Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

сверление отверстии
2018-01-02, 2:08 PM
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байконурский индустриальный техникум»

Методическая разработка открытого урока по учебной практике
Тема «Сверление отверстий. Устройство сверлильного станка»

Мастер производственного обучения
Бухарбаев К.Ж.

г. Байконур, 2016г.


Тема программы Слесарное дело.
Тема урока Сверление отверстий. Устройство сверлильного станка
Цель урока:
образовательная: ознакомить с приемами сверления отверстий в металле; закрепить знания по подготовке поверхности к сверлению; научить сверлению на настольном сверлильном станке; развивающая: развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность;
воспитывающая: воспитать у обучающихся чувство ответственности за выполненную работу и воспитывать аккуратность во время работы.
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций
Метод урока: наглядный, практический, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: слесарное дело, материаловедение, проф. цикл.
Инструменты и оборудование: настольный сверлильный станок; электрическая дрель; ручная дрель; сверла (для каждого ученика).
Оформление доски: тема урока; новые слова (бородок), станина, шпиндель, патрон, рукоятка подачи); домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
2.С октября месяца на занятиях учебной практике мы выполняли работы по теме опиливание, резка и гибка металла. Для этого уже мы умеем: выполнять следующие слесарные операции Разметку металла, Резку металла, очистку металла и гибка металла. Сегодня мы ознакомимся с приемами сверления металла и научимся работать на настольном сверлильном станке;

2.Мотивация:Согласитесь ребята, стыдно будет если вызываешь мастера, чтобы сверлить отверстии для сборки стула, когда в доме есть настоящий хозяин.
3. Актуализация опорных знаний по теме «Сверление ручной дрелью»
Перед начало практики мы повторим насколько вы усвоили знания по теории.
- Что называется отверстием? ( Углубление в детали.)
- Какие виды отверстий вы знаете? ( Сквозное - проходящее через всю заготовку, и глухое - не имеющее сквозного выхода.)
- Как определить диаметр сверла? ( Посмотреть маркировку на хвостовике, измерить диаметр просверленного отверстия или, зажав в тиски, измерить расстояние между губок.)
- Из каких основных частей состоит ручная дрель? ( Упор, нажимная рукоятка, рукоятка вращения, патрон.)
- Где закрепляется сверло? ( В патроне.)
- В каком направлении должно вращаться сверло в патроне при сверлении? (По часовой стрелке.)
4. Переход к изучению новой темы
С операцией сверления мы уже знакомы из курса «Профессиональный цикл». Сверление металла трудоёмкий процесс.
Почему, как вы считаете?(Металл обладает свойствами: прочность, твердость.) Металл тверже и прочнее древесины.
Проведем эксперимент!(Показать разницу сверления отверстий в древесине и в металле. Выходят 2 ученика.) Чтобы сделать процесс получения отверстии в металле менее трудоемким существует другие способы сверления. Сегодня мы познакомимся с ними.
5. Демонстрация приемов сверление отверстии.
Итак, с помощью каких инструментов можно получить отверстие в металле?(дрель, коловорот, ручная электрическая дрель.)
- Какие недостатки такого способа получения отверстий вы знаете? ( Неровные края, трудоемко, много времени тратим.)
Чтобы избежать эти моменты, эти трудности мы можем использовать сверлильный станок.
Объяснение нового материала
6. Устройство сверлильного станка
Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло.
Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал – шпиндель. Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.
На плите (основание станка) имеется стол для закрепления заготовок и тисков. К плите неподвижно крепится колонка, по которому перемещается шпиндельная бабка.

7.Охрана труда
Автомеханик в своей работе использует не только инструменты, но и оборудование, которые облегчает его труд. Профессионал должен уметь работать на станках: токарном, точильным, сверлильном. А так как это электрическое оборудование относятся к группе опасных работ, то и требования охрана труда при работе очень важно строго соблюдать. На партах у вас лежит инструкция правила работы на сверлильном станке. (с комментариями мастера.)
8. Практическая работа
Перед началом урока учащимся раздается по одному сверлу диаметром от 8 мм и учитель показывает и называет элементы сверла, которые обучающиеся отыскивают на своем образце. Нужно объяснить, что в процессе работы каждая режущая кромка сверла срезает слой материала. Толщина его зависит от величины и подачи скорости резания. Образующаяся при этом стружка по винтовой канавке выбрасывается из отверстия. Ленточка на винтовом сверле направляет его и уменьшает трение о стенки отверстия.
Сверла закрепляются либо непосредственно в шпинделе станка, либо в сверлильном патроне устройство которого так же показано в таблице . Здесь представлен наиболее распространенный трехкулачковый патрон с наклонными кулачками. В корпусе сделаны пазы, по которым перемещаются кулачки, имеющие с одной стороны резьбу. На наружной стороне патрона имеется кольцо, поверхность которого накатана. Внутри патрона запрессована гайка.
Она перемещает кулачки, зажимающие сверло.
Перед началом работы сверло подводят к заготовке так, чтобы место кернения совпало с вершиной сверла. Только после этого включают станок и вращением штурвала осуществляют плавную подачу сверла.
Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Приступая к работе на станке, осматривают его, проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и убеждаются что он работает, затем нажимают кнопку «Стоп». Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помощью ручных тисков или струбцин. Затем устанавливают в патрон сверло. Для этого вращением специального ключа против часовой стрелки разводят кулачки патрона. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и надежно закрепляют, ключ убирают на место его хранения.

9. Закрепление изученного на уроке
1.Вопросы на восприятие.
- Какими способами можно получить отверстие в металле? (Сверлением и пробиванием)
- Назовите основные части сверлильного станка (1-патрон; 2-рукоятка подачи; 3-ременная передача; 4-электродвигатель; 5-рукоятка фиксирования шпиндельной бабки; 6-рукоятка подъема и опускания шпиндельной бабки; 7-кнопки включения электродвигателя; 8-кнопка «Стоп».)
- Что называют движением резания и движением подачи при сверлении? (Движением резания при сверлении называется вращение сверла, а подача сверла к заготовке называется движением подачи.)
- Какие инструменты и приспособления применяются для закрепления заготовки при сверлении? (Плоскогубцы, пассатижи, ручные тиски, машинные тиски.)
10.Видеоурок.(Текст мастера: Ваша задание: внимательно смотрите на работу мастера, отмечайте ошибки допущенных в процесса сверления. На экране будет виден знак х красного цвета это означает «внимание опасно» Итак какие ошибки допустил мастер.)
11. Подведение итогов урока
Выставление оценок в журнал и дневники.
12.Домашнее задание
1. По рабочей тетради.


«Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка»
Цель: ознакомить учащихся с назначением, устройством и работой сверлильного станка.
Оборудование: настольный сверлильный станок, линейка, карандаш.
Учащиеся должны четко знать назначение каждой рукоятки, порядок изменения частоты вращения шпинделя, подачи и т.д.
Будет полезно, если учитель пригласит к станку поочередно нескольких учеников и предложит выполнить определенное задание теоретического или практического характера. Затем следует разделить группу на звенья по три-четыре человека в каждом, назначит ответственных, распределить звенья по станкам, после чего приступить к выполнению практической работы по подробным инструкциям. В обязательном перечне оборудования указано, что в каждой мастерской должно быть установлено по три станка. Поэтому предлагаемая здесь форма организации лабораторно-технических работ по изучению станочного оборудования представляется наиболее приемлемой и эффективной.
В случае если в мастерской меньшее количество станков (один-два), то практическое ознакомление с ними проводится по скользящему графику.
Порядок выполнения работы
1. Подготовить в рабочей тетради таблицу.
Наименование механизмов станка Основные характеристики станка
Количество
скоростей Частота вращения
шпинделя Максимальное
перемещение
шпинделя

2. Осмотреть сверлильный станок.
3. Снять ограждение и ознакомиться с механизмом ременной передачи.
Измерить диаметры ступеней шкивов и подсчитать минимальную и максимальную частоту вращения шпинделя по формуле
4. Надевая ремень на соответствующие ступени шкивов, проверить работу станка при минимальной и максимальной частоте вращения шпинделя.
Мастер П.О. должен обязательно предупредить учащихся, что станок можно включать только при закрытой ременной передаче.
7. Самостоятельная работа с текстом учебника
Учащиеся изучают правила безопасной работы на сверлильном станке и объясняют, почему необходимо соблюдать каждое из правил безопасной работы и к чему может привести их несоблюдение
Контрольные вопросы
1. Из каких основных частей состоит сверлильный станок?
2. Каково назначение реечных зубчатых передач станка?
3. Как можно изменять частоту вращения шпинделя?
VI. Закрепление изученного на уроке
- Какими способами можно получить отверстие? (Сверлением и пробиванием)
- Назовите основные части сверлильного станка (1-патрон; 2-рукоятка подачи; 3-ременная передача; 4-электродвигатель; 5-рукоятка фиксирования шпиндельной бабки; 6-рукоятка подъема и опускания шпиндельной бабки; 7-кнопки включения электродвигателя; 8-кнопка «Стоп».)
- Что называют движением резания и движением подачи при сверлении? (Движением резания при сверлении называется вращение сверла, а подача сверла к заготовке называется движением подачи.)
- Какие инструменты и приспособления применяются для закрепления заготовки при сверлении? (Плоскогубцы, пассатижи, ручные тиски, машинные тиски.)
VII. Подведение итогов урока
Выставление оценок в журнал и дневники.
Домашнее задание
1. По рабочему тетради.
Дополнительный материал
Виды брака Причины
Неточные размеры отверстия Неправильная заточка сверла. Биение сверла
Смещение отверстия Неправильная разметка. Неправильная установка заготовки. Слабое крепление заготовки. Увод сверла
Перекос отверстия Неправильная установка заготовки
Неточная глубина глухого отверстия Неправильная установка упора. Неверный отсчет по линейке на станке
Грубая поверхность сверления Работа плохо заточенным сверлом. Резкая подача сверла. Недостаточное охлаждение сверла





Сверлением называется процесс образования снятием стружки отверстий в сплошном материале при помощи режущего инструмента-сверла. Это одна из самых распространенных слесарных операций применяется для получения отверстий невысокой степени точности и класса шероховатости, например под крепежные болты, заклепки, шпильки и т.д. Из-за сравнительно невысокой точности сверление часто является подготовительной операцией для последующего растачивания, зенкерования, развертывания и протягивания. Сверление так же служит подготовительной операцией при нарезании внутренней резьбы.
Сверление осуществляется вручную и на станках. Обрабатываемую заготовку крепят в тисках, а сверлу сообщают одновременно два движения: Вращательное и поступательное (вдоль оси сверла).
Различают следующие виды сверл: перовые, спиральные, с пластинками из твердых сплавов, ружейные и пушечные, центровочные.
Перовые сверла просты в изготовлении, заточке, но плохо отводят стружку при сверлении глубоких отверстий. Поэтому их использую при выполнении в чугуне и других хрупких металлах отверстий глубиной не более 2-3 диаметров сверла.
Спиральное сверло представляет собой цилиндрический стержень с двумя винтовыми канавками. Режущая и направляющая части сверла с винтовыми канавками образуют рабочую часть. Режущая часть имеет две главные режущие кромки, которые образованы пересечением передних и задних поверхностей, и поперечную кромку, образованную пересечением задних поверхностей. Шейка соединяет рабочую часть с хвостовиком, которым закрепляют сверло в патроне. У сверл диаметром до 9,5 мм хвостовик цилиндрический, у сверл большего диаметра - конический. Лапка сверл с коническим хвостовиком служит для выбивания сверла из шпинделя станка. Винтовые ленточки направляют и центрируют сверло в отверстии и уменьшают трение сверла об обрабатываемую поверхность.
Для обработки различных материалов применяются сверла с разными углами заточки. Для стали, чугуна и бронзы угол, образуемый главными режущими кромками, составляет 116-118о, для латуни, алюминиевых сплавов, баббитов – 130-140о, Промышленность выпускает сверла диаметром 0,25-80 мм.
Сверла, оснащенные пластинками из сплавов Т15К6 и ВК8, предназначены для скоростного сверления. Эти сверла выпускают с прямыми, косыми и винтовыми канавками. Сверлами первого и второго типов в чугуне и других хрупких материалах выполняют отверстия глубиной в 2-3 диаметра сверла. При сверлении более глубоких отверстий выход стружки затруднен. Сверла третьего типа лучше выводят стружки наружу, особенно при обработке вязких материалов.
Центровым сверлом получают в центровом отверстий круглой заготовки внутренний конус с углом 60о, который служит технологической базой при обработке, и второй конус в 120о для предохранения конуса центрового отверстия.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: kudajbergenbuxarbaev
Просмотров: 719 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 0:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru