Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Урок по теме Диагностика двигателей
2015-02-18, 9:04 AM
План
открытого урока по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин»

Дата проведения 10.02.2015 Группа Ф-31

Тема урока: Диагностика двигателей

Цели урока: - образовательная: научить применять полученные знания для определения
неисправностей двигателей
- развивающая: уметь анализировать, логически мыслить, формулировать и
кратко излагать ответы на поставленные вопросы.
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережному отношению к
технике, умение работать в группе
Тип урока: Контроль знаний
Вид урока: Урок – соревнование
Оборудование: - устройство световой и звуковой сигнализации с кнопками для каждой из
команд о готовности к ответу на вопрос.
- компьютер, мультипроектор, экран
- плакат с изображением контура двигателя и зон прослушивания стуков.

Ход урока
1. Организационная часть
- проверка наличия учащихся
- разбивка на команды, выбор капитанов, названий команд.
- объяснение условий игры

2. Основная часть. Ответы учащихся на выбранные вопросы
I раунд
Цилиндро-поршневая группа
Кривошипно-шатунная группа
Газораспределительный механизм

II раунд
Система охлаждения
Смазочная система

III раунд
Система питания карбюраторных двигателей
Система питания дизельных двигателей

3. Заключительная часть. Подведение итогов урока
- анализ игры
- объявление мест, занятых командами
- оценка ответов каждого участника команд

преподаватель спецдисциплин АТК №2
Миронов В.Н.

Условия игры
В игре участвуют 3 команды. Каждая выбирает название команды, капитана.
Преподаватель, зная способности каждого учащегося, рекомендует состав команд, чтобы не получились в одной команде сильные учащиеся, в другой слабые.
Игра состоит из 3-х раундов. На экране мультипроектором проецируются по очереди задания на каждый раунд.
На столах у каждой команды находится кнопка, при нажатии на которую загорается табло с присвоенным команде номером и звенит дублирующий звонок, причём загорится табло той команды, которая раньше нажмёт на кнопку, блокируя включение остальных двух команд.
( При нажатии в это время на любую из этих двух кнопок экран не загорится)
На экране проецируются задания на I раунд-название темы и номера вопросов.
Преподаватель зачитывает вопрос, любой из участников игры, знающий ответ, нажимает кнопку и говорит ответ. Если несколько или все участники команды знают ответ, капитан по своему выбору называет участника для ответа на вопрос.
В случае правильного ответа команда получает 5 баллов и имеет право выбора вопроса. В случае неправильного ответа – минус 5 баллов.
Если в течение 5-ти секунд никто из участников игры не нажимает на кнопку (не знает правильного ответа), преподаватель сам говорит ответ. В этом случае ни одна из команд баллов не получает и преподаватель по своему выбору называет вопрос.
Учёт вопросов и количество баллов каждой команды ведёт помощник на компьютере и через проектор проецирурует на экран.
После того, как закончатся вопросы I-го раунда, на экран проецируются вопросы II-го, затем III-го раундов.
По окончанию III-го раунда помощник (счётчик) подводит результаты игры, т.е. суммируются баллы команд за каждый раунд.

В это время на экране проецируется вопрос, на который нужно дать максимальное количество ответов ( Например: Перечислить все возможные причины перегрева двигателя или причины, при которых из выхлопной трубы идёт чёрный дым и т.д.)
Если остаётся время, вызвать одного участника к доске, где на плакате схематично изображены зоны прослушивания стуков двигателя.
Преподаватель называет неисправность, например: «Увеличенный зазор в сопряжении поршневые пальцы-втулки верхних головок шатунов»
Учащийся должен показать зоны прослушивания двигателя и характер звука или стука.

Диагностика двигателя -1-
1 раунд – цилиндро-поршневая, кривошипно-шатунная группы, газораспределительный механизм
Цилиндро-поршневая группа

вопроса Вопрос Ответ
1 Назовите один из признаков слабой компрессии цилиндров Трудный запуск двигателя, особенно в холодное время
2 К чему приводит пуск двигателя в работу с непрогетым двигателем? Преждевременный износ поршневых колец и цилиндров
3 По какому параметру и каким прибором можно определить общее состояние цилиндро-поршневой группы в каждом цилиндре в отдельности? По величине компрессии, замеренной компрессометром
4 Чему равна допустимая разность давления в показаниях компрессометра для разных цилиндров одного двигателя
(карбюраторных и дизельных ) карбюраторных-не более 1кг/см2 (0,1 МПа)
дизельных – не более 2кг/см2 (0,2 МПа)
5 Чему равно номинальное давление в цилиндрах дизельных двигателей, замеренное компрессометром и предельно допустимое, меньше которого двигатель подлежит ремонту номинальное – 30 кг/см2 (3 МПа)
предельно допустимое – 21 кг/см2 (2,1 МПа)
6 О чём свидетельствует несильный щёлкающий звук в средней части блока при работе двигателя на средних оборотах Износ сопряжений поршневое кольцо-канавка поршня
7 Почему при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация Нагар на поверхностях, образующих камеру сгорания
8 Как проверить, что причиной недостаточной компрессии в цилиндре является неплотное прилегание клапанов? Залить в отверстие свечи (форсунки) 20-25 см3 масла.Если при проверке компрессометром давление не повысилось –неплотное прилегание клапанов
Вопросы для всех команд одновременно:
Ответы пишутся на листах бумаги. Время на каждое задание 1,5-2 мин. За каждый правильно названный ответ 5 баллов
В это время подсчитывается и объявлявляется количество набранных баллов каждой командой

1. Назовите признаки неудовлетворительной работы цилиндро-поршневой группы: - падение мощности двигателя
- повышенный угар картерного мала
- прорыв в картер большого количества рабочих газов
- потеря компрессии

2. Назовите все возможные причины недостаточной компрессии в цилиндрах: - чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
- закоксовывание или поломка поршневых колец
- отсутствие зазоров в клапанах
- обгорание фасок клапанов
- прогорание поршней
- пробита прокладка головки блока

-2-

Кривошипно-шатунная группа


вопроса Вопрос Ответ
1 Как называется прибор для прослушивания стуков?
Из каких частей состоит этот прибор? Стетоскоп.
- усилитель с пьезоэлектрическим датчиком
- телефон
- стержень
- 2 элемента питания напряжением 3В.
2 Назовите причину резких металлических стуков в вехней части блока при переходе от малой к средней частоте вращения коленчатого вала, не исчезающих при позднем зажигании. Увеличенный зазор в сопряжениях:
поршневые пальцы-втулки шатунов-бобышки поршня
3 Назовите причину металлических стуков среднего тона в нижней части блока при работе двигателя на холостом ходу, усиливающийся с увеличением частоты вращения коленчатого вала и значительно уменьшающийся при отключении свечей у карбюраторных двигателей или форсунок у дизелей. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами.
4 Можно ли считать абсолютным показателем увеличенного зазора в подшипниках коленчатого вала падение давления в масляной магистрали? Этот показатель является ориентировочным, т.к. понижение давления масла может быть и в результате неисправностей системы смазки.
5 О чём свидетельствет глухой стук низкого тона в нижней части блока, усиливающийся в момент резкого повышения частоты вращения коленчатого вала? Чрезмерный износ коренных шеек и вкладышей коленчатого вала
6 О чём свидетельствует глухой металлический стук, хорошо прослушивающийся при отпускании педали сцепления? Увеличенный осевой зазор коленчатого вала, вследствии износа упорных полуколец.

-3-

Газораспределительный механизм


вопроса Вопрос Ответ
1 О чём свидетельствует слабый металлический стук под крышкой клапанов, особенно заметный на холодном двигателе? Велик зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла
2 Назовите причину шума в передней части двигателя, усиливающегося при резком изменении вращения коленчатого вала Износ зубьев распределительных шестерён
3 Назовите причину шума в передней части двигателей с цепным приводом распределительного вала. Ослабление натяжения цепи из-за износа звёздочек распределительного, коленчатого валов и цепи.
4 К чему приведёт увеличенный тепловой зазор клапанов? Сокращается время нахождения клапанов в открытом состоянии, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров и как следствие снижение мощности двигателя.
5 К чему приведёт недостаточный тепловой зазор клапанов или его полное отсутствие Обгорание фасок клапанов и как следствие снижение мощности двигателя.
6 Назовите причину хлопков в карбюратор Неполное закрытие одного или нескольких впускных клапанов
7 Назовите причину «стрельбы» в глушитель Неполное закрытие одного или нескольких выпускных клапанов

2 раунд – система охлаждения, смазочная система
-4-
Система охлаждения ( в вопросах № 2,3,4 за каждый правильный ответ по 5 баллов)


вопроса Вопрос Ответ
1 Назовите причину вытекания охлаждающей жидкости из дренажного отверстия водяного насоса. Износ самоподжимного сальника
2 К чему приводит длительная работа перегретого двигателя?
- заклинивание поршней
- задир цилиндров
- коробление головки блока
3 Перечислите причины отказов в работе вентиляторов с электроприводом. - обрыв в электрической цепи вентилятора
- неисправен датчик ТМ108 (t вкл.89-940С)
- неисправен эл. двигатель вентилятора
4 Назовите признаки пробуксовки ремня вентилятора помимо перегрева двигателя. - подёргивание стрелки амперметра
- недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно свет ламп)
5 Как проверить работу термостата непосредственно на автомобиле? При исправном термостате нижний бачок радиатора или нижний патрубок начнёт прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80-900С. (Стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3-4мм. от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80-1000С, если указатель цифровой.
6 К чему приводит работа переохлаждённого двигателя? Усиленный износ деталей кривошипно-шатунного механизма из-за ухудшения условий смазки
7 По какой причине происходит вспенивание охлаждающей жидкости марок «Тосол»? Попадание в систему охлаждения нефтепродуктов

Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов)

1. Перечислить все возможные причины перегрева двигателя с жидкостным - закрыта шторка или жалюзи радиатора
охлаждением - мало охлаждающей жидкости в системе охлаждения
- слабо натянут ремень вентилятора
- замаслен ремень вентилятора
- отложение загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках руб. охл.
- засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора
- не полностью открыт клапан термостата
- перегрузка двигателя

Смазочная система -5-


вопроса Вопрос Ответ
1 К чему приводит повышенный уровень масла при работе двигателя? - повышенный расход масла
- увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров и как результат -
закоксовывание поршневых колец
2 Какова причина быстрого старения моторного масла? - перегрев масла свыше 950С
- взаимодействие с картерными газами при нарушении вентиляции картера
3 Назовите причины повышенного давления масла. - несоответствие сорта масла, имеющего большую вязкость
- загрязнение маслопроводов
- заедание редукционного клапана в закрытом положении
4 Как визуально определить, годно ли масло в двигателе для дальнейшей эксплуатации или требует замены? Если метки на мерном щупе хорошо заметны, масло считается годным для дальнейшей эксплуатации, если плохо заметны, то масло и фильтры требуют замены.
5 Назовите причину полного отсутствия давления при наличии масла в картере - неисправность масляного насоса или его привода
- неисправность датчика давления или указателя давления масла.
6 Назовите причину повышенного давления газов в картере, из-за которого появляется течь масла через уплотнения двигателя. Нарушение вентиляции картера
7 Как определить наличие в масле топлива? Нагреть до 90-1000С и поднести огонь.При наличии в масле топлива оно загорится.

Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов)

1. Назовите причины пониженного давления масла - разжижение (топливом)
- большой износ коренных и шатунных подшипников коленч. вала
- износ масляного насоса
- неплотное закрытие редукционного клапана или заедание его в
открытом положении

2. Назовите причины повышенного расхода масла - подтекание в соединениях, сальниках коленчатого вала
- попадание в камеры сгорания из-за износа маслоотражательных
колпачков
- износ деталей цилиндро-поршневой группы
- повышенный уровень в картере в случае перелива


3 раунд – системы питания карбюраторных и дизельных двигателей

Система питания карбюраторных двигателей -6-


вопроса Вопрос Ответ
1 При попытке закачать топливо рычагом ручной подкачки не ощущается сопротивление пружины бензонасоса и он не работает.
Назовите причину и что необходимо сделать, чтобы бензонасос начал работать - эксцентрик привода бензонасоса удерживает толкатель (рычаг) в положении сжатия диафрагмы. Необходимо провернуть рукояткой или стартером кол.вал и повторить попытку.
2 Через дренажное отверстие в нижней части бензонасоса вытекает топливо. Назовите причину. Разрыв диафрагмы
3 Назовите причину вспышек (хлопков) в карбюратор Слишком бедная горючая смесь.( Бедная смесь горит медленно и при
такте впуска свежая горючая смесь воспламеняется от догорающей горючей смеси и распространяется по впускному трубопроводу до карбюратора)
4 Назовите причины обеднения горючей смеси
( за каждый правильный ответ по 5 баллов) - уменьшение подачи топлива в карбюратор
- низкий уровень в поплавковой камере
- засорение жиклёров (главного и холостого хода)
- подсос воздуха (карбюратор-впускной трубопровод,
впускной трубопровод- головка цилиндров)
5 Назовите причину «выстрелов» в глушитель Слишком богатая горючая смесь (некоторая часть топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется)
6 Назовите причины обогащения горючей смеси - повышенный уровень топлива в поплавковой камере
- нарушение герметичности игольчатого клапана
- неполное открытие воздушной заслонки
- разработка жиклёров

-7-

Система питания дизельных двигателей


вопроса Вопрос Ответ
1 Как определить неработающую форсунку на двигателе? Поочередным отключением форсунок. (При малой частоте вращения кол. вала ослабить гайку трубки высокого давления и наблюдать за работой двигателя. При отключении неработающей форсунки частота вращения кол. вала не изменится)
2 Как проверить герметичность впускного воздушного тракта? Снять воздухозаборник. У мультициклонных воздухоочистителей, кроме того, отсоединить отсосную трубу эжектора от патрубка. Запустить двигатель, установить малую частоту вращения кол.вала, плотно прикрыть воздухозаборную трубу, а также отсосный патрубок заглушкой из картона или резины и засечь время. Если двигатель через 10-12 секунд не остановится, найти и устранить место подсоса воздуха.
3 Затруднен пуск дизеля, из выхлопной трубы выбрасывается чёрный дым, с увеличением нагрузки дымление растёт, работа дизеля сопровождается металлическими стуками (особенно на малой частоте вращения кол. вала). Назовите причину. Ранняя подача топлива в цилиндры дизеля
4 Дизель плохо запускается, на максимальном скоростном режиме работает с перебоями, из выхлопной трубы выбрасывается серый дым. Назовите причину. Поздняя подача топлива в цилиндры дизеля
5 Затруднен пуск дизеля, в картер топливного насоса попадает много топлива. Назовите причину. Износ плунжерной пары ТНВД.
6 Каковы признаки засорения фильтра тонкой очистки топлива? Двигатель не развивает полной мощности
7 Перечислить все возможные причины, при которых отработанные газы имеют чёрный цвет. - засорен воздухоочиститель
- излишняя подача топлива секциями топливного насоса
(цикловая подача топлива больше нормы)
- нарушение угла опережения впрыска топлива
- снижение давления впрыска топлива форсунками
- заедание иглы распылителя форсунки

1 раунд

Цилиндро - поршневая группа 1 2 3 4 5 6 7 8

Кривошипно – шатунная группа 1 2 3 4 5 6

Газораспределительный механизм 1 2 3 4 5 6 7

Команда №1 -

Команда №2 -

Команда №3 -

2 раунд

Система охлаждения 1 2 3 4 5 6 7

Смазочная система 1 2 3 4 5 6 7

Команда №1-

Команда №2-

Команда №3 -

3 раунд

Система питания карбюраторных двигателей 1 2 3 4 5 6

Система питания дизельных двигателей 1 2 3 4 5 6

Команда №1 –

Команда №2 –

Команда №3 -
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Вадим8354
Просмотров: 264 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru