Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Агрессивное поведение дошкольников. Профилактика и коррекция.
[ Скачать с сервера (156.2Kb) ] 2015-11-17, 5:51 PM
Агрессивное поведение дошкольников.
Профилактика и коррекция.
Актуальность проблемы:
 В современном обществе проблема агрессивности обостряется все чаще и чаще, не минула она и подрастающее поколение, а именно дошкольный возраст. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и педагогам.
Цель программы:
 Преодоление агрессивности в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
 Развитие умения понимать состояния другого человека;
 Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
 Обучение способам снятия напряжения;
 Развитие навыков общения;
 Формирование позитивного само-восприятия на основе личностных достижений.
Основными причинами
проявлений детской агрессивности
являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Данная программа предназначена для детей от 4 до 6 лет с нарушениями в поведении. Так же может успешно применяться и для дошкольников без нарушений в поведении, в качестве профилактического мероприятия.
Предполагается что уровень агрессии в коррекционной группе по окончании программы снизится или придёт в норму.
Виды агрессии:
 физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
 вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
 прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
 косвенная агрессия – действия, которые опосредо¬ванно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ¬ярости, прояв¬ляющиеся в крике, топтании ногами, битье кулаками чего либо);
 инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
 враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Классификация типов агрессии:
 1. Импульсивно-демонстративный тип:
Здесь у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
 2. Нормативно-инструментальный тип
В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.
 3. Целенаправленно-враждебный тип
Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель.
Этапы работы:
Диагностический. (Сентябрь-октябрь)
 Цель: выявить признаки агрессивного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
 По методикам:
1. Анкета для воспитателей (Лаврентьев Г.П., Титаренко Т.М., 1992)(приложение 1)
2. Проективный метод (методика «Кактус» Панфилова М. А.)(приложение 2)
3. Проективная методика «Несуществующее животное».(приложение 3)
4. Методика: «Изучение эмоционально - обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г.А.Афонькина Ю.А.)( приложение 4)
Установочный блок. (Ноябрь)
Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их детьми; установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей.
Методы: беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность.
Коррекционный блок. ( Декабрь - февраль)
Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Методы: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг.
Оценочный блок. (Март-апрель)
Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольников.
Методы: повторение диагностических методик.
В заключении: обсуждение итогов психокоррекционной работы с воспитателями и родителями. Рекомендации для воспитателей и родителей по осуществлению дальнейшей работы с агрессивным ребенком.
Настоящая коррекционно - развивающая программа содержит 24 занятия для старшего дошкольного возраста (5-7лет). На основе диагностики выделяются типы дошкольников. Группа особо агрессивных детей обособляется для работы с психологом, дети со средним уровнем агрессивности и ситуативной агрессивностью не включаются в основную группу, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, а со стороны психолога лишь осуществляется контроль над правильностью выполнения рекомендаций, которые он дал. Группы состоят из 6-8 человек, т.е. четное число, это связано с тем, что бы в процессе выполнения некоторых заданий не возникало недоразумений с поиском пары для ребенка. Наряду с агрессивными детьми в группе должен присутствовать и участвовать на равных 1 миролюбивый ребенок. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1. Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.
В качестве специальных принципов при подборе заданий и упражнений выступают следующие:
1. принцип адекватности - он предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а так же, что задания и упражнения должны соответствовать решаемым задачам.
2. принцип оптимальности - означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.
3. принцип системности в подборе и предъявлении упражнений - ориентирован на обособленность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.
4. принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений.
5. принцип дозировки - определяется иерархией задач.
6. принцип сочетания основных и фоновых упражнений.
7. принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности.
На занятия требуются следующие материалы: «Волшебная» палочка; коврик (маты); листы бумаги. Две красочные книги (черная и зеленая); баночки с гуашью, краски, карандаши, релаксационная тематическая музыка.
Конспекты коррекционно - развивающих занятий.

Занятие № 1. Тема: «Знакомство».

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Оборудование: запись музыки в гостях у сказки, звуки природы, мягкая игрушка в виде сердца, маска дракончика, мяч среднего размера
Ход занятия.
В кабинете психолога звучит тихая музыка, дети входят стайкой, педагог просит всех встать в круг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Моё имя»
Цель: Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают друг другу сердечко. Каждый ребенок проговаривает своё имя и здоровается.
После приветствия педагог приглашает детей присесть на ковер.
Упражнение "Интервью"
Цель упражнения: - развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
Педагог приглашает детей поиграть.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снять напряжение, сплотить коллектив, поднятие настроения, создать атмосферу понимания и сотрудничества, включить в работу.
Ход игры: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.
По окончании игры дети рассаживаются на свои места.
Упражнение «Баржа».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч.
Дети называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда, игра.
Рефлексия.
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей припомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.

Занятие № 2. Тема: «Настроение».

Цель: Снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. Упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.
Оборудование: запись музыки в гостях у сказки, звуки природы, маски для персонажей из сказки «Репка», краски, кисточки, бумага для рисования.
Ход занятия.
В кабинете психолога звучит тихая музыка, дети входят стайкой, педагог просит всех встать в круг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуй друг»
Цель: Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают друг другу сердечко. Каждый ребенок здоровается по имени с товарищем.
После приветствия педагог приглашает детей присесть на ковер. Педагог просит вспомнить детей, какие сказки они знают? Дети перечисляют по очереди известные им сказки. Психолог предлагает инсценировать сказку «Репка». Выбираются персонажи сказки. Игра начинается.
В завершении игры педагог приглашает детей присесть за столы.
Упражнение «Рисуем свое настроение»
Цель: выплеснуть свои эмоции, переживания, страхи, негатив на бумагу.
Психолог предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. (Использование черных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.)
По окончании работы дети рассказывают про свой рисунок, что испытывали, во время изображения своего настроения, с какими трудностями столкнулись. Работы психолог оставляет себе, для дальнейшей интерпретации.
Упражнение «Колокол».
Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.
Данное упражнение обязательно проводится под строгим контролем психолога, детям объясняется, что от них зависит безопасность другого сверстника. Дети образуют небольшой круг. Дети в кругу стоят тесно, и плотно прижавшись, друг к другу, один ребенок – в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.
Рефлексия.
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей припомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.
Категория: Дошколенок | Добавил: olesy2110
Просмотров: 367 | Загрузок: 6 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru