Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » НВП и ОБЖ

РХБЗ «Химическое оружие»
[ Скачать с сервера (86.0 Kb) ] 2016-11-22, 1:38 PM
Остапенко Александр Сергеевич
преподаватель – организатор НВП
КГУ «Большеизюмовская СШ»
СКО, Тайыншинский район


План – конспект
проведения занятия по НВП в 11 классе
(обобщающий урок)

Тема: РХБЗ «Химическое оружие»
Время: 30 мин.
Место: Кабинет НВП.
Дата проведения: 30.10.2015г.
Руководство и пособия: учебник НВП, ИКТ

Учебные вопросы:
1. Химическое оружие.
2. История химического оружия.
3. Химическое оружие, его применение.
4. Заключение в химическом оружии.

Вводная часть:
1.Ознакомить с темой занятия, учебными вопросами.

Основная часть:

1. Химическое оружие (Хо) - это один из видов ОМП. Его поражающее действие основано на использовании боевых токсических химических веществ, к которым относят (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, применяющиеся в военных целях для уничтожения растительности.
2. История химического оружия.
Способность ядовитых веществ вызывать гибель людей и животных известна с незапамятных времен. В XIX веке ядовитые вещества стали применяться в ходе боевых действий большого масштаба.
Однако рождение (Хо) как средства ведения вооруженной борьбы в современном понимании следует относить ко времени 1-ой мировой войны. Химические войска - впервые появились во время 1-й мировой войны, когда были применены (ОВ) и огнемёты. Они осуществляли газобаллонные атаки, газомётные обстрелы и огнеметания.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война вскоре после начала приобрела позиционный характер, что заставило искать новые наступательные вооружения. Немецкая армия стала применять массированные атаки позиций противника с помощью ядовитых и удушающих газов.14.04.1915г., у деревни Лангемарк, недалеко от малоизвестного в то время бельгийского города Ипр, французские подразделения захватили в плен немецкого солдата. Во время обыска у него обнаружили небольшую марлевую сумочку, наполненную одинаковыми лоскутами хлопчато-бумажной ткани, и флакон с бесцветной жидкостью. Это было так похоже на перевязочный пакет, что на него первоначально просто не обратили внимание.
Видимо назначение его так и осталось бы непонятным, если бы пленный на допросе не заявил, что сумочка - специальное средство защиты от нового "сокрушительного" оружия, которое немецкое командование планирует применить на этом участке фронта. На вопрос о характере этого оружия, пленный охотно ответил, что понятия о нем не имеет, но вроде бы это оружие спрятано в металлических цилиндрах, которые врыты на ничейной земле между линиями окопов. Для защиты от этого оружия необходимо намочить лоскут из сумочки жидкостью из флакона и приложить его ко рту и носу. Французские господа офицеры сочли рассказ пленного бредом сошедшего с ума солдата и не придали ему значения. Но вскоре о таинственных цилиндрах сообщили пленные, захваченные на соседних участках фронта.
18 апреля англичане выбили немцев с высоты "60" и при этом взяли в плен немецкого унтер-офицера. Пленный также поведал о неведомом оружии и заметил, что цилиндры с ним врыты на этой самой высоте - в десяти метрах от окопов. Английский сержант из любопытства пошел с двумя солдатами в разведку и в указанном месте действительно нашел тяжелые цилиндры необычного вида и непонятного назначения. Он доложил об этом командованию, но безрезультатно.
Загадки командованию союзников в те дни приносила и английская радиоразведка, расшифровывавшая обрывки немецких радиограмм. Каково же было удивление дешифровальщиков, когда они обнаружили, что немецкие штабы крайне заинтересованы состоянием погоды!
- ... Дует неблагоприятный ветер ... - доносили немцы. - ... Ветер усиливается ... его направление постоянно меняется ... Ветер неустойчив...
В одной радиограмме упоминалось имя какого-то доктора Габера. Если бы англичане знали, кто такой доктор Габер!
Доктор Фриц Габер - был глубоко штатским человеком. На фронте он находился в элегантном костюме, усугубляя штатское впечатление блеском позолоченных пенсне. До войны он руководил в Берлине Институтом физической химии и даже на фронте не расставался со своими "химическими" книгами и справочниками.
Габер находился на службе у германского правительства. Как консультанту военного министерства Германии ему было поручено создать (ОВ) раздражающего действия, которое заставляло бы войска противника покидать траншеи.
Через несколько месяцев он и его сотрудники создали оружие с использованием газообразного хлора, которое было запущено в производство в январе 1915г. Хотя Габер ненавидел войну, он считал, что применение химического оружия может сохранить многие жизни, если прекратится изматывающая траншейная война на Западном фронте. Его жена Клара была также химиком и решительно выступала против его военных работ.
Выбранный для атаки пункт находился в северо-восточной части Ипрского выступа, на том месте, где сходились французский и английский фронты.
Ближайший к немцам участок фронта защищали солдаты, прибывшие из Алжирских колоний. Выбравшись из укрытий, они грелись на солнце, громко переговариваясь друг с другом. Около пяти часов пополудни перед немецкими окопами появилось большое зеленоватое облако. Как уверяют свидетели - многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого "желтого тумана", но не придавали ему значения.
Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. "Желтый туман" душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Не помня себя, африканцы бросились вон из траншей. Кто медлил, падал, охваченный удушьем. Люди с воплями носились по окопам; сталкиваясь друг с другом падали и бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.
А "желтый туман" катился все дальше и дальше в тыл французских позиций сея по пути смерть и панику. За туманом стройными рядами шествовали немецкие цепи с винтовками наперевес и повязками на лице. Но атаковать им было не кого. Тысячи алжирцев и французов лежали мертвые в окопах и на артиллерийских позициях. Таким образом 22.04.1915г. на Западном фронте у городка и р. Ипр (Бельгия) была проведена газовая атака хлором, впервые показавшая эффект массированного применения токсичного газа как средства ведения войны.
Однако и для самих немцев такой результат был неожиданным. Их генералы относились к затее "очкастого доктора", как к интересному опыту и потому толком не подготовились к широкомасштабному наступлению.
Происшествие наделало много шума и уже к вечеру мир знал, что на поле боя вышел новый участник, способный конкурировать с "его величеством - пулеметом". На фронт бросились химики, а к следующему утру стало ясно, что впервые для военных целей немцы применили облако удушливого газа - хлора. Вдруг обнаружилось, что любая страна, обладающая даже задатками химической промышленности, может получить в свои руки мощнейшее оружие. Утешало лишь то, что спастись от хлора несложно. Достаточно прикрыть органы дыхания повязкой, смоченной раствором соды, или гипосульфита и хлор не так страшен. Если же этих веществ нет под руками - достаточно дышать через мокрую тряпку. Вода значительно ослабляет действие хлора, растворяющегося в ней. Многие химические заведения кинулись разрабатывать конструкцию противогазов… (в России в тот период был изобретён - Противогаз Зелинского-Кумманта — первый противогаз, обладающий способностью поглощать широкую гамму отравляющих веществ, разработанный профессором Н. Д. Зелинским и технологом завода «Треугольник» М. И. Куммантом в 1915 году. Модель Зелинского-Кумманта была усовершенствована И. Д. Аваловым и поставлена в массовое производство (для армии было заказано около 1 млн. экземпляров). После начала использования подразделениями русской армии, участвовавшими в Первой мировой войне, данной модели противогаза, людские потери от газов противника резко снизились). Но немцы спешили повторить газобаллонную атаку, пока у союзников не появились надежные средства защиты.
24 апреля, собрав резервы для развития наступления, они предприняли удар на соседнем участке фронта, который обороняли канадцы. Но канадские войска были предупреждены о "желтом тумане" и потому, завидев желто-зеленое облако, подготовились к действию газов. Свои шарфы, чулки и одеяла они мочили в лужах и прикладывали к лицу, закрывая рот, нос и глаза от едкой атмосферы. Некоторые из них, конечно, задохнулись насмерть, другие надолго были отравлены, или ослеплены, но никто не тронулся с места. А когда туман уполз в тыл и следом двинулась немецкая пехота, заговорили канадские пулеметы и винтовки, проделывая в рядах наступавших, не ожидавших сопротивления, громадные бреши.
Поскольку война продолжалась, много токсических соединений в дополнение к хлору испытывались на эффективность в качестве боевых ОВ (агентов) химической войны.
В июне 1915 г. был применен бром, употреблявшийся в минометных снарядах; появилось также и первое слезоточащее вещество: бромистый бензил, соединенный с бромистым ксилиленом. Этим газом наполнялись артиллерийские снаряды. В первый раз употребление газов в артиллерийских снарядах, получившее впоследствии такое широкое распространение, отчетливо наблюдалось 20 июня в Аргонских лесах.
Широкое распространение в годы Первой Мировой войны получил- фосген. Впервые он был применен немцами в декабре 1915 года на итальянском фронте.
При комнатной температуре фосген - бесцветный газ, с запахом подгнившего сена, обращающийся при температуре - 8° в жидкость. Перед войной фосген добывался в больших количествах и служил для изготовления различных красок для шерстянных материй.
Фосген очень ядовит и, кроме того, действует, как вещество, сильно раздражающее легкие и вызывающее повреждение слизистых оболочек. Опасность его еще увеличивается и тем, что действие его обнаруживается не сразу: иногда болезненные явления появлялись лишь через 10 - 11 часов после вдыхания.
Сравнительная дешевизна, простота приготовления, сильные отравляющие свойства, затяжное действие, малая стойкость (запах исчезает через 1 - 2 часа) делают фосген веществом, очень удобным для военных целей.
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года с целью сорвать наступление англо-французских войск Германия применила иприт - жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. При первом применении иприта поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались. Иприт обладает отчетливо выраженным местным действием - он поражает глаза и органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. Всасываясь в кровь, он проявляет и общеядовитое действие. Иприт поражает кожные покровы при воздействии, как в капельном, так и в парообразном состоянии. От капель и паров иприта не защищает кожные покровы обычное летнее и зимнее армейское обмундирование, как и практически любые виды гражданской одежды. Реальной защиты войск от иприта в те годы не было, и применение его на поле боя было эффективным до самого окончания войны.
Забавно отметить, что с известной долей фантазии, можно посчитать отравляющие вещества катализатором зарождения фашизма и инициатором второй Мировой войны. Ведь именно после английской газовой атаки под Комином, лежавший в госпитале временно ослепший от хлора немецкий ефрейтор Адольф Шикльгрубер, начал задумываться о второй Мировой войне. Впоследствии, находясь в заключении, он упорядочил эти мысли в своей книге "Майн кампф" (Моя борьба), но на титуле этой книги уже стоял псевдоним - Адольф Гитлер.
История нервно-паралитических ОВ - начинается 23 декабря 1936 г., когда доктор Герхард Шредер в лаборатории "Фарбен" впервые получил табун.
В 1938 г. там же был открыт второй мощный фосфорорганический агент – зарин. В конце 1944 г. в Германии был получен структурный аналог зарина, названный зоманом, который примерно в 3 раза токсичнее зарина.
Всего в предвоенные и первые военные годы в Германии было построено около 17 новых технологических установок по производству ОВ, годовая мощность которых превышала 100 тыс. тонн. Причины того, почему Германия в годы второй мировой войны не применила химическое оружие, остаются до сих пор не ясными, по одной из версий Гитлер не дал команду на применение (Хо) во время войны потому, что считал, что у СССР большее количество химического оружия. Черчилль признавал необходимым применение химического оружия, лишь только в случае его применения противником. Но неоспоримым фактом является превосходство Германии в производстве отравляющих веществ: производство нервно-паралитических газов в Германии явилось полной неожиданностью для войск Союзников в 1945 году.
Отдельные работы по получению этих веществ, проводились в США и Великобритании. За годы второй мировой в США - было произведено 135 тыс. тонн отравляющих веществ, на иприт приходилась половина всего объема. Ипритом было снаряжено около 5 млн. снарядов и 1 млн. авиабомб. С 1945 по 1980 использовались только 2 вида химоружия: лакриматоры (слезоточивый газ) и гербициды ("Оранжевый Агент") применявшийся армией США во Вьетнаме, последствия этого - печально знаменитые "Желтые дожди". В Южном Вьетнаме было поражено около 43 % всей площади и 44 % площади лесов. При этом все фитотоксиканты оказались токсичными как для растений, так и для человека, и теплокровных животных. Таким образом, был - нанесен колоссальный ущерб окружающей среде, населению. В США химическое оружие производилось до 1969 года.
3. Химическое оружие, его применение.
ОВ - это химические соединения, обладающие определенными токсическими и физико-химическими свойствами, обеспечивающими при их боевом применении поражение живой силы (людей), а также заражение воздуха, одежды, техники и местности.
ОВ- составляют основу химического оружия. Ими начиняют снаряды, мины, боевые части ракет, авиационные бомбы, выливные авиационные приборы, дымовые шашки, гранаты и другие химические боеприпасы и приборы. Отравляющие вещества поражают организм, проникая через органы дыхания, кожные покровы и раны. Кроме того, поражения могут наступать в результате употребления зараженных продуктов и воды.
Современные отравляющие вещества классифицируют по физиологическому действию на организм, токсичности (тяжести поражения), быстродействию и стойкости.
По физиологическому действию на организм ОВ делятся на шесть групп:
1. нервно-паралитического действия: зарин, зоман, (Vх) - газы;
2. кожно-нарывного действия: иприт, люизит;
3. общеядовитого действия: синильная кислота, хлорциан;
4. удушающего действия: фосген, дифосген;
5. психохимического действия: Би-зет (BZ), ЛСД.
6. раздражающего действия: си-эс (CS), адамсит, хлорацетофенон.
По токсичности (тяжести поражения) современные отравляющие вещества делятся на смертельные и временно выводящие из строя. К отравляющим веществам смертельного действия относятся все вещества первых четырех перечисленных групп. К временно выводящим из строя относятся вещества пятой и шестой групп физиологической классификации.
По быстродействию отравляющие вещества делятся на быстродействующие и замедленного действия. К быстродействующим веществам относятся зарин, зоман, синильная кислота, хлорциан, си-эс и хлорацетофенон. Эти вещества не имеют периода скрытого действия и за несколько минут приводят к смертельному исходу или утрате трудоспособности (боеспособности). К веществам замедленного действия относятся Vх-газы, иприт, люизит, фосген, би-зет. Эти вещества имеют период скрытого действия и приводят к поражению по истечении некоторого времени.
В зависимости от стойкости поражающих свойств после применения отравляющие вещества делятся на стойкие и нестойкие. Стойкие отравляющие вещества сохраняют поражающее действие от нескольких часов до нескольких суток с момента применения: это Vх-газы, зоман, иприт, би-зет. Нестойкие отравляющие вещества сохраняют поражающее действие в течение нескольких десятков минут: это синильная кислота, хлорциан, фосген.
Токсины - как поражающий фактор -это химические вещества белковой природы растительного, животного или микробного происхождения, обладающие высокой токсичностью.
Для поражения различных видов растительности предназначены токсические химические вещества — фитотоксиканты. В мирных целях их применяют главным образом в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, удаления листьев растительности в целях ускорения созревания плодов и облегчения сбора урожая (например, хлопка). В зависимости от характера воздействия на растения и целевого назначения фитотоксиканты подразделяются на гербициды, арборициды. При применении химического оружия так же, как и при аварии с выбросом ОХВ, будут образовываться зоны химического заражения и очаги химического поражения.
На рабочих и служащих объектов, оказавшихся в момент химического нападения в производственных зданиях и сооружениях, воздействует, как правило, парообразная фаза ОВ. Поэтому все работы следует проводить в противогазах, а при применении ОВ нервно-паралитического или кожно-нарывного действия — в средствах защиты кожи.
4. Заключение в химическом оружии:
В 1974 году президент Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев подписали значительное соглашение, направленное на запрещение химического оружия. Оно было подтверждено президентом Фордом в 1976 году на двусторонних переговорах в Женеве.
Однако история химического оружия на этом не закончилась...

Преподаватель – организатор НВП________________А. Остапенко
КГУ «Большеизюмовская СШ»
Категория: НВП и ОБЖ | Добавил: 112699
Просмотров: 918 | Загрузок: 17 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru