Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Условия для организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях
2014-03-27, 12:23 PM
Условия для организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях


КГКП «Ясли-сад № 5 «Бала әлемі»
Республика Казахстан
ВКО, город Семей
ул Герцена 163
телефоны /факс/: 50-54-11,
Заведующая Бектурганова Г.К.
категория: высшая


Социально-экономические преобразования, начавшиеся в Республике Казахстан в девяностые годы двадцатого столетия, дали мощный толчок к обновлению системы образования на основе принципов демократизации и гуманизации. Выдвижение приоритетов общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос об интегрированном обучении типично развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями.
Потребность в новых моделях воспитания гуманного общества, потребность в изменениях подходов к процессу воспитания и обучения, рост и распространение демократических идей в Казахстане дало реальную возможность позитивно развиваться педагогическим идеям инклюзивного образования. Напоминаем что, инклюзивное образование направлено на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на пол, этническую и религиозную принадлежность.
Проблемы адаптации человека в новых условиях всегда были и остаются актуальными. Во все времена имели место факты невозможности устройства ребенка в дошкольное учреждение по причине его состояния здоровья. В нашем регионе известно множество случаев рождения детей с патологиями в развитии, когда ребенок лишается возможности быть равноправным членом коллектива и общества. Семейский регион и в сегодняшнее время является одним из очагов негативного наследия многолетних ядерных испытаний.
Нам интересен не только процесс адаптации к определенным условиям, но и умение ребенка находить в этих условиях свое место и развиваться как полноценная личность.

Инклюзивное образование в дошкольном учреждении

Педагогический коллектив дошкольного учреждения на протяжении нескольких лет работает над пропагандой идей инклюзивного образования.
Для достижения данной цели было необходимо создать целую систему условий успешной адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями, продумать формы организации деятельности по пропаганде идей инклюзивного образования

Деятельность творческой лаборатории
Задачи деятельности творческой лаборатории:
• разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей, социальных работников в различных условиях: семьи, школы, социума.
• организация условий для личностного развития членов лаборатории, их самореализации с учетом аспектов непрерывного образования педагога новой формации;
• развитие навыков педагогического анализа.

Направление и содержание деятельности творческой лаборатории:
• изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по вопросам инклюзивного образования;
• методическая служба: методическая помощь, самообразование, аналитическая деятельность, педагогические советы, семинары, консультации, рекомендации;
• деятельность психологической службы: диагностика, консультации, коррекционная работа, просвещение, самообразование;
• медицинская служба: диагностика, рекомендации, консультирование, профилактика и лечение, коррекционная работа (массаж, лечебная гимнастика, физиопроцедуры);
• работа с родителями и социумом;
• взаимосвязь с:
-учреждениями образования: школы, детские сады, школы-интернаты;
-коррекционными учреждениями: реабилитационные центры, Центр
САТР,
-ортопедический завод;
- учебными заведениями: педагогический колледж им М.О. Ауэзова,
Семипалатинский педагогический институт «имени Шакарима»,
университет «Семей»;
-НПО и международными организациями (работа по грантам, в
проектах);
-социальными службами;
-средствами массовой информации

Система условий, для успешной адаптации ребенка в социальную среду:
• Формы реалиизации идей инклюзивного образования:
- контакты;
- встречи;
- тренинги;
- круглые столы;
- конференции;
- семинары;
-консилиумы;
-консультации
• Активная пропаганда идей инклюзивного образования
Для активной пропаганды идей инклюзивного образования мы использовали различные формы. Например; встречи, контакты, консультации, тренинги, консилиумы, семинары, конференции, круглые столы, участие в образовательных конкурсах детского творчества, освещение и обобщение опыта в печатных изданиях.
На базе учреждения проводились республиканские, региональные, городские семинары, круглые столы.
С 17-го по 20 марта 2003 года в Семипалатинске проходил региональный семинар по проекту TASIS Lien Европейской комиссии «Крылья надежды. Равные возможности для всех», на котором директор школы-сада Бектурганова Г.К. и врач-невролог Шевченко С.С. знакомили участников семинара с первым опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями
- июнь 2003 г. - семинар для работников социального обслуживания детей с ограниченными возможностями на дому по теме «Оказание медико-социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на дому».
- сентябрь 2003г. – круглый стол в рамках регионального семинара по проекту TASIS Lien «Крылья надежды. Равные возможности для всех».
- февраль 2004г. – городской круглый стол по проекту TASIS Lien «Крылья надежды. Равные возможности для всех» по теме «Все дети любимы, все дети равны».
-сентябрь 2004г. – республиканский семинар «Психолого-педагогические аспекты подготовки воспитанников детских домов и интернатных учреждений к самостоятельной семейной жизни». Проведение в рамках республиканского семинара по теме «Инклюзивное образование как одна из форм социальной защиты ребенка с ограниченными возможностями в развитии».
- ноябрь 2004г. - региональный семинар на тему «Индивидуальный подход в процессе коррекционной деятельности педагогов и специалистов с детьми с особыми образовательными потребностями».
- январь 2005г. для родителей воспитанников специализированных групп был организован семинар-тренинг «Системный подход в предоставлении равных возможностей для каждого ребенка»,
- ноябрь 2005г. - городской семинар для работников службы социальной помощи г. Семипалатинска на тему «Из опыта работы специалистов ГУ «Школа-сад № 42» в коррекционных группах с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии».
- май 2006 г. – городской круглый стол по теме «Создание условий социализации детей с особыми образовательными нуждами. Инклюзивное образование».
- июнь 2006 г. – республиканская научно-практическая конференция Центра «Дошкольное детство» по теме «Современные подходы к организации дошкольного и начального школьного воспитания и обучения в свете реализации Послания Президента народу Казахстана». Организация практической части на базе учреждения.
- ноябрь 2006г. – участие в республиканском семинаре-совещании «Специальное образование на современном этапе. Тенденции развития» (г. Астана). Выступление директора ГУ «Школа-детский сад № 42» Бектургановой Г.К. с докладом «Из опыта работы в инклюзивном образовании».
-апрель 2008 год. Круглый стол , организованный на базе Семипалатинского педагогического института. выступление с докладом «К вопросу об обеспечении равных возможностей доступа к образовательным программом детей дошкольного возраста»
- май 2008 год г. Рига участие в тренинге для тренеров «Инклюзивное образование: Осуществление вмешательств при обучении детей с нарушениями здоровья», организованным Фондом «Открытое общество, Международной Ассоциацией «Step by step»».
- май 2008 год. участие в работе мультидисциплинарной группы, по проекту «Раннее вмешательство. Просвященный родитель» ЮНИСЭФ.
-сентябрь 2009 год - участие в международном семинаре «Усовершенствование мультидисциплинарного подхода к повышению качества услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации»
- апрель 2010 год участие в проекте «Служба ранней помощи: психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями» /ЮНИСЕФ/, выпуск сборника «Алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
• Создание благоприятной эмоциональной и предметно-развивающей среды
Процесс создания предметно-развивающей среды – непрерывный процесс. Требует постоянного внимания и творческого отношения в делу. В названии «зона развития» заведомо предположен многогранный смысл. Зона, которая развивает – вполне понятное словосочетание, однако особое внимание привлекает зона, которая «развивается», естественно с помощью ее организатора.
Особенно важно оптимальное целевое использование того или иного центра. Например, в манипулятивном центре активно ведется индивидуальная коррекционная работа. Уделяется внимание процессу изготовления пособия или игрушки, внесения новой игрушки в уголок. Изготовление того, что сделано собственными руками, вызывает живой интерес, развивает бережное отношение к окружающему, продуктам трудовых усилий. Дети не только являются участниками процесса адаптации, но и встают на место организатора процесса адаптации. Стирается грань между условностями, дети выбирают позиции в игре, по степени собственной адаптированности.
Работа с детьми в инклюзивных группах для создания благоприятных условий индивидуального развития ребенка требует от педагогов помимо знаний педагогики и методики, разносторонних знаний, требует развития творческого подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.
• Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение – одно из условий успеха. В 2001 году по инициативе управления образования и молодежи г. Семипалатинска, городской администрации, областного общественного фонда «Саулетай» были укомплектованы помещения специализированных групп, кабинет физиолечения и массажа, зал лечебной физкультуры.
В 2003-2004 годы коллектив успешно участвовал в конкурсах проектов малых грантов Всемирного банка ООН и гранта фонда «Сорос» в Казахстане. В зале лечебной физкультуры и в групповых помещениях были постелены электронагреваемые «теплые полы» (3.000 долларов США), приобретено оборудование для психологической разгрузки, оргтехника, проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей (8.000 долларов США).
В 2005 году ко Дню инвалида по инициативе общественного фонда «Саулетай» коллективу школы-сада были переданы в дар костюмы «Адели» для реабилитации, вертикализации походки детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Осенью 2006 года – этим же фондом были переданы средства на приобретение специального холодильника для вакцин.
На данное время педагогическим коллективом ведется непрерывная работа по оснащению помещений корекционных групп, кабинета физиолечения и массажа, зала лечебной физкультуры, лекотеки.
Помещение медицинского блока находится на 1-ом этаже.
Данный блок рассчитан на проведение массажа и физиопроцедур как для детей с диагнозом детский церебральный паралич, так и для детей типично развивающихся в виде профилактических мероприятий .
Массажный кабинет и физиокабинет укомплектован следующим оборудованием
-приборами для физиолечения:
• дарсонваль;
• прибор УВЧ;
• аппарат МИОРИТМ;
• ингалятор;
• массажные столы;
• парафинонагреватель;
• стойки для развития физиологического положения ног;
• массажер для лечения плоскостопия;
• лангеты для выработки физиологического положения конечностей
В дошкольном учреждении функционирует лекотека. Помещение лекотеки укомплектовано оборудованием предназначенным для оказания педагогической поддержки семьям, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, а также для осуществления всестороннего развития воспитанников дошкольной организации это:
• развивающие настольно-печатные игры;
• игры, игрушки для формирования сенсорного восприятия;
• раздаточный материал для формирования конструктивных навыков детей;
• музыкальные книжки, способствующие развитию слухового восприятия воспитанников;
• большие мячи, валики для снятия спастики мышц;
• шведская стенка
Лекотека функционирует в течении рабочей недели, согласно графику работы специалисты учреждения проводят коррекционную работу с воспитанниками
• Значение специального образования. Кадровое обеспечение
Специальное образование – актуальная необходимость и условие оптимальной реализации идей социализации. Наряду с педагогами (воспитателями и помощника воспитателя) в инклюзивных группах ведут коррекционную деятельность специалисты (врач-невролог, педиатр, психолог, инструктор ЛФК, логопед, дефектолог). В свое время подбор педагогических кадров проводился с учетом аспекта обладания воспитателем обширными знаниями в области развития детей. Это получение дополнительного образования, прохождение курсов, семинаров, тренингов, организованных Образовательным центром Сорос Казахстан (Проекты «Крылья надежды «Равные возможности для всех»»), Республиканским институтом переподготовки педагогических кадров системы образования, Научным центром САТР.
В процессе педагогической деятельности, сталкиваясь с процессом физической реабилитации детей, наши педагоги развили у себя умение замечать проблемы в обучении у детей, приобрели специальные знания, умения и навыки, ориентируются в специальной терминологии, своевременно обращаются к помощи врача, специалиста, проводят консультации для родителей и педагогов с ориентировкой на специальную коррекцию.
Специалисты:
-психолог -1
-логопед -1
-дефектолог -1
-врач-педиатр -1
-врач-невролог -1
-процедурная медсестра по массажу -1
-физиомедсестра -1
-медицинская сестра -1
• Дифференциация подходов при формировании групп
Процесс организации инклюзивного обучения становится эффективным, когда используется дифференциация с учетом соотношения количества детей для обеспечения максимального усвоения программ. Поэтому с 2003 года идеи инклюзивного образования в нашем учреждении стали внедряться в трех направлениях:
- включение в среду воспитанников с типичным развитием детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (два класса);
- включение детей с типичным развитием в среду имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (реверсная инклюзия);
- организация специализированных коррекционных групп для детей с нарушением ОДА с включением в процесс совместных общих мероприятий учреждения.
Принципы дифференциации осуществлялись не только по признаку способности к усвоению объема программы, но и языку общения воспитанников (обучение на государственном и русском языках обучения).
• Координированная деятельность компонентов структуры учебно-воспитательного процесса
Мы считаем, что только четкая скоординированная деятельность всех компонентов структуры учебно-воспитательного процесса, методической, медицинской, коррекционной служб является мощным толчком в процессе социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основные направления работы с воспитанниками коррекционных групп



Система взаимодействия медицинского блока со специалистами

С целью осуществления непрерывного образования и сохранения преемственности налажена взаимосвязь с общеобразовательными и вспомогательными школами г. Семей, реабилитационным центром г. Усть-Каменогорска, с ортопедическим центром г. Семей, Центром САТР г. Алматы, общественным фондом «Саулетай» в г. Усть-Каменогорске, центром социальной реабилитации г. Семей.
Освещение деятельности - в печатных изданиях «Семипалатинские вести», «Наше дело», «Устаз», «Арна», «Литер», «Караван», «Дошкольное образование в Казахстане»
Успешное участие и с получением призовых мест в конкурсах и проектах общественного объединения «Исток» (г. Семей), «Айша-Биби» и международных организаций (работа по грантам), ежегодном фестивале «Радуга талантов», организуемого Социальным Центром Развития Федерации женщин «Эхо полигона».
Время показало, что деятельность творческой лаборатории способствовала тому, что общественность и родители детей развивающихся типично смогли правильно воспринимать идеи инклюзивного образования и содействовать процессу оптимальной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
• Создание особых режимов для деятельности
Для организации воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы особые режимы при сохранении целенаправленности, последовательности, динамичности, мобильности, вариативности в деятельности всех компонентов системы учебно-воспитательной работы.
Мы выделили несколько аспектов режимов деятельности. Это:
- построение единого (группы с детьми с типичным развитием), а также вариативного гибкого расписания (подгрупповые, индивидуальные занятия в инклюзивных группах);
- переход к деятельности согласно своим возрастным программам на единую тематику недельного планирования (инклюзивные группы, дошкольные группы);
- сочетание основного режима воспитания и обучения с режимом ежедневной лечебной физкультуры, массажа;
- валеологизация педагогического процесса;
- режим питания согласно сезону, витаминизация блюд;
- общий оздоровительно-профилактический режим.
При таком режиме ребенок с особыми образовательными потребностями сосредотачивается на общих для всех детей целях – получения качественного образования, а физическая реабилитация становится целью обязательного участия в образовательном процессе.
• Адаптирование образовательных программ
В связи с возникновениями проблем выполнения государственного стандарта образования в коррекционных группах (так как темп усвоения программы дошкольного воспитания и обучения, детьми с особыми образовательными потребностями чаще значительно ниже, чем у детей, развивающихся типично) мы стали работать над вопросом адаптирования возможностей детей к требованиям программы, отработки перспективного плана с возможностью выполнения требований не ниже стандартов воспитания и обучения .
Для этого велась поэтапная деятельность:
- повторное знакомство с требованиями стандарта, программ всеми без исключения членами инициативной группы;
- сравнительный анализ программ;
- изучение возможностей детей целой группы, материалов диагностик уровня развития детей, наблюдений, маршрутных листов;
- стандартизация возможностей и требований в единое целое;
- выработка критериев оценки и уровней соответствия требованиям;
- создание тематики и программного содержания занятий
Большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению ребенка в процессе воспитания и обучения. Развернутая психологическая диагностика и коррекция при подготовке в школу была отражена психологом в «Сборнике диагностических карт исследования познавательных процессов детей от 3-х до 7-и лет «От простого к сложному». Данное пособие стало результатом адаптирования на практике «Методики оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ» под редакцией Бенеш Н.И., Зиновьевой Н.Б., Миллер Л.И, Натаровой Ю.Н., Татауровой Н.Л. /Министерство образования и науки Республики Казахстан. Астана, «Арман». 2004г./, а включаемое в характеристику детей «колесо благополучия» стало результатом изучения коррекционных материалов для взрослых.
Благодаря таким подходам процесс социальной адаптации проходил в динамичном режиме, позволяя решать частные проблемы в воспитании и образовании детей.
• Комплексный и индивидуальный подход к процессу воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями
Еще одним условием социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является сочетание комплексного и индивидуального подхода. Для этого была сформирована система первичной успешной адаптации в условия детского сада. Она предполагала такие этапы:
• Подготовительный:
- составление характеристики;
- изучение заключения ПМПК;
- проведение стартовой психологической диагностики;
- изучение социальных условий: анкетирование, опрос, посещение семьи;
- стартовые срезы учебно-познавательной компетентности, наблюдения.
• Выбор программы и технологии обучения.
• Прогнозирование развития. Составление комплекса коррекционно-развивающих мероприятий (образовательный маршрут).
Для оптимизации осуществления процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо учесть фактор координации деятельности всех участников-организаторов процесса. В данном случае мы определили роль формирования маршрутного листа развития.
Маршрутный лист – это результат комплекса программ, действий, создания и сочетания специального и общего расписания, режима дня, наблюдений, создания комплекса ЛФК, лечения. В содержание деятельности по маршрутному листу входят действия, которые отражают качество его выполнения: создание, координирование, сочетание, коррекция, дублирование, обобщение. Маршрутный лист может меняться в зависимости от таких факторов как:
- обострение диагноза;
- затяжное сопутствующее заболевание;
- улучшение показателей по плану маршрута;
- подбор оптимальных методов воздействий на ребенка.
Изменение может быть в виде усложнения или упрощения, использования стандартного образца.
Наблюдение
Позитивная динамика в развитии самостоятельности такой категории детей для педагогов (даже самый незначительный), работающих в инклюзивных группах очень важен. Признаки позитивной динамики в течение занятий и во время режимных моментов педагоги фиксируют в картах отслеживания самостоятельности воспитанников.
Карты отслеживания развития ребенка ведутся с целью наблюдения и фиксирования особенностей поведения, речи, участия на занятиях, а также сравнения и анализа результатов в определенной периодичности для корректировки и построения маршрута, индивидуального плана воспитательно-образовательного процесса.
Часто случается, что в коррекционных группах позитивные изменения в развитии ребенка наблюдаются через большой отрезок времени, но иногда фактор стабильных показателей также считается положительным результатом системной деятельности педагога.
• Диагностика уровня развития компетентностей воспитанников.
Диагностика уровня развития компетентности воспитанников проводилась с учетом особенностей программы обучения, психо-физических и возрастных особенностей детей с особыми образовательными потребностями. По результатам проведенной диагностики составляется коррекционный план работы.
Коррекционный план работы с ребенком составляется на основе:
- маршрутного листа;
- карты отслеживания развития ребенка;
- результатов мониторинга учебно-познавательной компетенции;
-результатов мониторинга познавательных процессов (проводимых психологом);
-личных наблюдений педагога;
-личных предпочтений ребенка.
Низкие показатели диагностики развития ребенка вызывают потребность в изучении ситуации и разработке индивидуального плана, составления маршрута развития, подбора специальных блоков заданий.
Индивидуальный план работы направлен только на одного ребенка,
он имеет свои преимущества в стремлении достигнуть желаемых результатов:
-предполагает выполнение конкретных задач;
-предусматривает подбор оптимальных методов и приемов;
-учитывает фактор личных предпочтений и состояние ребенка;
Индивидуальный план работы имеет возможность трансформироваться, видоизменяться. Например, в нем возможно уменьшение степени учебной нагрузки в определенный момент занятия, но не допускается сокращение программных требований.
Результаты эффективности созданной системы условий по адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в социальную и учебную среду, это:
социальная и образовательная состоятельность ребенка с особыми образовательными потребностями.
-безболезненное включение в среду здоровых детей, уверенность и коммуникабельность;
-безусловное принятие сверстниками ребенка, как полноправного члена сообщества;
-проявления лучших человеческих качеств;
-проявление самостоятельности в той или иной деятельности;
-проявление лидерских качеств и одаренности;
-овладение воспитанником учебно-позновательной компетенцией
развитие особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сфер деятельности детей инклюзивных групп:
- определенная жизненная позиция;
- поддержка сверстников;
- чуткое восприятие всех человеческих достоинств и недостатков;
- стремление к физической полноценности, развитие лучших человеческих качеств: мужество, бескорыстность, мудрость.
физическая реабилитация и адаптация:
-позитивнвая динамика в речевом развитии у детей с диагнозом ОНР;
-вертикализация походки, уменьшение спастики;
-овладение навыками самостоятельной ходьбы;
-снятие диагноза.
О наших выпускниках
Выпускники начальной школы
Учебные годы Кол-во выпускников
/дети с особыми потребностями/ Распределение детей
Обучение на дому Обучение в общеобразоват школе Обучение в вспомагательной школе
2004-2005 2 - 2 -
2005-2006 6 2 4 -
2006-2007 7 2 5 -
Выпускники коррекционных дошкольных групп
Учебные годы Кол-во выпускников
/дети с особыми потребностями/ Распределение детей
Обучение на дому Обучение в общеобразоват школе Обучение в вспомагательной школе
2004-2005 2 1 1 -
2005-2006 5 1 2 2
2006-2007 1 1 - -
2007-2008 3 1 1 1
2008-2009 4 - 4 -
2009-2010 5 2 2 1
Вывод
Собран и отпечатан материал творческого труда по организации, внедрению и получению положительных результатов согласно реализации идеи инклюзивного образования на базе нашего учредения за четыре предыдущие годы, получена рецензия в институте коррекционной педагогики г. Алматы. С опытом работы можно также ознакомиться по:
-материалам творческой лаборатории педагогов и специалистов учреждения;
-учебно-воспитательной работы за предыдущие годы;
-изданиям материалов форумов работников системы дошкольного воспитания и обучения: республиканской конференции в г. Семипалатинске / 2006г./, международной конференции в г. Алматы /2007г./, Семинара-совещания по вопросам коррекционной педагогики в г. Астана /2006г./;
-печатным материалам в журнале педагогический вестник ВКО /2006г./, газетах «Литер», «Семипалатинские вести», «Арна» за 2004-2006 годы.
Одним из результатов также является выпуск сборника в 2009 году «Алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями», в данном сборнике обобщен опыт педагогов нашего ясли-сада.

УДК:326.1
Г.К. Бектурганова, С.К. Аскатова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Коммунальное госудаственное казенное предприятие
«Ясли-сад № 5 «Бала әлемі»»
071401, Республика Казахстан, г Семей, ул Герцена, 163
Тел.: 8(7222) 50-54-11; факс: 50-54-11; E-mail: gu-sad5@mail.ru

Развитие системы образования нашей страны в направлении, определенном Государственной программой развития образования, происходит на основе перехода Казахстана к мировым стандартам качества и расширения доступа к образованию для всех слоев населения независимо от социального положения.
Казахстанское дошкольное образование сегодня ориентируется на создание национальной системы, где содержание образования строится исходя из принципов многообразия, вариативности.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным организациям, которые сегодня рассматриваются как социально-образовательная система, которая решает задачи социальной и педагогической компетентности воспитателей, полноценного развития личности каждого ребенка, социально-педагогической работы с семьей. С каждым днем повышаются требования к воспитательно-образовательной работе дошкольной организации.
Введение новых образовательных стандартов, программ и технологий, направленных на гуманизацию педагогических процессов, создание условий, позволяющих детям раскрыть свои возможности, а педагогам - повысить творческий потенциал, помогут обеспечить основные изменения в содержании дошкольного образования. В этом же случае на методическую службу в области дошкольного образования ложится ответственность за разработку вариативных программ, отбор педагогических технологий, направленных на развитие индивидуальных способностей дошкольников, повышение профессионального уровня педагогов через организацию работы по повышению квалификации.
Вопрос компетентности педагога очень актуален, но прежде чем говорить о деятельности методической службы по развитию профессиональной компетенции педагога дошкольной организации следует сделать небольшой анализ научной литературы по данному вопросу.
Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют различные термины. Например, «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунекий, Т.В. Добудько, А.К. Маркова), «педагогическая компетентность» (Л.Н. Митина.) Иногда ученые объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). Мы используем понятия «профессиональная компетентность воспитателя» и «педагогическая компетентность воспитателя» как синонимы.
В настоящее время в науке нет единого подхода к определению содержания и структуры выбранного нами понятия. Так, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.
Психолого-педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
В работах ряда психологов указывается, что профессиональная компетентность педагога представляет собой обобщенные личностные качества, заключающие в себе:
• теоретико-методоло¬гическую,
• культурологическую,
• предметную,
• психолого-педагогическую и технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность, как личностное качество педагога, базируется на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности и имеет структурно-уровневое устройство в виде мотивационных, целеполагающих, содержательно-операционных компонентов. Будучи личностно-интегрированным качеством личности, профессиональная компетентность формируется как извне, так и путем самообразования, самосовершенствования. Исходными в профессиональной компетенции выступают интеллектуальные умения, базирующиеся как на эмпирических, так и на теоретических знаниях в области специальной дисциплины
А.К. Марков, изучая проблему психологии труда педагога, приходит к выводу, что пять сторон - педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, а также результаты его труда есть результат готовности личности к эффективной организации педагогического процесса. Отсюда основой успешной профессиональной деятельности выступают пять блоков профессиональной компетенции учителя.
«Профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в воспитанности и обученности воспитанников».
Общеизвестно, что главной фигурой образовательного процесса всегда был и будет педагог. Достижение высшего уровня качества, соответствующего требованиям международного стандарта, невозможно без хорошего педагога.
В этой связи, хочется отметить, что одним из центральных моментов Государственного общеобязательного стандарта дошкольной системы воспитания и обучения является разработанный стандарт педагога, в котором отмечена роль педагога в организации педагогического процесса и предусмотрена персональная ответственность за качество результатов своей деятельности.
Понимая, что вопрос профессиональной компетентности воспитателя дошкольной организации поставлен в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования мы критерий профессиональной компетентности воспитателя видим в следующем:
• знание педагогом теоретических и практических основ современных педагогических достижений;
• аналитические и рефлексивные умения педагога;
• прогностические и проективные навыки педагога
• организаторские и коммуникативные способности педагога
Для определения уровня повышения профессиональной компетентности в дошкольной организации существует система отслеживания результатов деятельности - мониторинг профессионального роста, отслеживание результатов деятельности педагогов, методической службы через указанные выше критерии, ведение рейтинга «успешности».
Рейтинг успешности включает основные направления работы педагогической деятельности воспитателя: организация предметно-развивающей среды, работа с родителями, участие в деятельности методической службы дошкольной организации, ведение исследовательской темы, обобщение педагогического опыта.
Большое внимание уделяется вопросу повышения квалификационной категории и прохождению курсов повышения квалификации педагогами, составлен индикативный план, ведется банк данных.
Система повышения квалификации работает в направлении формирования профессиональной компетентности воспитателя современной дошкольной организации, на методическое обеспечение обновления содержания педагогического образования.
Задачи системы повышения квалификации в нашей дошкольной организации, следующие:
• формирование у педагогов знаний и педагогических ценностей, которые позволят им успешно решать педагогические проблемы в своей практической деятельности.
• формирование у воспитателя технологической, информационной, коммуникативной, социальной, коммуникативной компетентности.
Развитию профессиональной компетенции воспитателя конечно способствуют виды методической службы. Основными видами методической деятельности нашей дошкольной организации на данный момент является:
• научно-методическая деятельность;
• научно-исследовательская деятельность;
• информационно-аналитическая деятельность;
• образовательная деятельность;
• консультационная деятельность;
• редакционно-издательская деятельность.
Немаловажным фактором развития профессиональной компетенции прежде всего является постоянно растущий интерес к своей педагогической деятельности а также практическая работа. В данном направлении наши воспитатели согласно исследовательской теме дошкольной организации «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством инновационных технологии - как фактор формирования социальной компетенции воспитанника» определили несколько тем для самостоятельной исследовательской деятельности. Каждым педагогом разработан индивидуальный план работы по проведению исследовательской темы. Разработаны цель, задачи, основные вопросы для изучения, указан перечень изучаемой литературы, указано предполагаемое творческое сотрудничество, изучение и обобщение передового опыта. Установлены этапы, сроки, содержание работы.
Большой вклад в развитии профессиональной компетенции воспитателя вносит деятельность школы-наставничества. Не первый год работает «школа наставничества», деятельность осуществляется согласно составленного плана учебно-воспитательной работы. Содержание работы школы-наставничества носила теоретический и практический характер. Задачами деятельности школы –наставничества является:
• ознакомление молодого специалиста в полном объеме с содержанием деятельности дошкольной организации;
• предоставление молодому специалисту комфортных благоприятных условии для осуществления деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
• информирование молодого специалиста о требованиях к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса;
• формирование навыков грамотного, методически верного оформления и ведения документации, составления самоанализа, творческого отчета в форме презентации
Работа с молодыми специалистами не ограничивается только деятельностью «школы - наставничества», с молодыми специалистами ведется работа по развитию организаторских, творческих, способностей через активное привлечение и участие в подготовке и проведении тематических выставок, конкурсов, торжественных праздников, досугов, театральных постановок. Деятельность молодых специалистов оценивается по предоставлению творческих отчетов в форме презентации.
В процессе деятельности молодых специалистов и в целом педагогов систематически предъявляемые требования к педагогической деятельности, контроль и методическая помощь способствуют педагогическому становлению и росту.
Следует помнить, что в современных условиях методическая деятельность дошкольной организации должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями психолого-педагогической науки и практики, и переходить в гибкую, адаптивную систему, реагирующую на все изменения развития системы образования в Республике Казахстан.
Литература:
1. Буйлова Л.Н, Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений образования детей Москва «Владос», 2001г
2.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И Старший воспитатель детского сада Москва «Просвещение» 1990г
3.Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ //методическое пособие/ Москва «Айрис пресс» 2008г
4.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан Дошкольное воспитание и обучение Астана-2009г.
5.Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г
6.Скорлупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении Москва 2003г

2010г Научно-методический журнал «Вестник» СГПИ, публикация «Мектепке дейінгі мекемеде қазақ тілін үйренуге деген қабілеттілігі басым өзге ұлт тәрбиеленушілеріне арналған қазақ тілінен «Тілашар» бағдарламасы
Категория: Дошколенок | Добавил: Jasulan
Просмотров: 1592 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru