Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

"Применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности".
2015-02-06, 1:29 PM
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».

В. Сухомлинский

Дошкольное образование сегодня является одним из главных ресурсов, не уступающих последующим уровням современной модели образования. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Вырастить физически здоровую, социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагоги. Мне необходимо было построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства
Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в нашем детском саду внедряются здоровьесберегающие технологии. Работает творческая группа педагогов по совершенствованию эффективности форм оздоровления, физического воспитания дошкольников
посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий и методик. «Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью моей работы является формирование у дошкольников основ здорового образа жизни , через использовании специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий; всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому в своей работе я стала использовать здоровьесберегающие технологии.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в концепции образовательной среды и программы развития дошкольников в детском саду «Ромашка», я поставила перед собой основные задачи:
1.Оздоровительные задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, средством движения,
дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
2.Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно – оздоровительной работы.
3.Воспитательные задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнений и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Повышение результативности образовательного процесса.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Практическая значимость моей работы состоит в возможности применения здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей, как в организационной деятельности, так и в свободной. Тема, над которой я работаю «Применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности».
Применение здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности позволяет повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, увлечь в игру, а это уже почти 100% - ный результат успеха.
В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически.
Образовательная работа включает в себя;
- познавательные занятия
- занятия по проекту « Азбука здоровья»
- дидактические игры
- конкурсы и развлечения
-беседы
- опытно-экспериментальная деятельность
- проектная деятельность
- продуктивная
Оздоровительная работа - все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления:
- закаливание
-босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам
- психогимнастика
-игровой массаж
-гимнастика для стоп
-ритмическая гимнастика
Организация предметно –развивающей среды
-пособие и инвентарь
-уголок здоровья
-подборка художественной литературы
- иллюстрации о ЗОЖ
-подбор музыки для релаксации и отдыха
-настольно-печатные игры
В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков
2. Формирование элементарных представлений об окружающей среде
3. Обучение ухода за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
4. Формирование привычки ежедневны физических упражнений
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
8. Выработка знаний и умений действовать в опасных ситуациях
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.по нап
Разработанное для каждого этапа формирования здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и специалистами помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие образовательные области.
Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением нетрадиционных подходов служит удовлетворению двигательной активности детей до 73% от времени бодрствования
* Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной деятельности четко выраженную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.
Внедрение разработанного проекта «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысит интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
Особое важное значение в работе с дошкольниками имеет внедрение нетрадиционных типов занятий: занятие – КВН, театральные занятия, занятия- путешествия и другие.
Каждое занятие соответствует следующим правилам:
а ) использование новейших достижений науки и практики;
б ) реализация в оптимальном соотношений всех дидактических принципов;
в ) обеспечение условий для развития познавательной деятельности;
г ) установление интегративных связей;
д ) логика построение занятий;
е ) эмоциональный компонент занятий
ж ) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Методы, применяемые на занятиях
методы познавательной активности – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделирования и конструирования, решение логических задач и др.
методы повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор, шутка и др.
методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности , исследование предметов живой и неживой природы.
Работа с родителями по оздоровлению детей интегрирована в инновационную деятельность детского сада: в рамках реализации проекта «Азбука здоровья». Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья определены следующие:
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в группе;
- санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
-участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
-обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания.)
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается с семьей.
Проект «Азбука здоровья»
Мною разработан проект «Азбука здоровья»
Формы реализации проекта:
-Занятия познавательного цикла (валеология, физкультурные занятия);
-Оздоровительные процедуры (воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, дыхательная гимнастика);
-Работа с родителями ( родительское собрание, консультации, наглядная информация, анкетирование, памятки, рекомендации);
-Занятия по продуктивной деятельности ( аппликация, рисование, лепка, конструирование);
-Игры (дидактические, развивающие, театрализованные, сюжетно-ролевые).
Факторы успешности
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации система работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие:
Насыщенная валеологическая предметно – развивающая среда: применение дидактических игр, пособий на занятиях по валеологии с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяет шире использовать имеющие у детей знания и умения, варьировать задания. Валеологическая среда помогает объединить занятие с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в умственной и двигательной деятельности, принятию нестандартных правильных решений. Дидактические игры и пособия широко применяются в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания. Кроме этого, дети берут игры и домой, где вместе с родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, еще раз играют в любимые игры.
Еще одним фактором успешности я могу назвать личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно – творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях.
Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов интернет), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников - просто жизненно важное для любой идеи условий
Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий
Обязательно использование оздоровительных методик, которые позволят не только оздоровить детский организм, но и предупредить многие заболевания, научить ребенка самооздоравливаться.

Анализ деятельности
Эффективность созданной системы по формированию здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольников в детском саду подтверждается следующей результативностью:
Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.
Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставит задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 2 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев: если во 2 младшей группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составляло 1 8%, то в средней группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составило 4%, что на 14% ниже по сравнению с 2012-2013 учебным годом.
Были разработаны:
-модель сохранения и укрепления здоровья детей;
-система оздоровительной работы в группе «Солнышко»
-перспективный план физкультурно –оздоровительной работы
-модель двигательного режима
-проект «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий
-здоровьесберегающая предметно – развивающая среда( уголок здоровья, наглядно дидактические игры « Проверь себя», «Правильная осанка», и др. и пособия «Виды спорта», «Виды закаливания» и др.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника путем использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использование нетрадиционных форм и методов подтверждено. Цель и задачи, намеченные выполняются, а результаты предоставлены в диаграммах.
Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющие знания, благодаря их многократному практическому и наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно –экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно – профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно –воспитательный потенциал, что бесценно воспитании подрастающего поколения. Реализуемая мной система работы, приводит к устойчивым положительным результатам: снижение общей и простудной заболеваемости, стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально –психологической ситуации у детей. Позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.

Автор: Крупина Татьяна Анатольевна. Акмолинская область, Бурабайский район, п.Зеленый бор,ГККП " Ясли-сад"Ромашка"
Категория: Дошколенок | Добавил: Tatjana67 | Теги: Дети, гимнастика, Здоровье
Просмотров: 2148 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 2:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru