Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики
2016-09-14, 6:17 PM
Развитие функциональной грамотности при решении текстовых задач по математике.
Абишева Жумагуль Амировна
Учитель ГУ «Садовая СШ»
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной деятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа? Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них: Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач (1958 г.) Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
В соответствии с положениями Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности. Они, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких, как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), необходимых личности для того, чтобы: выживать; развивать собственные способности; вести достойный образ жизни; активно участвовать в развитии общества, улучшать условия собственной жизни; принимать нестандартные решения; продолжать образование.
Исходя из выше сказанного нами, учителями математики было разработано и опубликовано в 2015 году методическое пособие по математике «Решение текстовых задач», которое адресовано учащимся 10-11 классов и учителям математики. В пособии несколько разделов и около 300 задач с решениями и пояснениями.
Любая задача – это проблема, решить задачу – справиться с проблемой. Крупное научное открытие даёт решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Задача, которую ученик решает, может быть скромной, но если она бросает вызов любознательности ребёнка и заставляет его быть изобретательным и ученик решает эту задачу собственными силами, то он сможет испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы.
1) Если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным. (Например, надо вынести шкаф из комнаты. Пройдёт ли он через дверь? Пройдёт, потому что через дверь его внесли.) Анализ с конца используется в играх при поиске выигрышных и проигрышных ситуаций.
Пример.
На озере расцвела одна лилия. Каждый день число цветков удваивалось, и на двадцатый день всё озеро покрылось цветами. На который день покрылась цветами половина озера? Решение. Начнем с конца. Пусть сегодня половина озера покрылась цветами. Через сколько дней покроется всё озеро? Завтра! И это будет 20-й день. Ответ: за 19 дней.
2) Решение практических задач по расчёту семейного бюджета
Развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:
Изучать: уметь извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий;критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и формировать своё собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.
Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
М.И. Калинин говорил: «Если Вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к этому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».

Список использованной литературы

1. Кусетова К.С., Байкунов В.Ш. Решение текстовых задач по математике, Костанай, 2015.
2. Кусетова К.С. Формирование математической грамотности учащихся как условие повышения качества образования. Выступление на региональной конференции в Костанайском ФМЛ 28 марта 2016 года, сборник тезисов выступлений, 2016 .
3. Сканави М.И Сборник задач для поступающих в ВУЗЫ - М.: «Мир и Образование», 2007.
4. Васильев Н.Б. и др. Заочные математические олимпиады-М.: «Наука», 1986.
5. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа- М.: «Просвещение»,1990.
6. Рустюмова И.П., Рустюмова С.Т.Пособие для подготовки к ЕНТ по математике-Алматы, 2007.
7. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе-М.: «АЙРИС - пресс», 2002.
8. Литвиненко В.Н. Практикум по элементарной математике- М.: «Просвещение», 1991.
9. В.С. Кущенко Сборник конкурсных задач по математике., Ленинград, 1965г
10. Тезисы выступления преподавателя Иркутского педагогического колледжа №1 Г.В.Нагорновой «Решение задач на смеси и сплавы». ИГПУ Тезисы НПК учителей математики 2003г. Иркутск.
11. Копылова Н.П. Решебник «Задачи на смеси и сплавы» 2005г. г.Шелехов.
12. Куланин Е.Д. «3000 конкурсных задач по математике». Москва 2008г.
Категория: Математика | Добавил: abisheva6262 | Теги: развитие, функциональная, Грамотность, математика
Просмотров: 109 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru