Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Развитие логического мышления в дошкольном возрасте.
2014-12-10, 8:17 PM
Развитие логического мышления в дошкольном возрасте.
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан.
выход страны в мировое образовательное пространство требуют высокого
уровня развития человеческого капитала. Реализация социального заказа общества предполагает большое значение в нём системы образования.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной
Стратегии «Казахстан 2030».
В свою очередь общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в
дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных
видов деятельности обеспечивается в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте формируются не только качества и свойства психики
детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его
отношение ко всему окружающему', но и те, которые представляют собой
задатки будущих способностей и выражаются в психологических
новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития
происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту
видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании, конструировании.
музыкальной деятельности и др.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего
психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа.
В своих занятиях мы используем элементы самопознания, что в свою очередь

повышает интерес учащихся при решении различных заданий и
благоприятно влияет на процесс умственного развития.
Цель развивающей программы: способствовать развитию мышления у
детей дошкольного возраста, через занимательные логические игры и
упражнения.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса детей.
2. Развитие умения выделять существенные признаки предметов и явлений.
3. Воспитание у детей личностные качества, необходимых для организации
эффективного межличностного общения в группе.
Структура занятия:
1. Вводная часть.
Содержание программы включает упражнения из категории «Круга радости», способствующие формированию позитивного настроя на деятельность. Продолжительность вводной части - 2-5 минут.
2. Основная часть.
Содержание основной части: логические задачи, формирующие компоненты мышления.
3. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Круг «От сердца к
сердцу». Продолжительность заключительной части - 5 минут.

Теоретический анализ проблемы развития мышления у детей дошкольного возраста, через занимательные игры и упражнения.
Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира
информации, формирование представлений и приобретение конкретных и
обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в
различных условиях процесс сложный, «Образованным человеком
называется тот. - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой зарождение нового знания, активную форму отражения и преобразования человеком действительности.
Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связанно с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка.
Ребенок не может установить никаких связей с тем, что не имеется в его практическом опыте. Он не понимает о чем говорится, не улавливает связей отдельных слов в целом предложении. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно, необходимо пояснить отдельные слова, обратные выражения, изображенные предметы. Таким образом необходимо постоянное развитие мыслительных процессов.
Такая работа помогаем детям установить разнообразные связи в воспринимаемом материале, развивать логическое мышление. Без знаний не может быть мышления, так как мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Поэтому обогащение детей осмысленными и связными системными знаниями имеет огромное значение для умственного развития.
Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - ЭГО сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению.
Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать задания, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. В оформлении у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения.

Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используются головоломки из спичек, с чем дети достаточно хорошо справляются. По этому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Занятия по развитию мышления у детей дошкольного возраста, через занимательные логические игры и упражнения.
Занятие № 1.
Круг- радости. Приглашаю всех в круг и предлагаю поиграть в игру «Паутина». Учащиеся передают друг другу клубок ниток и называют свое имя. Когда все ученики держатся за нить, обращаю внимание на то, что все они связаны друг с другом и от ПОСТУПКОВ каждого зависит жизнь группы.
Что это такое!
Дети встают в круг. Воспитатель кладет в центр круга предметы (они могут быть разнообразными) и предлагает ребятам подумать, на что они похожи. Затем взрослый бросает мяч кому-либо из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, на что похож тот или иной предмет. Если речь идет об одушевленных персонажах, описывает их действия. Эта игра развивает у ребят фантазию, учит замечать необычное в самых обычных вещах.
Дети на прогулке.
Детям можно предложить не только назвать отдельные предметы, которые не успел дорисовать художник, но и придумать целую историю по картинке. При этом важно создать у ребенка установку на придумывание своей оригинальной истории, по соответствующей картинке.
Истинно или ложно? Все кошки полосаты. В Москве есть зоопарк. Я такая сильная, что могу поднять слона. Заяц съел на обед волка. На яблоне выросли бананы. На елке сливы не растут.
Елка с подарками.
Детям можно предложить придумать историю про один из подарков и про ребенка, который его получил. Можно сначала наметить некоторый план рассказа: почему Дед Мороз принес мальчику (или девочке) именно этот подарок? Что он с ним будет делать? Что с ними будет потом? И т. д.
«Куда уместится кошка?»
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (КОШКУ, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру, А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Круг «От сердца к сердцу». Урок завершается чтением отрывка стихотворения П. Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день, и ночь:
Учащиеся встают в круг и поочередно желают друг другу успехов на пути самопознания, завершив предложение: «На пути самопознания я желаю тебе...».
Занятие2
Круг радости. Урок начинается с чтения стихотворения Н. Шафи. которое настаивает учащихся на восприятие темы урока:
Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени. Ты в собственное сердце загляни. А если сам себя познать захочешь, Смотри, собой себя не заслони.
После прочтения стихотворения обращаю внимание ребят на то. что познание мира процесс, который проходит не 'только через разум, но и сердце человека.
Что здесь лишнее? Почему?
Дети должны найти лишнее из предложенных объектов.
- муха, оса. комар, самолет;
- тарелка, будильник, стакан, кружка;
- лиса. заяц, медведь, пчела;
- машинка, пирамидка. юла. слива.
Кто что делает?
1. Кто лечит больных'? (врач)
2. Кто учит детей? (учитель)
3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
5. Кто добывает уголь? (шахтер)
6. Кто кует железо'? (кузнец)
7. Кто пишет книги? (писатель)
8. Кто управляет оркестром'? (дирижер)
9. Кто летает в космос'? (космонавт )
10.Кто разрабатывает планы домов'? (архитектор) 1 1 .Кто управляет самолетом'? (пилот)
Круг «От сердца к сердцу». Приглашаю всех в круг и предлагаю по очереди предложить общее дело, которое нравится всем в группе.
Занятие № 3.
Круг радости. Приветствую детей и предлагаю прослушать стихотворение «Я хочу достать до неба...».
Я хочу достать до неба,
Я рукой к нему тянусь.
Я хочу воды студеной,
Сяду к речке и напьюсь.
Небо в речке поместилось,
А река в моих глазах
()тразилась, заискрилась.
Как огромная слеза.
"Значит, я большой, как мир?
Итакой же интересный?
И такое же непонятный.
И такой же неизвестный.
Как же мне себя понять?
Как же мне себя узнать?
Значит, буду, как планету,
Сам себя я открывать.
Комментируя стихотворение, обращаю внимание учащихся на то. что. познавая себя, человек открывает целый мир из собственных эмоций, чувств, мыслей, идей, мечтаний. Внутренний мир человека требует от него пристального внимания, постоянного «вслушивания», вдумчивого отношения для открытия в себе новых граней и возможностей.
Что выше?
Дом или забор? Слон или крокодил'? Стол или стул? Горка или песочница? Грузовик или легковая машина?
Какая игрушка!
(Упражнение проводится со всей группой детей, разделенной на подгруппы из трех - семи человек)
Воспитатель предлагает детям поиграть, говорит, что будет им показывать картинки, а они должны придумать, на какие игрушки похожа та или иная картинка.
Взрослый показывает первую картинку и спрашивает ребят, на какие игрушки она похожа. Опрашивает детей по кругу, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. При показе второй картинки первым отвечает следующий по кругу ребенок. Таким образом, у каждого из детей будет возможность начинать отвечать первым. Всего можно предлагать 5 -6 картинок.
Во время игры важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но особо отмечать тех, кто дает оригинальный ответ.

"Бывает - не бывает".
Вариант игры "съедобное -не съедобное". Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
У кого больше... ...лап - у кошки или попугая? ...хвостов - у собаки или лягушки? ...ушей - у мышки или свинки? ...глаз - у змеи или крокодила'?
Круг «От сердца к сердцу». Приглашаю учащихся в круг и читаю стихотворение Ф. Тютчева, в котором звучит поэтическое напутствие о том. что в жизни нужно верить в чудеса.
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила.
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И это вера не обманет
Тог о, кт о ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет.
Не все. что было здесь, пройдет!!
Категория: Дошколенок | Добавил: Ira_Ira
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru