Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

"Применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности".
2015-02-06, 1:29 PM
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».

В. Сухомлинский

Дошкольное образование сегодня является одним из главных ресурсов, не уступающих последующим уровням современной модели образования. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Вырастить физически здоровую, социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагоги. Мне необходимо было построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства
Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в нашем детском саду внедряются здоровьесберегающие технологии. Работает творческая группа педагогов по совершенствованию эффективности форм оздоровления, физического воспитания дошкольников
посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий и методик. «Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью моей работы является формирование у дошкольников основ здорового образа жизни , через использовании специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий; всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому в своей работе я стала использовать здоровьесберегающие технологии.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в концепции образовательной среды и программы развития дошкольников в детском саду «Ромашка», я поставила перед собой основные задачи:
1.Оздоровительные задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, средством движения,
дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
2.Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно – оздоровительной работы.
3.Воспитательные задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнений и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Повышение результативности образовательного процесса.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Практическая значимость моей работы состоит в возможности применения здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей, как в организационной деятельности, так и в свободной. Тема, над которой я работаю «Применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности».
Применение здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности позволяет повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, увлечь в игру, а это уже почти 100% - ный результат успеха.
В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически.
Образовательная работа включает в себя;
- познавательные занятия
- занятия по проекту « Азбука здоровья»
- дидактические игры
- конкурсы и развлечения
-беседы
- опытно-экспериментальная деятельность
- проектная деятельность
- продуктивная
Оздоровительная работа - все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления:
- закаливание
-босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам
- психогимнастика
-игровой массаж
-гимнастика для стоп
-ритмическая гимнастика
Организация предметно –развивающей среды
-пособие и инвентарь
-уголок здоровья
-подборка художественной литературы
- иллюстрации о ЗОЖ
-подбор музыки для релаксации и отдыха
-настольно-печатные игры
В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков
2. Формирование элементарных представлений об окружающей среде
3. Обучение ухода за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
4. Формирование привычки ежедневны физических упражнений
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
8. Выработка знаний и умений действовать в опасных ситуациях
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.по нап
Разработанное для каждого этапа формирования здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и специалистами помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие образовательные области.
Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением нетрадиционных подходов служит удовлетворению двигательной активности детей до 73% от времени бодрствования
* Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной деятельности четко выраженную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.
Внедрение разработанного проекта «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысит интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
Особое важное значение в работе с дошкольниками имеет внедрение нетрадиционных типов занятий: занятие – КВН, театральные занятия, занятия- путешествия и другие.
Каждое занятие соответствует следующим правилам:
а ) использование новейших достижений науки и практики;
б ) реализация в оптимальном соотношений всех дидактических принципов;
в ) обеспечение условий для развития познавательной деятельности;
г ) установление интегративных связей;
д ) логика построение занятий;
е ) эмоциональный компонент занятий
ж ) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Методы, применяемые на занятиях
методы познавательной активности – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделирования и конструирования, решение логических задач и др.
методы повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор, шутка и др.
методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности , исследование предметов живой и неживой природы.
Работа с родителями по оздоровлению детей интегрирована в инновационную деятельность детского сада: в рамках реализации проекта «Азбука здоровья». Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья определены следующие:
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в группе;
- санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
-участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
-обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания.)
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается с семьей.
Проект «Азбука здоровья»
Мною разработан проект «Азбука здоровья»
Формы реализации проекта:
-Занятия познавательного цикла (валеология, физкультурные занятия);
-Оздоровительные процедуры (воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, дыхательная гимнастика);
-Работа с родителями ( родительское собрание, консультации, наглядная информация, анкетирование, памятки, рекомендации);
-Занятия по продуктивной деятельности ( аппликация, рисование, лепка, конструирование);
-Игры (дидактические, развивающие, театрализованные, сюжетно-ролевые).
Факторы успешности
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации система работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие:
Насыщенная валеологическая предметно – развивающая среда: применение дидактических игр, пособий на занятиях по валеологии с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяет шире использовать имеющие у детей знания и умения, варьировать задания. Валеологическая среда помогает объединить занятие с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в умственной и двигательной деятельности, принятию нестандартных правильных решений. Дидактические игры и пособия широко применяются в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания. Кроме этого, дети берут игры и домой, где вместе с родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, еще раз играют в любимые игры.
Еще одним фактором успешности я могу назвать личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно – творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях.
Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов интернет), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников - просто жизненно важное для любой идеи условий
Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий
Обязательно использование оздоровительных методик, которые позволят не только оздоровить детский организм, но и предупредить многие заболевания, научить ребенка самооздоравливаться.

Анализ деятельности
Эффективность созданной системы по формированию здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольников в детском саду подтверждается следующей результативностью:
Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.
Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставит задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 2 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев: если во 2 младшей группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составляло 1 8%, то в средней группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составило 4%, что на 14% ниже по сравнению с 2012-2013 учебным годом.
Были разработаны:
-модель сохранения и укрепления здоровья детей;
-система оздоровительной работы в группе «Солнышко»
-перспективный план физкультурно –оздоровительной работы
-модель двигательного режима
-проект «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий
-здоровьесберегающая предметно – развивающая среда( уголок здоровья, наглядно дидактические игры « Проверь себя», «Правильная осанка», и др. и пособия «Виды спорта», «Виды закаливания» и др.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника путем использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использование нетрадиционных форм и методов подтверждено. Цель и задачи, намеченные выполняются, а результаты предоставлены в диаграммах.
Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющие знания, благодаря их многократному практическому и наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно –экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно – профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно –воспитательный потенциал, что бесценно воспитании подрастающего поколения. Реализуемая мной система работы, приводит к устойчивым положительным результатам: снижение общей и простудной заболеваемости, стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально –психологической ситуации у детей. Позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.

Автор: Крупина Татьяна Анатольевна. Акмолинская область, Бурабайский район, п.Зеленый бор,ГККП " Ясли-сад"Ромашка"
Категория: Дошколенок | Добавил: Tatjana67 | Теги: Дети, гимнастика, Здоровье
Просмотров: 860 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru