Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Решение физических задач с помощью линейных уравнений. 7 класс
2016-01-21, 8:05 PM
СКО Кызылжарский район Беловская средняя школа
Учитель математики: Сатимирова Айсулу Шайдоловна
Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе.
Тақырыбы: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений».
Мақсаты: использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
образовательная:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как масса, плотность, объем, скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- отработать навыки решения задач физического содержания с помощью линейных уравнений;
развивающая:
- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
- развитие познавательного интереса к предметам;
воспитательная:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).

Сабақ жоспары.
I. Организационный момент. Ұйымдастыру кезеңі.
А) Амандасу. Приветствие.
На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА
Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова. Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.
- Поэтому эпиграфом к уроку выбрано высказывание М.В.Ломоносова
Эпиграф: Математика - царица всех наук, но служанка физики... (М.Ломоносов)
В) Психологический настрой урока. Тренинг.
Аман - сау бол, күн алтындай! Аспан көгшлдшр аман – сау бол!
Аман – сау бол? Мен және сен! Сізді барлық біз көруге разы!
У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.
II. Проведем разминку - КРОССВОРД
Итак: перед вами физико - математический кроссворд (карточки с кроссвордами на столах у каждого):


А
С
л С
5п и Т
2с Л 6К н О 8О
К О О е Я Б
1п О 3м Т Р й Н Ъ
У Р А 4В Н Е н И Е
Т О С Р О Н о Е М
Ь С С Е С Ь е
Т А М Т
Ь Я Ь

Учитель читает задания, ученики пишут ответы в кроссворде
1. Длина траектории, по которой движется тело (путь)
2. Путь, пройденный телом в единицу времени (скорость)
3. Физическая величина, основной единицей измерения которой является 1 кг (масса)
4. t – какая физическая величина обозначается этой буквой (время)
5. Масса вещества в единице объема (плотность)
6. Решить уравнение это значит - найти его … (корень)
7. Другое название пути (расстояние)
8. Величина, единицей измерения которой является см3, м3 (объем)
Проверяем кроссворд – за каждое правильно отгаданное слово - 1 балл. Сумму баллов заносим в свой оценочный лист (работа в парах)
Так как, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин с помощью линейных уравнений. Вспомним формулы.

III. Блок повторения
1.Работа по составлению формул.
- Выясним, какова взаимосвязь между этими величинами? Перед вами карточки с физическими величинами. Распределите карточки на две группы.
m ρ V и t S
(Ученики работают с разрезными карточками на местах – собирают их в 2 группы)
1. Как найти массу m?
2. Как найти путь S ?
(каждый ученик составляет формулы и записывают формулы в тетрадях).
1) m = ρ • V
- Проверьте друг друга ( работа в парах - заполняют оценочный лист: верно составлены 2 формулы – 2балла, 1 формула – 1 балл, неверно все формулы – 0 баллов)
2) Выразите ρ? Выразите t? Обучающиеся записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске : ρ =
(Ученики составляют формулы, записывают в тетрадях; проверяют друг друга в парах)
3) Выразите V ? ? Записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске.

- Эти формулы помогут нам при решении задач.
2. Знание единиц измерения.
- Вспомним единицы измерения m (основную и производные).
- Покажите карточку с основной единицей измерения m (кг) и неосновной (г).
- Основная единица измерения V? (м3) ; неосновная? (см3)
- Основная единица измерения ?
, неосновная
Учащиеся заполняют оценочный лист: ответы без ошибок – 4 балла, 1 ошибка – 3 балла. 2 ошибки –
2 балла, 3 ошибки-1 балл, 4 ошибки- 0 баллов)

3. Определение линейного уравнения
IV.Решение задач.
- А теперь создадим и решим более сложную задачу, где без ваших знаний по алгебре не обойтись!
- У вас на парте лежит кусочек сахара-рафинад и кусок хозяйственного мыла.
- Какую форму имеют кусочек сахара-рафинад и хозяйственное мыло? Что это за тела?

Сахар-рафинад Мыло хозяйственное
Ответ: Эти тела имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
В: Сколько взаимосвязей необходимо найти, чтобы задача решалась?
(О: две взаимосвязи, межу величинами – масса и объем)
1) Рассмотрим объемы данных тел.
В: Какое тело напоминает кусочек сахара и кусок мыла - это какая фигура?
О: (параллелепипед)
Учитель: для того чтобы вычислить массу сахара и мыла, мы должны найти объем, имеющихся у вас предметов.
V. Практическая работа. «Определение объема сахара и мыла»
(ученики при помощи линейки измеряют размеры тел, заполняя таблицу)
- Заполните в таблице данные об объеме двух тел.
- Итак, мы определили объем. Занесем данные в таблицу.
( Ученики на местах, один ученик на доске заносит данные в заранее подготовленную таблицу 1).
В: Главный вопрос задачи: найти объем каждого тела?

- В каких единицах будем измерять объем? (в неосновных единицах - в см3)
- Давайте еще раз сформулировать задачу!
Задача №1.
Учитель. Мы вычисли объемы сахара и мыла, а теперь перед нами стоит задача найти массу этих тел. Как же не имея весов, но, зная плотность и объем этих тел, мы сможем определить их массы.

Таблица 1.
m p v
Сахар _______г 1,6г/см3 _______см3
Хозяйственное мыло _______г 1,2 г/см3 _______см3

Заполняем оценочный лист. Правильно решили – 2 балла, решили с ошибкой – 1 балл, не решили – 0 баллов.

С задачей на нахождение массы и объема мы справились. А теперь возьмем другую группу физических величин формулы, из которых мы ранее составляли еще одну формулу.
Вспомним единицы измерения этих величин.

VI. Найти соответствие.
Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения

Ч Таблица 2.
V мин Какие из этих
С величин
t км/ч измерения
м основные
S м/с (с, м, м/с)
Км
Заполняем оценочный лист.
Правильно составили соответствие – 2 балла, составили с ошибкой – 1 балл, не нашли соответствия – 0 баллов.
Итак, представим себе следующую сказочную ситуацию.
Перед вами отрывок из мультфильма «Ну, погоди!».
V. Домашнее задание
Откроем дневники и запишем домашнее задание.
Задача №2 . В лесу мимо пня, на котором сидел серый волк из мультфильма «Ну, погоди!» в 20.00 пробежал заяц со скоростью 50 км/ч, через некоторое время в 20.06 серый волк пустился в погоню со скоростью 65 км/ч. Сколько времени понадобиться волку, чтобы догнать зайца?

В: Какой процесс описывается в задаче (процесс движения)
В: Какие физические величины характеризуют этот процесс ( ,t,S)
- Заполним данные задачи в таблицу (все ученики на листах; один на доске)
В: Какая физическая величина известна (скорость)
Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией
(Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который пробежали заяц и серый волк.)
Доска: t зайца.=2000 t серого волка =2006

Пень S встреча волка с зайцем
Таблица 3.
скорость время путь
Заяц 50км/ч (х+0,1)ч Путь равный
Серый волк 65км/ч Х ч

- Какое время возьмем за Х? (наименьшее – время движения серого волка)
- Тогда какое время был в пути заяц? (на 0,1 ч больше, т.е. Х+0,1 ч)
- Запишем это в таблицу.
В: Какое слово поможет составить уравнение?(равный)
В: По какой схеме можно решать эту задачу? (по 3-ей: Одна вел. = другая вел.)

VI. Подведем итог урока.
А теперь суммируем баллы в оценочных листах и сдаем их учителю.

Сегодня на уроке мы с вами определили, какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как масса, плотность, объем, скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
VII. Этап рефлексии.
У нас в классе «Маскарад настроений». Вам необходимо: если понравился урок, то прикрепить гномика в коричневом колпаке; если понравился, но не очень, то гномика в жёлтом колпаке; а если не понравился совсем, то гномика в синем колпаке, оценить, как прошел урок, как плодотворно работал каждый.



Спасибо за урок! До свидания!
Категория: Математика | Добавил: aisulu_sati_77
Просмотров: 1048 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru