Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Возможности личностно-ориентированных технологий в становлении субъектной позиции ученика
2016-02-14, 8:49 AM
Возможности личностно-ориентированных технологий в становлении субъектной позиции ученика
Современные ориентации и новые ценности образования, гуманистическая парадигма с личностно-ориентированной направленностью подводят нас к пониманию образования как деятельности, направленной на саморазвитии школьника, на оказание ему педагогической поддержки. То есть основой образовательного процесса становится сотворчество и сотрудничество учителя и ученика. И современный учитель как духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому в условиях перехода на 12-летнее образование призван развивать творческую, компетентностную и конкурентоспособную личность, способную жить в динамично развивающей среде, готовую к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Приступая к изучению проблемы: «Возможности личностно-ориентированных технологий в становлении субъектной позиции ученика», мною были выбраны и изучены теоретические основы личностно-ориентированных технологий, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка как субъекта, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития.
Ведущим мотивом в образовательной деятельности для меня стало мнением Бондаревского СВ.[1], который говорит о том, что каждого ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть. Необходимо проявлять эмпатическое отношение к каждому учащемуся, устанавливать доверительное, диалоговое общение. Учитывая, что не всякое взаимодействие является субъект - субъектным, мною были выбраны из педагогической литературы следующие критерии, отличающие субъекта в деятельности:
• Самостоятельное выдвижение цели и критериев её реализации.
• Возможность выбирать средства деятельности и планировать ход и его осуществление.
• Стремление к саморазвитию.
• Самостоятельное осуществление деятельности.
• Возможность корректирования деятельности.
• Осознание собственной уникальности.
• Получение индивидуального результата деятельности.
• Способность к рефлексии.
Использование личностно ориентированных технологий позволило, на мой взгляд, создать условия для проявления субъектной позиции учащихся.
Принцип субъектности присущ лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обобщению его субъектного опыта.
В работе над проблемой я использовала следующие педагогические идеи и теоретические подходы:
• Личностно ориентированное обучение Якиманской И. С. [2], которая ставит приоритет решения учебной задачи на личностном уровне, когда её решение переживается как личностная проблема.
• Личностный подход к учебной ситуации Серикова В. В.[3] , который предлагает использование трёх типов технологий:

1. Представление элементов содержания в виде разноуровневых личностно ориентированных задач.
2. Усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико -коммуникативной сферы, обеспечивающей субъектно - смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности.
3. Имитация социально - ролевых и пространственно - временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (игровые технологии).
• Теоретике - методологические основы Лукьяновой М И [4] , которая субъектную позицию ученика представляет и как цель, и как условие, и как результат образования. Ученик выступает как партнёр учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями и т.д., и предлагает создавать на уроке личностно ориентированные ситуации.
Изучив теоретическое содержание личностно ориентированного образования, я
пришла к выводу, что необходимо в образовательную деятельность включать
следующие компоненты:
- аксеологический, вводящий учащихся в мир ценностей;
- когнитивный, обеспечивающий учащихся системой научных знаний;
- деятельностно - творческий, формирующий у учащихся разнообразные способы деятельности, творческих способностей;
- личностный, обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивных способностей; формирование жизненных позиций.
Для создания субъектных отношений мною применяются в личностно-
ориентированной технологии игровые методы, которые являются одной из форм
развития субъектной позиции учащегося так, как:
-психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные
потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации;
-игра - свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых
интересов (А.Н. Леонтьев);
-способность включаться в игру не обязательно связана с возрастом человека, но в
каждом возрасте игра имеет свои особенности.
В классе предшкольной подготовки предпочтительны игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на
развитие числовых представлений, обучению счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит от:
- во-первых, систематического их использования;
- во- вторых, целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Работая по этой технологии, я убедилась в том, что игровые методы в обучении дают положительные результаты:
1. Происходит личностный рост участников через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, которые происходят в группе.
2. Развивается процесс самопознания.
3. Увеличивается стремление учащихся находить как можно больше возможностей выбора при встрече с различными жизненными трудностями и проблемами.
4. Растёт осознание учениками себя.
5. Ученики овладевают умениями рефлексии, анализа своего поведения.
Цель применения игровых технологии обучения в развитии устойчивого
познавательного интереса учащихся через разнообразие форм и методов обучения.
Используя в практической деятельности различные педагогические технологии, я
ставила основную цель - выявить особенности индивидуального развития и
субъектный опыт каждого ребёнка в образовательном процессе. Для этого я
создавала условия, в которых может проявиться потребность и готовность ученика к
самообразованию и самовоспитанию, развиться субъектность в отношении себя и
своего совершенствования.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Развивать гуманно - личностный подход к ребёнку в учебно - воспитательном процессе.
2. Использовать в своей работе ученье без принуждения.
3. Повышать учебную мотивацию учащихся, создавать атмосферу сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем.
4. Составить перспективный план индивидуального развития.
5. Уметь проектировать образовательную технологию в учебно -воспитательный процесс.
6. Развивать индивидуальность, уникальность, опираясь на субъектный опыт учеников.
Для реализации поставленных целей и задач я провела педагогические наблюдения, позволяющие видеть проявление субъектности учеников в комплексе, разносторонне, в динамике. Мониторинг помог каждому ученику определить своё поле деятельности, где он может самореализовываться и развиваться, достигая конкретных успехов.
Я начала работу с индивидуальной беседы с учащимися и родителями учеников с низкой мотивацией. Выяснила, по каким причинам дети не хотят ходить в школу. На родительских собраниях прочитала лекции «Надо ли ругать за плохую успеваемость?», «Семейный конфликт и дети». В классе создала наиболее комфортные условия для развития субъектной личности ( настольные игры, энциклопедии, развивающие игры, творческие работы) На занятиях учитываю познавательные склонности и возможности учеников. Прививаю стремление участвовать в учебной работе и быть самостоятельными в учении. Ответственным в выполнении поручения (сочинить историю; придумать загадку). Игровые моменты учат самоорганизации, формируют способность адекватно относиться к мнению окружающих, в том числе учителя. В учебной деятельности детям нравится быть «учителем» и проверять, правильно ли ученик выполнил работу.
Хорошо известно, что ничего так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Я стараюсь находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным. При изучении темы «Вода» по ознакомлению с окружающим миром я заставляю детей удивиться. «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ. Как это может быть? (ставится проблема) А теперь посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде (зимой)? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств». На занятиях математики в целях развития логического мышления предлагаю задачи, при решении которых ребёнок учиться производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. По обучению грамоте использую массу словесных игр. Собрались слова на «ай», Дружно водят каравай. И ты попробуй поиграй, придумай слова на «ай».
В учебно-воспитательном процессе должен главенствовать принцип контактности: «учитель -ученик - класс». Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания, т.е. формировать и стимулировать субъектную позицию учащихся. Для улучшения настроения и повышению мотивации использую в учебной деятельности Уроки - путешествия, Уроки - презентации, Урок - игра с использованием диапроектора, и интерактивной доски. На уроках Познание мира провожу уроки - путешествия «Путешествие по Астане», «Животный и растительный мир Казахстана», «Профессии родителей» «Живописные уголки Восточного Казахстана» с использованием интерактивной доски.
Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.
Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию — одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

ЛИТЕРАТУРА.
1 .Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика личности в гуманистических теориях и система воспитания. Ростов - Н/Д «Учитель» 1999г.
2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе М. Просвещение 1996г.
3. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика 1994 №5
4. Лукьянова М.И. Завуч, управление современной школой № 2 2006г.
5. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование; история и практика М КСП 2003г.
6. Пименова А.Ю. Учитель и ученик в роли деловых партнёров «Директор школы» 1997 г.
Категория: Дошколенок | Добавил: lorik_lit22
Просмотров: 154 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru