Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Рефлексивный отчет Е учителя первого уровня
2015-11-09, 7:15 PM
Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

Приступая к практической работе, я задалась целью достичь ожидаемых результатов, которые отражает шестинедельный план второго этапа « Практика в школе». Он гармонично продолжил идеи и цели плана развития школы, в рамках которого и проходил процесс достижения целей исследования.
Мы, полные идей и желаний, приступили к выполнению плана последовательных преобразований, в котором будут учтены результаты нашего исследования, все плюсы и минусы нашей работы, приоритетами которого стали повышение учебной мотивации и качества знаний учащихся через организацию групповой работы, развитие духовно-личностных и самостоятельных качеств учащихся. Считаю необходимым научить учащихся новым формам работы, и это не составит труда: дети с большим интересом, с ярким оживлением ждут таких уроков.
Мы учитывали при постановке целей своей работы по развитию школы, что приоритетным направлением идеи станет новая технология обучения – повышение мотивации учащихся через создание коллаборативной среды обучения,а именно через групповую работу.
Одной из проблем, которую озвучили мои коллеги в ходе собеседования, было неумение учителей организовать групповую работу так, чтобы она способствовала умению обучаться. Некоторые коллеги указали, что не владеют техниками вовлечения большего количества учащихся в процесс обучения. Поэтому на начальном этапе я заострила внимание на деятельность учителей в процессе урока.
Все изменения в урочной деятельности я стала фиксировать на фото-, видео- и бумажных носителях, с целью дальнейшего рефлексивного анализа. Все те мероприятия, которые были запланированы рамках исследования и согласованы с целями развития школы, были реализованы за время практики, и с учетом потребностей коллег подвергнуты корректировке
Команда, которая была представлена опытными учителями-новаторами, прошедшими уровневую подготовку, приступила к внедрению новых подходов в образовательный процесс с целью улучшения процесса обучения и преподавания. Во главу угла встала тема « триединства», потому что всех участников образовательного процесса: учителей, родителей и учеников- волнует качество образования в жизни. Этого требует сама жизнь, и на нас, учителей, возложена обязанность «..проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении...»[1.стр.104]. Принцип «обучение всю жизнь» возобновляется. Фокус-группа, чтобы поддержать участников образовательного процесса, решила провести в рамках исследования ряд коучингов и тренингов, посетить серию последовательных уроков, с промежуточным сбором данных. В среднесрочном плане развития учитывались запросы учителей, учеников и их родителей, соблюдалась тесная взаимосвязь тех мероприятий, которые были направлены на улучшение процесса обучения.
Как уже упоминалось в предыдущем отчете, мной был посещен урок учителя-менти. На урок я пришла с определенной целью: понаблюдать за тем, как учитель внедряет новые подходы в своей практике. Каким образом вовлекает учащихся к выработке целей и задач урока, какие стратегии он использует по активизации познавательной деятельности учащихся. Тот факт, который учащиеся в ходе анкетирования указали, что очень редко участвуют в выработке целей уроков, нашел свое подтверждение на предыдущем, традиционном уроке (приложение №1)
Но следующем уроке, после участия менти в коучинге, где она была самым активным участником, учитель привлек учащихся к работе по формулировке цели урока, тем самым вовлекая их в процесс и ориентируя на конечный результат. Он признал тот факт, что понятие SMART-цель для него было новым Ребята, под руководством учителя, вырабатывали критерии успешности.
Самым примечательным в ходе урока, который мы запланировали вместе с менти с применением ИКТ, но не в традиционном понимании, а когда ребята находили ответы на поставленные учителем вопросы через использование интернет-ресурсов в мобильных телефонах.
И самое примечательное было то, что один из менее мотивированных учащихся, С., проявила высокую активность и смогла выполнить перевод с английского языка на родной язык и защитить постер , который они подготовили своей группой.(приложение № 2). Задания были дифференцированы, при этом учитывались способности не только слабых, средних, но и одаренных и талантливых учеников. В обратной связи ребята поделились своим мнением об уроке с новыми подходами.( Приложение № 3).Рефлексия по уроку проходила в спокойной обстановке. Этот учитель отличался своей активностью, стремлением понять и изучить те вопросы, в которых он был не силен. Поэтому я решила в беседе с ним применить диалектический метод Сократа, который представляет собой движение мысли к пониманию идеи. Именно Сократ выдвинул принцип « я знаю, что ничего не знаю» и утверждал, что вопрошание, как и всякая любовь, возможна в диалоге. Вопрошание к себе или другим, диалог с собой или с собеседником - это одна из сторон диалектического метода Сократа, который помогает рождению истины. Вот по этому принципу и была построена рефлексия с учителем на вопросах следующего характера: 1) « Понравился ли вам сегодняшний урок, если да, то почему? 2) Какой момент урока, на ваш взгляд был самым удачным? 3) Что вас не устроило ? 4) В каком моменте у вас возникли трудности? 5) Как вы считаете, были ли допущены ошибки? Почему вы считаете, что это ошибка? 7) Чтобы вы хотели изменить, если бы у вас была возможность провести его вновь ?»
В ходе анализа урока, отвечая на мои вопросы, учитель, рефлексируя, осознал свои недочеты в методике преподавания и определил пути их корректирования.( Приложение № 4)
Результатом менторинга, проводимого по запросу учителя-менти, явилось то, что учитель после проведённых индивидуальных бесед-занятий, практикумов, коучингов, сумела, составляя конспект урока, обосновать целесообразность частичного применения усвоенных стратегий, а затем применить их на уроке. О результативности обучения в целом пока говорить рано, так как у педагога ещё не развиты рефлексивные навыки, есть проблемы со структурированием урока, методикой ведения, с распределением времени на уроке. Их мы будем решать в продолжение дальнейшего менторинга, но очень радует, что учитель задает много вопросов, с удовольствием посещает коучинги и принимает самое активное участие. В своем рефлексивном отчете ( Приложение №5)учитель детально описывает все положительные стороны нашего сотрудничества и свои, так сказать, ошибки.
Важным инструментом менторинга является видеосъемка, посредством которой уроки подопечной были засняты, и по их окончании мы имели возможность обсудить сильные и слабые стороны проведенных занятий.
Итогом нашего сотрудничества явилось обширное видео - интервью, где мы обобщили проведенную работу и через анализ своих действий, наметили перспективу для дальнейшей работы.
При подготовке коучинга, который затем провела сама лично, я задалась целью научить учителей постановке СМАРТ-цели к уроку, ориентированной на деятельность ученика. Учителя затруднялись в формулировке и в разбивке цели на задачи. Я пришла к выводу, что необходимо продолжить работу в этом направлении, так как считаю, что привлекая ребят к выработке цели и критерий успешности мы сможем вовлечь их в деятельность. При осуществлении обратной связи, некоторые учителя дали понять, что им трудно дается понимание значения слова СМАРТ.
После коучинга коллеги при обратной связи (мини-эссе) указали, что действительно прежние цели они ориентировали на свою деятельность. Но подвижки в данном вопросе я увидела при посещении уроков коллег Приложение, где на доске написано СМАРТ-ЦЕЛЬ) и при анализе поурочных планов. (Приложение№4 отчета Д).
Но все равно недоработки в данном направлении не заставили себя долго ждать. На втором коучинге по диалоговому обучению, который провели учителя второго уровня, цель была не СМАРТ, при отработке теоретического материала коучи сами прочитали текст и не дали возможности вникнуть в глубокое понимание теории, на что было обращено их внимание при обратной связи.
При делении на группы, учителям было предложено выбрать листочек с надписями «Банк» или « Магазин» и затем дано задание: составить диалог, используя открытые вопросы, учителя справились с заданием, но вовлеченность на данном этапе была невысокая, на мой взгляд, этот подход был не актуальным на данном коучинге, так он наиболее распространен на уроках и был невнове. Следующим заданием было составить рецепт салата, обсудить ингридиенты и таким образом коучи подвели к теории о трех типах беседы, и нам было предложено определить, опираясь на теорию, к какому же из трех типов относится наше обсуждение рецептов салатов. Учителя затруднились с определением типа беседы, что наталкивает меня на мысль: не было доведено до понимания учителей: каковы основные признаки типов бесед, определенными Мерсером. А вот при составлении нового рецепта салата, когда каждый из участников предлагал один ингридиент из предыдущего салата и аргументировал свой выбор, поясняя: в чем же состоит ценность каждого ингридиента, учителя сразу же определили и доказали, что данный тип беседы относится к исследовательскому типу. На следующем этапе были заданы вопросы: Сколько, по-вашему, процентов на уроке должна занимать речь учителя? Сколько времени вы отводите для ответа ученика? Сколько времени должны затрачивать ученики при подготовке ответов на поставленные учителем вопросов? И какие методы и формы работы используете вы? Эти вопросы вызвали затруднения, и это вновь натолкнуло меня на мысль, что учителя не знают о дозировке времени, отведенного для речевой деятельности ученика и учителя и есть еще над чем поработать. На заключительной стадии –стадии рефлексии учителя пояснили, что же было для них интересным и новым, что они взяли для себя, чтобы применять в своей практике.
При анализе коучи отметили, что их не было на предыдущем занятии, когда мы отрабатывали целеполагание. А я понадеялась на их компетентность в этом вопросе и не проработала данный аспект. Чтобы как-то не обидеть коллег- коучей и найти ответ на свой вопрос: Почему так получилось? Я обратилась к книге А.Бизяевой « Рефлексия думающего учителя» и нашла ответ на вопросы, которые не давали мне покоя. Цитата из этой книги « Рефлексивная интеграция теоретических знаний учителя и его практического опыта порождают качественно новое образование профессионала» [2.стр.66] «Однако для того, чтобы стать реальным внутренним регулятором профессионального поведения педагога, чтобы быть способной задавать угол зрения на конкретную педагогическую ситуацию, эта идея должна быть сознательно принята и пережита в качестве личного убеждения». Мной были даны рекомендации коллегам-коучам и они продемонстрировали понимание того, что нам необходимо более тесно сотрудничать в данном вопросе.
После проведения двух коучингов я попросила учителей сравнить прошедшие коучинги, мастер-класс. Все занятия им понравились, ими было отмечено, что они интересные и познавательные, делились своими мнениями, выражали заинтересованность - это и было главной целью – вдохновить учителей. В лист обратной связи мы включили всего три вопроса: Повысилось ли качество вашей работы после коучингов, мастер –классов? Можете ли вы утверждать, что качество знаний учащихся изменилось в лучшую сторону? Есть ли необходимость вашего участия в обучающих семинарах? На поставленные вопросы коллеги ответили утвердительно, они осознанно в мини- эссе раскрывали свои ответы и выражали заинтересованность в улучшении своей педагогической практики. И, как уже мной упоминалось выше, у них вызвало затруднение целеполагание и дозировка личного речевого участия на уроке. Они пришли к выводу: нужно так построить урок, чтобы как можно больше вовлечь учащихся в процесс, а это возможно при внедрении стратегий диалогического обучения.
Для того чтобы понять, насколько это было плодотворным, каждое проведённое мероприятие в ходе исследования в действии анализировалось, оценивалось по критериям, составленным фокус - группой, в основу которых легли поставленные задачи к исследованию в действии. Чтобы иметь более ясную картину, в лист обратной связи на промежуточном измерении изменений включили ряд вопросов следующего характера: Применяете ли вы на уроках техники оценивания? Осуществляете ли вы обратную связь на уроке? Разрабатываете ли вы СМАРТ- цели к урокам и привлекаете ли к этому ребят? Участвуют ли ребята в выработке критерий успеха? Предоставляете ли вы ученикам возможность обсуждать задания?
Чтобы замерить эти изменения, аналогичные вопросы были заданы детям на промежуточном мониторинге. Что же мы получили?
Попробуем проанализировать и сравнить анкетные данные учителей и учеников. На вопрос: Привлекаете ли вы ( Вас) к выработке цели урока? 82% учителей и 78% учащихся соответственно ответили утвердительно. Согласились 82% педагогов и 74 % ребят в вопросе: Вырабатываете ли вы критерии успешности к уроку? Существенного различия между ответами участников образовательного процесса не было и в вопросе: Осуществляете ли вы обратную связь?- 94% и 89% соответственно. Небольшой процентный отрыв составили ответы на вопрос: Предоставляете ли вы (Вам) возможность обсуждать задание?-86% учителей и 92% учащихся дали положительный ответ. Ну и в последнем вопросе: Учитываете ли вы (Ваши) учебные возможности каждого ученика? И учителя и учащиеся ответили положительно. Сравнительный анализ данных дает нам право судить о положительном влиянии всех внесенных вмешательств в практику преподавания учителей и в процесс обучения учащихся. (Приложение № 11-12)
Полученные результаты мы постоянно сверяли с целью исследования, с задачами, ориентированными на её реализацию, разработанными критериями.
Было важным произвести сопоставительный анализ исходных данных с итоговыми данными, проведёнными в конце нашего краткосрочного исследования.
В исследовании урока в рамках «Lesson Study» мы задались целью : Как мы можем научить учащихся 8 «б» класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников, с целью повышения мотивации?» Мы наметили трех учащихся для наблюдения. Ученица А. - с сильной мотивацией, развитая, коммуникабельная. Имеет характеристики общественного лидерства; В - средний ученик, учится на «4», общительный, учится не в полную меру сил. Именно он указал в интервью, что учится неважно, хотя учеба дается легко. «Открыто выражает свои идеи и мнения, коммуникабелен со взрослыми» [1.стр.121], т.е обладает характеристикой самостоятельности. Ученица С. со слабой мотивацией, учится удовлетворительно, речь не развита. (Приложение № 14). Мы с коллегами решили, что фокус внимания должен быть главным образом направлен именно на эту девочку, потому что на изменениях в ее поведении и на ее примере мы сможем проследить динамику роста активности и интереса к уроку у слабоуспевающих.
Наблюдения за сильным, средним и слабым учеником показали, что все названные дети с удовольствием принимали участие в групповой работе. Сильная ученица А. продемонстрировала свои лучшие качества: высокую работоспособность, мобильность, отличную подготовку по предмету, всегда успешно выполняла опережающие задания, помогала другим. Средний ученик В. стал более активным на уроке, более ответственнее стал относиться к домашней работе. Его высказывание в интервью на заключительном этапе сбора данных заключало в себе следующее: Мне нравится, когда меня хвалят за хорошо выполненную работу. Что является показателем внешней мотивации. Но более всего порадовала С. Она проявила интерес, и это стало первым шагом сдвига с мертвой. В интервью « Голос ученика» она высказала пожелание: Хочу, чтобы у меня был возможность выбирать задания по силам.
Стратегии, запланированные фокус - группой, как нельзя точно,«сработали» на повышение мотивации ребят. Будь они внутренние или внешние, но они привели нас к ожидаемому результату: качество знаний в этом классе повысилось с 29 % до 36% . Процентный прирост качества составил всего 7%, но это ощутимый результат. А как в общем отнеслись ребята ко всем тем изменениям, которые они в полной мере ощутили и на себе и на отношении к учебе-это мы узнали из обширного интервью « Голос ученика».
Проведение опроса иследуемых учеников, беседы с учителями, совместное обсуждение с фокус-группой позволило нам увидеть, как привнесенные изменения активизировали учащихся и послужили повышению мотивации учащихся,что дает нам право утверждать, что внедрение новых подходов ,согласно конструктивистской теории, «требует сосредоточенности на ученике» [1.стр.107].

Использованная литература:

1. Руководство для учителя .Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.
2. А. А. Бизяева « Рефлексия думающего учителя».
Категория: Профессиональное образование | Добавил: мика9774
Просмотров: 1617 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 10:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru