Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Компетентностый подход
2014-01-17, 1:11 PM
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально-игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально-игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала , с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, мы регулярно организуем логические игры используя следующую структуру:
- постановка, формулирование проблемы (логических задач)
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотезы;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников можно использовать различные стимулы: - внешние стимулы (новизна, необычность объекта); логические блоки Дьенеша как универсальное средство математического развития детей.
В дошкольной практике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «Логические фигуры» (Фидлер М.) «Логические кубики» (Копылов Г.) «Логические блоки» (Столяр А.). И в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления.
Детей привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В комплект блоков входят 48 фигур, изготовленные из дерева или пластика. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Они представляют собой - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), и являются ознакомлением маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы ( по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине).
В работе с логическими блоками можно применять и карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.Эти способности и умения развиваются в процессе предметно-игровых действиях.
Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине, и в конце - полный комплект фигур (48штук). Чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит сравнивать и обобщать.
Логические блоки Дьенеша всегда можно предложить ребёнку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие, ситуацию выбора.
Для работы с детьми целесообразно разработать перспективные планы, в содержание которых помимо игр можно включить логические задачи, кроссворды, лабиринты. Интересные задания предложены авторами книг: Т.Идилова,М.В.Кралина,И.В.Иванова,С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина,И.П.Бурдина, О.А.Ершова.Применение логических игр на занятияхспособствует развивающему обучению дошкольников.
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного . После проведения игр – экспериментов у детей возникает множество вопросов. Не нужно торопиться с ответами, пусть дети находят их самостоятельно.
По – этому виду деятельности в нашем детском саду проводится большая работа с родителями. Для родителей воспитанников проводятся родительские собрания, анкетирование, различные консультации, памятки на тему совместные игры детей и родителей . В конце учебного года, планируется с детьми, для их родителей : это проведение открытых занятий , где дети могут продемонстрировать свои умения думать, рассуждать, быть самостоятельными.
В дальнейшем необходимо стимулировать познавательную активность дошкольников путём увеличения усвоения различных способов достижения результатов опытом творческой деятельности направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни; организовать совместно с родителями детей долгосрочный творческий проект, который заинтересовал бы их исследовательской работой и способствовал сотрудничеству детей и родителей в эксперементальной площадки логических игр .
Таким образом, овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личностью.
Список использованной литературы
1.«Лучшие задачки для детей от 3-6 лет.Развиваем логику и мышление.
2.Давайте вместе поиграем .Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами .Н.О Лелявина,Финкелыптейн Б.Б.
3.Занятие по математике развиваем логическое мышление .А Белошистая.
Категория: Дошколенок | Добавил: НатальяМ
Просмотров: 381 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru