Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

портфолио дошкольник
2016-01-27, 1:57 PM
Тема: "Портфолио дошкольника, как инструмент комплексной диагностики для определения индивидуальных программ социального, физического, познавательного развития каждого воспитанника.»

Философия учебного портфолио заключается в том,
что оно предполагает смещение акцента с того, чего
ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и
умеет. Основной смысл портфолио — показать все, на
что способен ребенок.
А.Л. Пинский

Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.
Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Наконец, какие образовательные; методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Я разделяю точку зрения по реализации интегративной модели взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образования в социокультурном пространстве города тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости "запуска" механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию у них достижения успеха.
Для практического решения этой важной за¬дачи, на мой взгляд, необходимо шире использовать портфолио дошкольника как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребенка.
В зарубежной традиции учебное портфолио определяется как "коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях". Важная цель портфолио — увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса" ученика в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.
Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в Казахстане.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. При этом "портфель личных достижений ученика" рассматривается как средство предъявления достижений ребенка для их оценки. Однако в данном случае речь идет о портфолио школьника. Создание же портфолио дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания:

■ субъективизм;
■ ограниченность;
■ недооценивание возможностей детей.

При этом большое значение придается самооценке. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания — адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь, учитываются и результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной.
Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития".
Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада используется с 2006 г. и является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения. Составляется оно на детей старшего дошкольного возраста.
Портфельчик каждого воспитанника, получивший название "Росточек", показывает динамику развития ребенка, "картину" того, как он "растет", кто ему в этом помогает.
Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:
■ "Какой он (ребенок) хороший";
■ "Какой он умелый";
■ "Какой он успешный".
В каждом блоке есть разделы учебного портфолио: раздел доку-ментов, раздел работ, раздел отзывов.

I. Блок "Какой ребенок хороший" включает в себя следующие материалы:
■ сочинение родителей о ребенке;
■ размышления воспитателей о ребенке;
■ неформальная беседа "Расскажи о себе";
■ интервью у друзей, других детей;
■ самооценка по тесту "Лесенка";
■ книжка в картинках — "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта",
"Детский сад", и др.;
■ психолого-педагогическая характеристика ребенка;
■ корзина пожеланий: благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший
поступок, умение дружить и др.;
■ благодарственное письмо родителям — за воспитание ребенка;
■ иллюстративные документы — фото-, видеоматериалы.
В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).

П. Блок "Какой ребенок умелый" включает в себя пакет материалов:

■ анкеты для родителей;
■ отзывы воспитателей о ребенке;
■ неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";
■ рассказы детей о ребенке;
■ рассказы педагогов по кружковой работе;
■ оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);
■ оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
■ характеристика педагога (познавательные интересы);
■ грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;
■ иллюстрации "умений" — фото, видеоматериалы.

Ш.Блок "Какой ребенок успешный" включает в себя:
■ отзыв родителей о ребенке;
■ рекомендации воспитателей;
■ рассказ ребенка о своих успехах;
■ заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат — реальные
достижения);
■ творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
■ свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях
детского творчества;
■ выводы методиста;
■ документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;
■ грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
■ иллюстрации успешности — фото-, видеоматериалы.

Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:
■ личностных качеств;
■ представлений и умений;
■ творческих возможностей и способностей.

Результаты ребенка в той или иной деятельности (деятельностный подход) оцениваются при этом с целью его дальнейшего индивидуального развития. Развитие творческих возможностей и способностей детей осуществляется в нашем детском саду воспитателями и педагогами на занятиях и в повседневной жизни, а также в кружках и студиях Центра развития дошкольников «Дарын».

В детском саду созданы для этого необходимые условия:

■ изостудия "Нарцисс" (в основе работы - использование нетрадиционной техники рисования и тестопластики);
■ театральная студия "Айголек";
■ сотрудничество с различными спортивными секциями;
■ кружок художественного труда "Самоделкин";

Взаимодействие с Центром развития до¬школьников " Дарын" и дополнительным образования детей на основе образовательного партнерства создает условия для творчества детей, развития у них новых представлений и умений.
В рамках реализации интегративной модели взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образований наше учреждение взаимодействует с образовательными и другими учреждениями через заключение проведение родительских собраний, дней открытых дверей, методических объединений, разработку образовательных программ кружков и студий, создание единых социально-значимых проектов для развития и досуга детей.
Воспитатели и педагоги помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.
Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление, поддерживание, побуждение творческого потенциала ребенка, оценивание полученных результатов, реальных достижений. Оценить, значит - найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, деятельности. В конечном итоге успешное будущее ребенка зависит от его личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в достижении желаемого результата в жизни, творчестве.
В конце учебного года, когда детский портфельчик "Росточек" наполняется полностью, старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами. Портфолио выпускников детского сада вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе.
Категория: Дошколенок | Добавил: kudrina_valentinka | Теги: Дошкольник, портфолио
Просмотров: 224 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 6:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru