строительства
Требуется смешать 3 части песка ,2 части цемента, и 5частей воды.
1.Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить 30 граммов смеси?
2. Где можно применить знания по данному опыту?
Подведем итоги данного этапа урока.
Заполним карту.
8.Задание на дом:
1. Для изготовления фарфора берут 25 частей глины, 1 часть гипса, 2 части песка, 3 части воды. Какова масса каждого вещества для изготовления фарфоровой чашки, если необходимо изготовить чашку массой 310г?
2.Рецепт варенья: на 5 частей сахара приходится 3 части вишни. Сколько кг вишни и кг сахара надо взять, чтобы получить 24 кг варенья?
3.Решить задачу. Оформить решение на листе А4, можно сделать иллюстрацию.
Подведение итогов:
Рефлексия (Незаконченные предложения)
1. «Меня удивило…»
2. «Мне было комфортно на уроке потому что…»
3. «Я буду применять полученные знания...»
4. «У меня не получилось…»
5. «Меня заинтересовало…»
Подведем итог данного урока. Оцените свою работу.
Результат обоснуйте.
19-20 баллов отлично «5»
15-18 баллов хорошо «4»
11-14 баллов- удовлетворительно «3»

Спасибо за урок.
Категория: Математика | Добавил: Лана1072
Просмотров: 431 | Загрузок: 11 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru