Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Работа с начинающими в классе сольфеджио
[ · Скачать удаленно (886 Kb.) ] 2014-04-15, 8:46 PM
Цель урока: овладение учащимися комплексов навыков, знаний и умений, необходимых на начальном этапе обучения.

Задачи урока: развитие музыкально-творческих навыков учащихся.
1. развитие чистоты интонации;
2. развитие чувства метро-ритма;
3. развитие музыкальной памяти через различные формы музыкальных диктантов;
4. освоение теоретического материала, необходимого для применения его на практике.
Иллюстраторы: учащиеся 1-го класса фортепианного отделения.
Слушатели: преподаватели ДМШ г. Серебрянска, родители детей.

План урока.

I Вступительная часть
1) приветствие;
2) проверка домашнего задания;
3) распевка.
II Основная часть
1. Ладоинтонационные и метро-ритмические упражнения на примере гаммы.
2. Работа над:
а) метро-ритмом,
б) слухом;
в) развитием музыкальной памяти в виде устных и письменного диктантов.
3. Пение по учебнику «Сольфеджио для 1-го класса» (автор – Барабошкина).
а) домашних номеров; (№ 62,68)
б) чтение с листа стр. стр. 56, № 1, стр. 57 № 2, 5; стр. 60 № 3, 5
III Заключительная часть.
1. Анализ урока;
2. Запись домашнего задания;
3. Выставление оценок за урок.

Ход урока.


I Вступительная часть.

Приветствие: Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики: «Добрый день, добрый день,
заниматься нам не лень!»

Проверка домашнего задания.
(Узнать, как справились с домашним заданием ребята, проверить каждого).
Д. з.: выученное заранее стихотворение выкладывается ритмо-карточками, а дома записывается в виде ритмического рисунка.

Дин-дон, дили-дон
В переулке ходит слон
Старый, серый сонный слон
Дин-дон, дили-дон.

Распевка в виде выученной (заранее) песни «Гномик» (муз.: О. Юдахина,
сл.: Г. Новицкая).

II Основная часть.

1. Пение гаммы ре мажор в разных темпах и ритмах:
а) обычным способом (с названием ключевых знаков и т. д.
б) пение гаммы с другим ритмическим рисунком.

Варианты комбинаций с четвертными и восьмыми длительностями, паузой в разных комбинациях (ритм записан на доске). Фа# и до# не называются, но подразумеваются.

1 вариант.

ре ми фа соль ля си си до2 си до ре2

2 вариант

ре1 ми фа соль ля си до2 ре2

ре2 до2 си ля соль фа ми до1 ре1

2. Ладоинтонационные упражнения: опевание Т (тоники) в ре мажоре, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, 6 положений T53.
3. Пение по столбице ступеней.

Диктанты.

Игра «Эхо» в виде вопросов-ответов (участвуют две команды
1-я команда: педагог + одна группа учащихся
2-я команда: ученик + вторая группа учащихся)

Примеры:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Устные ритмические и интонационные диктанты.

3. Письменный диктант.

Перед записью диктанта учащихся выкладывают ритмический рисунок специальными карточками (у каждого свои), либо записывают ритмический рисунок над нотоносцем; и после того, как осознаны и высота и ритм, производится запись диктанта.

Пение номеров из учебника «Сольфеджио»

1. Пение домашних номеров (домашнее задание); желательно опросить каждого из учащихся хотя бы по 2 фразы.

В легких номерах возможен вариант дирижирования (№№ 61, 62 – дирижируем; №№ 60, 69 – тактируем).

2. Чтение с листа.
С обязательным определением тональности, тоники, ключевых знаков, размера, количества фраз.
Стр. 56 – 57 (№№ 1, 2; 5 (6)), стр. 60 № 3 или 5.

III Заключительная часть.

Анализ урока.


Отмечаю, что уже получается хорошо, на что обратить внимание, над чем поработать, что необходимо вспомнить. Обязательно отмечаю активных и старательных детей. Делаю замечание тем ребятам, которые могли бы лучше проявить себя, но пока у них не получается из-за невнимательности, несобранности, а порой и недостаточной домашней подготовки.
Напоминаю учащимся, что при работе над музыкальным диктантом – главное – уметь сосредоточиться и уметь задействовать те навыки, которые были получены и закреплены на предыдущих уроках.

2. Запись домашнего задания:
1) сочинить вариацию к диктанту (который был записан на этом уроке);
2) петь №№ 72, 75.
Или:
3) Сочинить мелодию на стих «Дин-дон».
Выставление оценок за урок с устным комментарием.

Вывод:


Большинство учащихся хорошо справляется с метро-ритмическими трудностями.
Неплохо владеют теоретическим материалом на данном этапе и умело применяют его на практике.
Гораздо лучше, чем в середине года угадывают мелодии и воспроизводят их (в устных диктантах).
Что касается чистоты интонации, то не у всех ребят она была качественной с самого начала. К сожалению, некоторые ученики детонируют и сейчас. И все-таки, если провести сравнительный анализ чистоты интонирования с первыми уроками в этой группе, то результат заметен, очевидно, что динамика положительная.
А также, делая анализ проведенного мною и учащимися 1 класса открытого урока, хочется сделать вывод, что детям очень нравятся метро-ритмические упражнения, игры в «Эхо» (послушное, капризное, ленивое, грамотное) – все это очень положительно сказывается на всем процессе обучения, как на уроках сольфеджио, так и на уроках специальности.
Поэтому считаю в целом цели и задачи, поставленные на этот урок, - выполненными.

При работе с начинающими и для подготовки данного урока пользуюсь следующей методической литературой:
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
2. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике»
3. А. Барабошкина «Методическое пособие для 1 класса, для 2 класса»
4. П. Вейс «Ступеньки в музыку»

Учебниками:
1. А. Барабошкина «Сольфеджио для 1 класса»
2. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты»
3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём»
4. Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке»
5. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Музыкальные диктанты»
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Ассоль1
Просмотров: 483 | Загрузок: 120 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru