Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Лекции по дисциплине "Основы экономики"
[ Скачать с сервера (226.3 Kb) ] 2015-02-23, 8:43 PM
Тема 1 Предмет и метод экономической теории

Цель: Определение предмета экономической теории, изучение методов и функций экономической теории
План:
1 Предмет экономической теории
2 Методы экономической теории
3 Функции экономической теории

1 Предмет экономической теории
Как известно, каждая наука имеет свой предмет исследований. Экономическая теория – это наука общественная (социальная), так как экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ.
Профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:
1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2. Наука об использовании ограниченных ресурсов для создания разных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;
3. Наука о повседневной деловой жизни людей, получении ими средств к существованию и использованию этих средств;
4. Наука об отношениях в сфере производства, распределения, обмена и потребления;
5. Наука о богатстве.
Предметом экономической теории является взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных природных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимально социально-экономической эффективности.



2 Методы экономической теории
Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается. Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие:
1. наблюдение и сбор фактов;
2. эксперимент;
3. моделирование;
4. метод научных абстракций;
5. анализ и синтез;
6. системный подход;
7. индукция и дедукция;
8. исторический и логический методы;
9. графический метод.
1. Наблюдение и сбор фактов – преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде (изменение товарных цен за определенный период, объемов производства, торговли и прибыли предприятия);
2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия (чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников);
3. Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования (моделирование на компьютерах и др.);
4 Метод научных абстракций (абстрагирование) – особый, мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (Понятие товара – как его определить? Если отталкиваться от прилавков магазинов, то ничего не получится, т.к. товары большие и маленькие; съедобные и несъедобные; размер; цвет; вес; форма; и др.). Только с помощью абстрагирования мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки: все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи.
5. Анализ - изучение социально-экономических явлений по частям, а в целом – синтез (Например, сопоставление экономических направлений работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Казахстана – это синтез).
6. Системный подход - Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования. Важность данного метода обусловлена тем, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем: народное хозяйство – из отраслей; отрасли – из предприятий; предприятия – из цехов; стоимость товара - из элементов затрат; рынок – из многих секторов, ниш и др.
7. Индукция и дедукция - представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – индукция. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». Дедукция – движение мысли от общего к частному.
8. Исторический и логический методы применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами (Детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ в. в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе - о неэффективности экономики в соц. странах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и др.- подход логический.
9. Графический метод отображает хозяйственные процессы с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в преставлении теоретического материала.
3 Функции экономической теории
1. теоретическая (теоретико-методологическая);
2. образовательная;
3. эмпирическая;
4. практическая (прагматическая, прикладная).
Теоретическая функция – проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде понятий, терминов, определений и методов, а также теорий, концепций и доктрин.
Образовательная функция – люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Экономические знания дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (при покупке товаров, размещении сбережений, найме на работу, при пользовании кредитом и др.) Только на такой, фактической базе, можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.
Эмпирическая функция – данная функция говорит о том, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. еmpeiria - опыт), т.е. основывается на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (увеличением, снижением производства; изменением себестоимости; за потоками капиталов, товаров, денег и др.)
Практическая функция – заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а так же в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

Литература: 1, с. 36-46 2; 2, с .16-214; 4, с .20-333; 3,с .9-1512; 12, с. 18-2614; 14, с .28-43

Контрольные вопросы:
1 Что является предметом экономической теории?
2 Роль экономических знаний в познании современного мира.
3 Перечислить основные методы познания экономических процессов.
4 Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс».
5 Критерий истинности экономических знаний.
6 Экономические категории, экономические законы: понятие, классификация.
7 Объективный характер экономических законов.
8 Основные функции экономической теории.


Тема 2 Основы общественного производства

Цель: Определить сущность общественного производства и воспроизводства рассмотреть понятия производительных сил и производственных отношений.
План:
1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования
2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения
3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты

1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования
Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования.
В процессе производства используются ресурсы.
Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.
Различают пять видов ресурсов:
1. природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые);
2. трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди, обладающие рабочей силой;
3. капитал представлен: а) средствами производства (машины, оборудование); б) денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;
4. информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники;
5. предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг.
Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества.
Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ.
Ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта. Для производства каждого продукта существует свой набор факторов.
Существует следующая классификация факторов:
1. людские ресурсы с их способностями к труду, которые в процессе производства реализуют свои способности;
2. природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, предстают как предметы труда;
3. накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе (орудия труда, оборудование) выступают как средства труда.
Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства.

2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения
Для существования человеческого общества необходим процесс производства.
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования.
Способ производства материальных благ есть диалектическое единство двух сторон – производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы составляют материально-вещественное содержание способа производства, а производственные отношения - социально-экономическую форму их существования и развития. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что человек, обладающий рабочей силой, с одной стороны, является элементом производительных сил, а с другой стороны, - субъектом экономических отношений.
Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Они имеют внутреннюю структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. В процессе производства складываются отношения между людьми, т.е. производственные отношения.
В процессе производства происходит взаимодействие производительных сил и производственных отношений (схема № 1).

3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты
Общественное воспроизводство есть процесс общественного производства в непрерывном потоке своего возобновления, результатом которого является совокупный общественный продукт.
Различают два типа воспроизводства: 1) простое; 2) расширенное.
Простое воспроизводство – это повторение процесса производства в прежних масштабах, поэтому весь полученный доход идет в личное потребление.
Расширенное воспроизводство – это повторение процесса производства в увеличенном размере, так как часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет использования которых производство возобновляется в увеличенных масштабах.


Расширенный тип воспроизводства бывает трех видов: а) интенсивный; б) экстенсивный; в) смешанный. Характеристика их дана в схеме № 2.



Литература: 2, стр 39-56; 5, стр 48-60; 8, стр 49-59; 13, стр 401-407

Контрольные вопросы:
1 Целевая функция общественного производства.
2 Факторы общественного производства.
3 Марксистский и маржиналистский подходы к характеристике факторов общественного производства.
4 Воспроизводство и его типы.
5 Структура общественного производства.
6 Диалектика производительных сил и производственных отношений.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Жанар0136
Просмотров: 1319 | Загрузок: 58 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru