Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Решение физических задач с помощью линейных уравнений. 7 класс
2016-01-21, 8:05 PM
СКО Кызылжарский район Беловская средняя школа
Учитель математики: Сатимирова Айсулу Шайдоловна
Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе.
Тақырыбы: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений».
Мақсаты: использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
образовательная:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как масса, плотность, объем, скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- отработать навыки решения задач физического содержания с помощью линейных уравнений;
развивающая:
- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
- развитие познавательного интереса к предметам;
воспитательная:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).

Сабақ жоспары.
I. Организационный момент. Ұйымдастыру кезеңі.
А) Амандасу. Приветствие.
На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА
Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова. Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.
- Поэтому эпиграфом к уроку выбрано высказывание М.В.Ломоносова
Эпиграф: Математика - царица всех наук, но служанка физики... (М.Ломоносов)
В) Психологический настрой урока. Тренинг.
Аман - сау бол, күн алтындай! Аспан көгшлдшр аман – сау бол!
Аман – сау бол? Мен және сен! Сізді барлық біз көруге разы!
У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.
II. Проведем разминку - КРОССВОРД
Итак: перед вами физико - математический кроссворд (карточки с кроссвордами на столах у каждого):


А
С
л С
5п и Т
2с Л 6К н О 8О
К О О е Я Б
1п О 3м Т Р й Н Ъ
У Р А 4В Н Е н И Е
Т О С Р О Н о Е М
Ь С С Е С Ь е
Т А М Т
Ь Я Ь

Учитель читает задания, ученики пишут ответы в кроссворде
1. Длина траектории, по которой движется тело (путь)
2. Путь, пройденный телом в единицу времени (скорость)
3. Физическая величина, основной единицей измерения которой является 1 кг (масса)
4. t – какая физическая величина обозначается этой буквой (время)
5. Масса вещества в единице объема (плотность)
6. Решить уравнение это значит - найти его … (корень)
7. Другое название пути (расстояние)
8. Величина, единицей измерения которой является см3, м3 (объем)
Проверяем кроссворд – за каждое правильно отгаданное слово - 1 балл. Сумму баллов заносим в свой оценочный лист (работа в парах)
Так как, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин с помощью линейных уравнений. Вспомним формулы.

III. Блок повторения
1.Работа по составлению формул.
- Выясним, какова взаимосвязь между этими величинами? Перед вами карточки с физическими величинами. Распределите карточки на две группы.
m ρ V и t S
(Ученики работают с разрезными карточками на местах – собирают их в 2 группы)
1. Как найти массу m?
2. Как найти путь S ?
(каждый ученик составляет формулы и записывают формулы в тетрадях).
1) m = ρ • V
- Проверьте друг друга ( работа в парах - заполняют оценочный лист: верно составлены 2 формулы – 2балла, 1 формула – 1 балл, неверно все формулы – 0 баллов)
2) Выразите ρ? Выразите t? Обучающиеся записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске : ρ =
(Ученики составляют формулы, записывают в тетрадях; проверяют друг друга в парах)
3) Выразите V ? ? Записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске.

- Эти формулы помогут нам при решении задач.
2. Знание единиц измерения.
- Вспомним единицы измерения m (основную и производные).
- Покажите карточку с основной единицей измерения m (кг) и неосновной (г).
- Основная единица измерения V? (м3) ; неосновная? (см3)
- Основная единица измерения ?
, неосновная
Учащиеся заполняют оценочный лист: ответы без ошибок – 4 балла, 1 ошибка – 3 балла. 2 ошибки –
2 балла, 3 ошибки-1 балл, 4 ошибки- 0 баллов)

3. Определение линейного уравнения
IV.Решение задач.
- А теперь создадим и решим более сложную задачу, где без ваших знаний по алгебре не обойтись!
- У вас на парте лежит кусочек сахара-рафинад и кусок хозяйственного мыла.
- Какую форму имеют кусочек сахара-рафинад и хозяйственное мыло? Что это за тела?

Сахар-рафинад Мыло хозяйственное
Ответ: Эти тела имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
В: Сколько взаимосвязей необходимо найти, чтобы задача решалась?
(О: две взаимосвязи, межу величинами – масса и объем)
1) Рассмотрим объемы данных тел.
В: Какое тело напоминает кусочек сахара и кусок мыла - это какая фигура?
О: (параллелепипед)
Учитель: для того чтобы вычислить массу сахара и мыла, мы должны найти объем, имеющихся у вас предметов.
V. Практическая работа. «Определение объема сахара и мыла»
(ученики при помощи линейки измеряют размеры тел, заполняя таблицу)
- Заполните в таблице данные об объеме двух тел.
- Итак, мы определили объем. Занесем данные в таблицу.
( Ученики на местах, один ученик на доске заносит данные в заранее подготовленную таблицу 1).
В: Главный вопрос задачи: найти объем каждого тела?

- В каких единицах будем измерять объем? (в неосновных единицах - в см3)
- Давайте еще раз сформулировать задачу!
Задача №1.
Учитель. Мы вычисли объемы сахара и мыла, а теперь перед нами стоит задача найти массу этих тел. Как же не имея весов, но, зная плотность и объем этих тел, мы сможем определить их массы.

Таблица 1.
m p v
Сахар _______г 1,6г/см3 _______см3
Хозяйственное мыло _______г 1,2 г/см3 _______см3

Заполняем оценочный лист. Правильно решили – 2 балла, решили с ошибкой – 1 балл, не решили – 0 баллов.

С задачей на нахождение массы и объема мы справились. А теперь возьмем другую группу физических величин формулы, из которых мы ранее составляли еще одну формулу.
Вспомним единицы измерения этих величин.

VI. Найти соответствие.
Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения

Ч Таблица 2.
V мин Какие из этих
С величин
t км/ч измерения
м основные
S м/с (с, м, м/с)
Км
Заполняем оценочный лист.
Правильно составили соответствие – 2 балла, составили с ошибкой – 1 балл, не нашли соответствия – 0 баллов.
Итак, представим себе следующую сказочную ситуацию.
Перед вами отрывок из мультфильма «Ну, погоди!».
V. Домашнее задание
Откроем дневники и запишем домашнее задание.
Задача №2 . В лесу мимо пня, на котором сидел серый волк из мультфильма «Ну, погоди!» в 20.00 пробежал заяц со скоростью 50 км/ч, через некоторое время в 20.06 серый волк пустился в погоню со скоростью 65 км/ч. Сколько времени понадобиться волку, чтобы догнать зайца?

В: Какой процесс описывается в задаче (процесс движения)
В: Какие физические величины характеризуют этот процесс ( ,t,S)
- Заполним данные задачи в таблицу (все ученики на листах; один на доске)
В: Какая физическая величина известна (скорость)
Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией
(Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который пробежали заяц и серый волк.)
Доска: t зайца.=2000 t серого волка =2006

Пень S встреча волка с зайцем
Таблица 3.
скорость время путь
Заяц 50км/ч (х+0,1)ч Путь равный
Серый волк 65км/ч Х ч

- Какое время возьмем за Х? (наименьшее – время движения серого волка)
- Тогда какое время был в пути заяц? (на 0,1 ч больше, т.е. Х+0,1 ч)
- Запишем это в таблицу.
В: Какое слово поможет составить уравнение?(равный)
В: По какой схеме можно решать эту задачу? (по 3-ей: Одна вел. = другая вел.)

VI. Подведем итог урока.
А теперь суммируем баллы в оценочных листах и сдаем их учителю.

Сегодня на уроке мы с вами определили, какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как масса, плотность, объем, скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
VII. Этап рефлексии.
У нас в классе «Маскарад настроений». Вам необходимо: если понравился урок, то прикрепить гномика в коричневом колпаке; если понравился, но не очень, то гномика в жёлтом колпаке; а если не понравился совсем, то гномика в синем колпаке, оценить, как прошел урок, как плодотворно работал каждый.



Спасибо за урок! До свидания!
Категория: Математика | Добавил: aisulu_sati_77
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru