Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Работа с начинающими в классе сольфеджио
[ · Скачать удаленно (886 Kb.) ] 2014-04-15, 8:46 PM
Цель урока: овладение учащимися комплексов навыков, знаний и умений, необходимых на начальном этапе обучения.

Задачи урока: развитие музыкально-творческих навыков учащихся.
1. развитие чистоты интонации;
2. развитие чувства метро-ритма;
3. развитие музыкальной памяти через различные формы музыкальных диктантов;
4. освоение теоретического материала, необходимого для применения его на практике.
Иллюстраторы: учащиеся 1-го класса фортепианного отделения.
Слушатели: преподаватели ДМШ г. Серебрянска, родители детей.

План урока.

I Вступительная часть
1) приветствие;
2) проверка домашнего задания;
3) распевка.
II Основная часть
1. Ладоинтонационные и метро-ритмические упражнения на примере гаммы.
2. Работа над:
а) метро-ритмом,
б) слухом;
в) развитием музыкальной памяти в виде устных и письменного диктантов.
3. Пение по учебнику «Сольфеджио для 1-го класса» (автор – Барабошкина).
а) домашних номеров; (№ 62,68)
б) чтение с листа стр. стр. 56, № 1, стр. 57 № 2, 5; стр. 60 № 3, 5
III Заключительная часть.
1. Анализ урока;
2. Запись домашнего задания;
3. Выставление оценок за урок.

Ход урока.


I Вступительная часть.

Приветствие: Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики: «Добрый день, добрый день,
заниматься нам не лень!»

Проверка домашнего задания.
(Узнать, как справились с домашним заданием ребята, проверить каждого).
Д. з.: выученное заранее стихотворение выкладывается ритмо-карточками, а дома записывается в виде ритмического рисунка.

Дин-дон, дили-дон
В переулке ходит слон
Старый, серый сонный слон
Дин-дон, дили-дон.

Распевка в виде выученной (заранее) песни «Гномик» (муз.: О. Юдахина,
сл.: Г. Новицкая).

II Основная часть.

1. Пение гаммы ре мажор в разных темпах и ритмах:
а) обычным способом (с названием ключевых знаков и т. д.
б) пение гаммы с другим ритмическим рисунком.

Варианты комбинаций с четвертными и восьмыми длительностями, паузой в разных комбинациях (ритм записан на доске). Фа# и до# не называются, но подразумеваются.

1 вариант.

ре ми фа соль ля си си до2 си до ре2

2 вариант

ре1 ми фа соль ля си до2 ре2

ре2 до2 си ля соль фа ми до1 ре1

2. Ладоинтонационные упражнения: опевание Т (тоники) в ре мажоре, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, 6 положений T53.
3. Пение по столбице ступеней.

Диктанты.

Игра «Эхо» в виде вопросов-ответов (участвуют две команды
1-я команда: педагог + одна группа учащихся
2-я команда: ученик + вторая группа учащихся)

Примеры:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Устные ритмические и интонационные диктанты.

3. Письменный диктант.

Перед записью диктанта учащихся выкладывают ритмический рисунок специальными карточками (у каждого свои), либо записывают ритмический рисунок над нотоносцем; и после того, как осознаны и высота и ритм, производится запись диктанта.

Пение номеров из учебника «Сольфеджио»

1. Пение домашних номеров (домашнее задание); желательно опросить каждого из учащихся хотя бы по 2 фразы.

В легких номерах возможен вариант дирижирования (№№ 61, 62 – дирижируем; №№ 60, 69 – тактируем).

2. Чтение с листа.
С обязательным определением тональности, тоники, ключевых знаков, размера, количества фраз.
Стр. 56 – 57 (№№ 1, 2; 5 (6)), стр. 60 № 3 или 5.

III Заключительная часть.

Анализ урока.


Отмечаю, что уже получается хорошо, на что обратить внимание, над чем поработать, что необходимо вспомнить. Обязательно отмечаю активных и старательных детей. Делаю замечание тем ребятам, которые могли бы лучше проявить себя, но пока у них не получается из-за невнимательности, несобранности, а порой и недостаточной домашней подготовки.
Напоминаю учащимся, что при работе над музыкальным диктантом – главное – уметь сосредоточиться и уметь задействовать те навыки, которые были получены и закреплены на предыдущих уроках.

2. Запись домашнего задания:
1) сочинить вариацию к диктанту (который был записан на этом уроке);
2) петь №№ 72, 75.
Или:
3) Сочинить мелодию на стих «Дин-дон».
Выставление оценок за урок с устным комментарием.

Вывод:


Большинство учащихся хорошо справляется с метро-ритмическими трудностями.
Неплохо владеют теоретическим материалом на данном этапе и умело применяют его на практике.
Гораздо лучше, чем в середине года угадывают мелодии и воспроизводят их (в устных диктантах).
Что касается чистоты интонации, то не у всех ребят она была качественной с самого начала. К сожалению, некоторые ученики детонируют и сейчас. И все-таки, если провести сравнительный анализ чистоты интонирования с первыми уроками в этой группе, то результат заметен, очевидно, что динамика положительная.
А также, делая анализ проведенного мною и учащимися 1 класса открытого урока, хочется сделать вывод, что детям очень нравятся метро-ритмические упражнения, игры в «Эхо» (послушное, капризное, ленивое, грамотное) – все это очень положительно сказывается на всем процессе обучения, как на уроках сольфеджио, так и на уроках специальности.
Поэтому считаю в целом цели и задачи, поставленные на этот урок, - выполненными.

При работе с начинающими и для подготовки данного урока пользуюсь следующей методической литературой:
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
2. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике»
3. А. Барабошкина «Методическое пособие для 1 класса, для 2 класса»
4. П. Вейс «Ступеньки в музыку»

Учебниками:
1. А. Барабошкина «Сольфеджио для 1 класса»
2. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты»
3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём»
4. Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке»
5. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Музыкальные диктанты»
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Ассоль1
Просмотров: 883 | Загрузок: 294 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru