Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Лекции по дисциплине "Основы экономики"
[ Скачать с сервера (226.3Kb) ] 2015-02-23, 8:43 PM
Тема 1 Предмет и метод экономической теории

Цель: Определение предмета экономической теории, изучение методов и функций экономической теории
План:
1 Предмет экономической теории
2 Методы экономической теории
3 Функции экономической теории

1 Предмет экономической теории
Как известно, каждая наука имеет свой предмет исследований. Экономическая теория – это наука общественная (социальная), так как экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.
Профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:
1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2. Наука об использовании ограниченных ресурсов для создания разных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;
3. Наука о повседневной деловой жизни людей, получении ими средств к существованию и использованию этих средств;
4. Наука об отношениях в сфере производства, распределения, обмена и потребления;
5. Наука о богатстве.
Предметом экономической теории является взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных природных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимально социально-экономической эффективности.



2 Методы экономической теории
Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается. Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие:
1. наблюдение и сбор фактов;
2. эксперимент;
3. моделирование;
4. метод научных абстракций;
5. анализ и синтез;
6. системный подход;
7. индукция и дедукция;
8. исторический и логический методы;
9. графический метод.
1. Наблюдение и сбор фактов – преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде (изменение товарных цен за определенный период, объемов производства, торговли и прибыли предприятия);
2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия (чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников);
3. Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования (моделирование на компьютерах и др.);
4 Метод научных абстракций (абстрагирование) – особый, мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (Понятие товара – как его определить? Если отталкиваться от прилавков магазинов, то ничего не получится, т.к. товары большие и маленькие; съедобные и несъедобные; размер; цвет; вес; форма; и др.). Только с помощью абстрагирования мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки: все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи.
5. Анализ - изучение социально-экономических явлений по частям, а в целом – синтез (Например, сопоставление экономических направлений работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Казахстана – это синтез).
6. Системный подход - Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования. Важность данного метода обусловлена тем, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем: народное хозяйство – из отраслей; отрасли – из предприятий; предприятия – из цехов; стоимость товара - из элементов затрат; рынок – из многих секторов, ниш и др.
7. Индукция и дедукция - представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – индукция. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». Дедукция – движение мысли от общего к частному.
8. Исторический и логический методы применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами (Детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ в. в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе - о неэффективности экономики в соц. странах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и др.- подход логический.
9. Графический метод отображает хозяйственные процессы с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в преставлении теоретического материала.
3 Функции экономической теории
1. теоретическая (теоретико-методологическая);
2. образовательная;
3. эмпирическая;
4. практическая (прагматическая, прикладная).
Теоретическая функция – проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде понятий, терминов, определений и методов, а также теорий, концепций и доктрин.
Образовательная функция – люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Экономические знания дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (при покупке товаров, размещении сбережений, найме на работу, при пользовании кредитом и др.) Только на такой, фактической базе, можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.
Эмпирическая функция – данная функция говорит о том, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. еmpeiria - опыт), т.е. основывается на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (увеличением, снижением производства; изменением себестоимости; за потоками капиталов, товаров, денег и др.)
Практическая функция – заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а так же в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

Литература: 1, с. 36-46 2; 2, с .16-214; 4, с .20-333; 3,с .9-1512; 12, с. 18-2614; 14, с .28-43

Контрольные вопросы:
1 Что является предметом экономической теории?
2 Роль экономических знаний в познании современного мира.
3 Перечислить основные методы познания экономических процессов.
4 Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс».
5 Критерий истинности экономических знаний.
6 Экономические категории, экономические законы: понятие, классификация.
7 Объективный характер экономических законов.
8 Основные функции экономической теории.


Тема 2 Основы общественного производства

Цель: Определить сущность общественного производства и воспроизводства рассмотреть понятия производительных сил и производственных отношений.
План:
1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования
2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения
3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты

1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования
Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования.
В процессе производства используются ресурсы.
Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.
Различают пять видов ресурсов:
1. природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые);
2. трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди, обладающие рабочей силой;
3. капитал представлен: а) средствами производства (машины, оборудование); б) денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;
4. информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники;
5. предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг.
Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества.
Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ.
Ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта. Для производства каждого продукта существует свой набор факторов.
Существует следующая классификация факторов:
1. людские ресурсы с их способностями к труду, которые в процессе производства реализуют свои способности;
2. природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, предстают как предметы труда;
3. накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе (орудия труда, оборудование) выступают как средства труда.
Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства.

2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения
Для существования человеческого общества необходим процесс производства.
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования.
Способ производства материальных благ есть диалектическое единство двух сторон – производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы составляют материально-вещественное содержание способа производства, а производственные отношения - социально-экономическую форму их существования и развития. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что человек, обладающий рабочей силой, с одной стороны, является элементом производительных сил, а с другой стороны, - субъектом экономических отношений.
Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Они имеют внутреннюю структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. В процессе производства складываются отношения между людьми, т.е. производственные отношения.
В процессе производства происходит взаимодействие производительных сил и производственных отношений (схема № 1).

3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты
Общественное воспроизводство есть процесс общественного производства в непрерывном потоке своего возобновления, результатом которого является совокупный общественный продукт.
Различают два типа воспроизводства: 1) простое; 2) расширенное.
Простое воспроизводство – это повторение процесса производства в прежних масштабах, поэтому весь полученный доход идет в личное потребление.
Расширенное воспроизводство – это повторение процесса производства в увеличенном размере, так как часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет использования которых производство возобновляется в увеличенных масштабах.


Расширенный тип воспроизводства бывает трех видов: а) интенсивный; б) экстенсивный; в) смешанный. Характеристика их дана в схеме № 2.



Литература: 2, стр 39-56; 5, стр 48-60; 8, стр 49-59; 13, стр 401-407

Контрольные вопросы:
1 Целевая функция общественного производства.
2 Факторы общественного производства.
3 Марксистский и маржиналистский подходы к характеристике факторов общественного производства.
4 Воспроизводство и его типы.
5 Структура общественного производства.
6 Диалектика производительных сил и производственных отношений.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Жанар0136
Просмотров: 262 | Загрузок: 24 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru