Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Урок производственного обучения
[ Скачать с сервера (458.5 Kb) ] 2015-04-07, 11:28 AM
КГКП «Аулиекольский сельскохозяйственный колледж»
П Л А Н
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Специальность: «Сварочное производство»

Профессия: «Электрогазосварщик»
Группа 2ГС-66

Мастера п/о: Вопсев Евгений Анатольевич

Дата проведения: 10.10.2014 г.

Тема урока: Отработка техники наплавки плоских поверхностей
С.Аулиеколь
2014 г.


План открытого урока

Тема урока производственного обучения «Отработка техники наплавки плоских поверхностей» проводится в 1-ом полугодии 2-го курса на подготовительном этапе проведения контрольно- проверочных работ и является одним из звеньев логической последовательности изучения темы программы «Дуговая многослойная наплавка и сварка»

Тема урока: Отработка техники наплавки плоских поверхностей.

Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и комплексов операций

Педагогическая структура урока

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Цель: Приобретение профессиональных умений и навыков при выполнении многослойной наплавки на плоские поверхности, работ восстановлению деталей; организация труда обучающихся и контроль за их деятельностью.

Задачи: Научить принимать самостоятельные решения при выполнении практических заданий и контролировать свои действия.
Закрепить полученные ранее знания о восстановительной и изготовительной наплавке на уроках теоретического обучения. Расширять производственные представления учащихся о выполнении наплавки на современном оборудовании с применением сварочных автоматов и робототехники.

Развивающие:

Цель: Развитие мысленной деятельности учащихся, умение ясно излагать мысли по средствам выполнения практических заданий; привитие навыков коллективной, групповой и самостоятельной работы.

Задача: Развивать у учащихся умения применять знания в решении новых познавательных и практических задач.
Научить принимать самостоятельные решения при выполнении практических заданий и контролировать свои действия.

Воспитательные:

Цель: Стимулировать познавательный интерес к профессии. Способствовать формированию сознательного отношения к обучению, активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств личности, развитию правильного поведения и общения при работе в коллективе.

Задачи: Продолжить формирование у учащихся осознанной потребности в труде, понимания значения мобильности профессиональных знаний.
Прививать учащимся желание рационализировать технологический процесс. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Учебно-производственные работы:

Подготовка поверхности к наплавке.
Зачистка наплавляемой детали.

Выбор наплавочного материала.
Установка необходимых режимов сварки.
Наплавка первого слоя на плоские поверхности.
Выполнение зачистки первого слоя.
Выполнение последующего слоя.
Окончательная зачистка.
Контроль качества внешним осмотром.
Методы, приемы и средства обучения, применяемые на уроке

Для наилучшего достижения поставленных целей и задач, а также реализации творческого потенциала на уроке используются такие методы обучения, как поисковая работа, самостоятельная работа, анализ конкретных ситуаций. Эти методы на овладение знаниями, умениями и навыками, развития мышления и познавательных интересов к профессиональной деятельности. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изученному материалу, использованы наглядные пособия, справочная и методическая литература, раздаточный материал.

Материально - техническое оснащение урока
Оборудование и инструменты

- трансформатор сварочный - 9 штук
- шлакоотделитель - 9 штук
- щетка по металлу - 9 штук
- молоток - 9 штук

Материалы

- пластины из низкоуглеродистой стали
- электроды марки АНО-21

Принадлежности сварщика

- щиток или маска
- электрододержатель

Методическо-дидактическое оснащение урока

- карточки-задания;
- расчетные задания;
- инструкционные карты;
- инструкции техники безопасности при выполнении работ дуговой сваркой № 6.2

Ход урока

I. Организационный момент - (3 мин.)

1.1. Приветствие студентов
1.2. Проверить студентов по списку
1.3. Проверить наличие спецодежды и внешний вид учащихся, готовности студентов к уроку.

II. Вводный инструктаж (47 мин.)

2.1 Сообщение темы и цели урока

Тема урока (на доске) «Отработка техники наплавки плоских поверхностей»
Цель урока (на доске) научиться производить подготовку поверхности к наплавке, правильно подбирать режимы наплавки, материалы, выполнять наплавку на плоские поверхности изношенных деталей, производить контроль качества наплавленного металла внешним осмотром.

2.2 . Разделение на бригады

Сегодня у нас урок не обычный мы его проведем бригадным методом. Для этого предлагаю разделится на 3 бригады.

2.3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков студентов

2.4. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу
Методика проведения опроса:

Бригадиры получают задания на бригаду. У каждой бригады свое направление работы.
Задание 1. Рассказать и показать на стенде устройство и принцип работы сварочного трансформатора, возможные не исправности и обслуживание трансформатора.
Задание 2. Определение наплавки. Назначение наплавки. Способы наплавки. Техника однослойной наплавки.
Задание 3. Техника безопасности при выполнении электросварочных работ: перед началом работы, во время работы, по окончании работы, в аварийных ситуациях.
Каждая из бригад дает подробный ответ на вопрос при чем участвуют все члены бригады.
Результаты фиксируются в таблице по каждой бригаде.

Опрос у доски

Приглашаются по одному учащемуся из каждой бригады к доске, им выдается карточка – задание с условием задачи, необходимо рассчитать длину дуги и силу сварочного тока.
Карточка 1.
Рассчитать силу сварочного тока и длину дуги при выполнении сварки металла толщиной 5мм, в нижнем положении шва.
Карточка 2.
Рассчитать силу сварочного тока и длину дуги при выполнении сварки металла диаметром электрода 4мм, в вертикальном положении шва.
Карточка 3.
Рассчитать силу сварочного тока и длину дуги при выполнении сварки металла толщиной 10мм, в горизонтальном положении шва.

Фронтальный опрос «Сварочный марафон»

Во время выполнения задания по карточкам, работа с группой – проведение фронтального опроса - «Сварочный марафон»
Вопросы к опросу:
1. Перечислить виды разделки кромок?
Правильный ответ: (виды разделки кромок У К Х V).

2. Назовите способы возбуждения дуги?
Правильный ответ: (дугу возбуждают кратковременным прикосновением, движением вскользь)


3. Назовите способы выполнения соединений в вертикальном положении шва?
Правильный ответ: (сварку соединений в вертикальном положении можно выполнять снизу вверх и сверху вниз)

4. Чему равен угол наклона электрода при наложения валика в нижнем положении?
Правильный ответ: (угол наклона составляет 15-30 градусов)

5. От чего зависят размеры кратера?
Правильный ответ: (размер кратера зависит от силы сварочного тока)

6. Назовите способы наложения шва?
Правильный ответ:(4 способа наложения шва: вверху вниз, снизу вверх, вправо налево, слева направо)

7. В зависимости от чего выбирают марку электрода?
Правильный ответ: (марки свариваемого металла)

8. Назовите колебательные движения, которые применяются при сварки угловых соединений в вертикальном положении?
Правильный ответ: (применяются колебательные движения круговые, треугольником с задержанием в точке вершины)

9. Назовите формулу расчета силы сварочного тока?
Правильный ответ: (l=kd)

10. Назовите основные параметры режима сварки?
Правильный ответ: (основными параметрами являются: сила тока, напряжение дуги, скорость сварки, диаметр электрода)

11. Назовите, при какой толщине металла выполняется разделка кромок?
Правильный ответ: (при толщине 4-5 мм)

12. Соединения, из каких металлов не выполняются в вертикальном положении?
Правильный ответ: (алюминий и медь из-за высокой жидкотекучести)
13. При какой температуре нагрева титан начинает взаимодействовать с окружающей средой?
Правильный ответ: (450-500 градусов)

14. Какой угол наклона электрода при наложении стыкового соединения в вертикальном положении сверху вниз тонкого металла?
Правильный ответ: (угол наклона составляет 15-20 градусов вниз)
15. На сколько меньше берется сила сварочного тока для вертикального положения шва?
Правильный ответ: (на 10-15% ниже нижнего)

16. Какой вид шва в вертикальном положении?
Правильный ответ: (вид шва грубочашуйчатый)

17. Назовите доступный вид контроля качества шва?
Правильный ответ: (доступный вид контроля -визуальный)

18. Назовите угол наклона электрода при наложении углового шва в нижнем положении?
Правильный ответ: (угол наклона составляет 45 градусов между деталями)

19. Назовите причина возникновения непровара?
Правильный ответ: (причинами непровара являются -неверные режимы сварки)

20. Назовите формулу расчета длины дуги?
Правильный ответ: L= (0,5 - 1,1)dэл.

Тестовый опрос (Приложение 1)

Проверка знаний по технике безопасности. Электробезопасность.

Вопрос 1. Для предупреждения возможного поражения электрическим током, при выполнении электросварочных работ какие правила необходимо соблюдать?

Ответы:

- корпуса оборудования и аппаратуры, к которым подведен электрический ток, должны быть надежно заземлены.
- все электрические провода, идущие от распределительных щитов и на рабочие места должны быть надежно изолированы и защищены от механических повреждений.
- запрещается использовать контур заземления, металлоконструкций зданий, а также трубы водяной и отопительной систем в качестве обратного провода сварочной цепи.
- при выполнении сварочных работ в нутрии замкнутых сосудов (котлов, емкостей, резервуаров и дт.) следует применять деревянные щиты, резиновые коврики, перчатки, галоши.
- сварку необходимо проводить с подручным, находящимся вне сосуда. Следует помнить, что для осветительных целей внутри сосудов, а также в сырых и помещениях применяют электрический ток напряжением не выше 12 В, а в сухих помещениях не выше 36В.
- в сосудах без вентиляции сварщик должен работать не более 30 мин с перерывами для отдыха на свежем воздухе.
- монтаж, ремонт электрооборудования и наблюдения за ним должны выполнять электромонтеры.
- сварщикам категорически запрещается исправлять силовые электрические цепи.

3. Постановка производственной задачи перед учащимися

Мотивация учебно- познавательной деятельности

Изучив технологию выполнения наплавочных работ, Вы сможете самостоятельно выполнить подготовку деталей к наплавке и выполнять наплавку на плоские поверхности различной конфигурации, что позволит изготовить новые детали отремонтировать изношенные.

Инструктирование учащихся по материалу урока

Объяснение материала сопровождается показом образцов с показом различных способов наплавки.

Основные сведения о наплавке

Наплавка предусматривает нанесение расплавленного металла на оплавленную металлическую поверхность с последующей его кристаллизацией для создания слоя с заданными свойствами и геометрическими параметрами. Наплавку применяют для восста¬новления изношенных деталей, а также при изготовлении новых деталей с целью получения поверхностных слоев, обладающих повышенными твердостью, износостойкостью, жаропрочностью, кислотостойкостью или другими свойствами. При большинстве методов наплавки, так же как и при сварке, образуется подвижная сварочная ванна. В головной части ванны основной металл расплавляется и перемешивается с электродным металлом, а в хвосто¬вой части происходят кристаллизация расплава и образование металла шва. Наплавлять можно слои металла как одинаковые по составу, структуре и свойствам с металлом детали, так и значительно отличающиеся от них. Наплавляемый металл выбирают с учетом эксплуатационных требований и свариваемости.


Выполнение наплавки одним и несколькими электродами

Наплавка может производиться на плоские, цилиндрические, конические, сферические и другие формы поверхности в один или несколько слоев. Толщина слоя наплавки может изменяться в широких пределах — от долей миллиметра до сантиметров. При наплавке поверхностных слоев с заданными свойствами, как пра¬вило, химический состав наплавленного металла существенно от¬личается от химического состава основного металла.


Влияние смещения электрода на глубину проплавления основного металла.

Поэтому при наплавке должен выполняться ряд технологических требований. В первую очередь таким требованием является минимальное разбав¬ление направленного слоя основным металлом, расплавляемым при наложении валиков. Поэтому в процессе наплавки необходимо получение наплавленного слоя с минимальным проплавлением основного металла, так как в противном случае возрастает доля основного металла в формировании наплавленного слоя. Это при¬водит к ненужному разбавлению наплавленного металла расплав¬ляемым основным. Далее при наплавке необходимо обеспечение минимальной зоны термического влияния и минимальных напряжений. При выполнении многослойной наплавки необходимо соблюдать ряд требований:
- тщательно производить зачистку поверхности;
- перекрытие предыдущего валика должно составлять 30%;
- производить зачистку каждого слоя;
- не допустимо наложение последующего слоя при наличии дефектов на предыдущем слое;
- угол наклона электрода должен составлять 15-30 градусов
- для лучшего смешивания металла применять колебательные движения: круговые, полумесяц, петлеобразные.

Колебательные движения электрода при ручной дуговой сварке

Материалы для наплавки. Большая номенклатура и разнообразие условий работы наплавленных деталей привели к тому, что в качестве наплавленного материала используют большое количество сталей и сплавов различных композиций, которые можно разделить на пять основных групп:
1) стали (углеродистые, высокоуглеродистые, марганцевые, хромомарганцевые, хромистые, хромоникелевые);
2) сплавы на основе железа (высокохромистые чугуны, сплавы с бором и хромом, сплавы с кобальтом, молибденом или вольфрамом);
3) сплавы на основе никеля и кобальта (хроминикелевые сплавы с бором и кремнием, никелевые сплавы с молибденом, сплавы кобальта с хромом и вольфрамом);
4) сплавы на основе меди (алюминиевые, алюминиевожелезные бронзы);
5) карбидные сплавы (с карбидом вольфрама и хрома).
Ручная наплавка — наиболее универсальный метод, пригодный для наплавки деталей различной формы во всех пространственных положениях. Легирование наплавленного металла производится через стержень электрода и через покрытие.
Для наплавки используют электроды диаметром 3 – 6 мм. При толщине наплавленного слоя менее 1,5 мм применяют электроды диаметром 3 мм, при большей — диаметром 4 - 6 мм. Для обеспечения минимального проплавления основного металла при достаточной устойчивости дуги плотность тока должна составлять 11 - 12 А/мм2.

Влияние скорости на глубину проплавления при различных видах наплавки

3.1. Закрепление материала

Текущее повторение и первичное закрепление нового материала

Задание 1. Выполнение подготовки поверхности к наплавке при помощи сварочного инструмента.
Задание 2. Выбор наплавочного материала в зависимости от условий работы детали.
Задание 3. Расчет режимов наплавки.
Задание 4. Выполнение многослойной наплавки на плоские поверхности простой конфигурации.
Задание 5. Выполнение наплавки на плоские поверхности сложной конфигурации.
Задание 6. Проведение контроля качества наплавки внешним осмотром.

При выполнении наплавки учащимся предлагается использование инструкционной карты « Многослойная наплавка на плоские поверхности»

В процессе выполнения работы учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какой инструмент Вы используете при выполнении заданной работы?
- В какой технологической последовательности выполняется наплавка для уменьшения деформаций и напряжений?
- Чему равен размер перекрытия предыдущего валика?
- Какие правила техники безопасности должны соблюдаться при выполнении наплавочных работ?

3.2. Задание на урок

Сегодня на уроке каждый учащийся выполнит многослойную наплавку на плоские поверхности простой и сложной формы.

III. Применение знаний, формирование умений, навыков учащихся
текущий инструктаж (230 мин).

Самостоятельная работа учащихся

Целевые осмотры:

1.Организация самостоятельной, познавательной деятельности учащихся по выполнению многослойной наплавки на плоские поверхности.
2. Работа со сварочным оборудованием, инструментом и приспособлениями.
3. Правильность выполнения многослойной наплавки.

Целевые обходы

1. Проверить организацию и содержание рабочих мест.
2. Проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций.
3. Подготовка поверхности к наплавке.
4. Установка режимов наплавки.
5. Выбор наплавочного материала.
6. Соблюдение технологии наплавки:
- угол наклона электрода;
- скорость ведения наплавки;
- процент перекрытия предыдущего валика;
- применение колебательных движений
7. Осуществление взаимосвязи двух видов образования (теоретического и производственного обучения).
8. Контроль качества работ.
9. Прием и оценка работ учащихся .

IV. Заключительный инструктаж (20 мин.)

1. Анализ и подведение итогов работы за день.
2. Подвести итоги работы за день, разобрать допущенные ошибки
3. Объявить оценки, отметить лучших учащихся
4. Оценивание учащихся по видам деятельности.
5. Сообщение оценки за урок.
6. Выдать домашнее задание
Повторить темы: «Изготовительная наплавка», «Восстановительная наплавка» (Геворкян В.Г. Основы сварочного дела стр. 144-149).
7. Уборка рабочих мест и лаборатории


Приложение 1


Карточка 1
1.Не более какого диаметра электрода производят сварку в вертикальном положении шва?
а)3;
б) 5;
в) 4;
г) 6.
2. Какие колебательные движения электродом применяются при сварке углового шва?
а) круговые;
б) треугольником с задержанием в точке вершины;
в)двойная петля.
3. С увеличением сварочного тока размеры сварочной ванны:
а) увеличиваются
б) уменьшаются
в) не изменяются
4. Мелкокапельный и струйный переносы электродного металла обеспечивают:
а) более устойчивый процесс сварки и лучшее формирование сварочного шва
б) менее устойчивый процесс сварки, но лучшее формирование сварного шва
в) неустойчивый процесс сварки и плохое формирование сварного шва
5.Что означает тепловое поражение электрическим током?
а) заболевание глаз
б) паралич нервной системы
в) ожоги тела
Карточка 2
1. Чему равен угол наклона электрода в начальный момент возбуждения дуги?
а) 45 градусов
б) 15-30 градусов
в) 45-50 градусов
г) 90 градусов
2. Какой дефект образуется при не правильном угле наклона электрода?
а) наплыв
б) непровар корня шва
в) подрез
г) прожег
3. Для чего необходимо отводить электрод в сторону от сварочной ванны?
а) чтобы вышел шлак
б) уменьшить объем сварочной ванны
в) чтобы сварочная ванна частично за кристолизовалась
4. Что называется корнем шва?
а) часть сварного шва, расположенная на его лицевой поверхности
б) часть сварного шва, наиболее удаленная от его лицевой поверхности
в) часть сварного шва, расположенная в последнем выполненном слое

5. Что называется подрезом?
а) дефект в виде углубления по линии сплавления сварного шва с основным металлом
б) дефект в виде несплавления в сварном соединении, вследствие неполного
расплавления кромок
в) дефект в виде углубления на поверхности обратной стороны сварного одностороннего шва
Карточка 3

1. Электродная проволока:
а) обеспечивает стабильное горение сварочной дуги
б) обеспечивает хорошее формирование сварочного шва
в) выполняет роль присадочного материала

2. Покрытие электрода служит для:
а) обеспечения стабильного горения сварочной дуги
б) получения металла заданного химического состава
в) получения неразъемного сварного соединения
3. Основное покрытие обозначается буквой:
а) А б) Р в) Б
4. Для сварки на переменном токе используют электроды:
а) АНО-4 б) МР-3 в) УОНИИ-13/55
5. Электроды какой марки чувствительны к увлажнению покрытия электрода?
а) АНО-4 б) МР-3 в) УОНИИ -13/45

Карточка 4
1. Какая основная трудность возникает при сварке в вертикальном положении?
а) стёк металла из сварочной ванны;
б) трудность возбуждения дуги;
в) не качественное формирование шва;
г) образование дефектов;
2. Угол наклона электрода при выполнении вертикальных швов снизу вверх?
а) 45 градусов;
б) 15-30 градусов;
в) 35-50 градусов
г) 20-40 градусов;


3. Угол наклона электрода при выполнении вертикальных швов сверху вниз?
а) 45 градусов
б) 15-20 градусов;
в) 45-50 градусов;
г)20-40 градусов;
4.На сколько процентов меньше берется сила тока в вертикальном положении?
а) 5-10%;
б) 10-15%;
в) 15-20%'
г) 5%;
5.Какое направление сварки применяют, при полуавтоматической или автоматической сварки вертикальных швов?

а.) Снизу вверх
б.)Сверху вниз
в. )на право
г). Справа на лево



Приложение 2

Инструкционная карта
«Многослойная наплавка на плоские поверхности»

Инструкционные указания и пояснения Эскиз порядка выполнения операции

1. Подготовка металла к наплавке

2. Выполнить многослойную наплавку валиков на поверхности пластин в нижнем положении.

3. Выполнить многослойную наплавку валиков на пластины в наклонном положении

4. Выполнить зачистку сварных валиков. Произвести контроль путем внешнего осмотра









Приложение 3
Для проведения контроля наплавки внешним осмотром и классификации дефектов пользоваться таблицей дефектов.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Женя5220
Просмотров: 1863 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 8:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru