Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Консультация для родителей на тему: "ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ"
2016-09-11, 9:30 PM
ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справиться с ним самостоятельно. Поскольку воспитание характеризуется, прежде всего, определенными сторонами отношения родителей к детям, то именно родители могут создать необхо¬димые предпосылки для устранения страхов.
Для этого необходимо устранить:
-непонимание своеобразия личностного развития детей;
-неприятие ребенка, он должен быть желанным;
-несоответствие требований и ожиданий родителей воз¬можностям и потребностям детей;
-негибкость родителей в отношениях с детьми, которая вы¬ражается в фиксации страхов, предвзятости суждений, навязы¬вании мнений или несвоевременном отклике, либо недостаточ¬ном учете ситуации или момента;
-неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
-несогласованность отношений между родителями;
-аффектность - избыток родительского беспокойства, тре¬воги, страха;
-доминантность - приказной тон, использование репрес¬сивных мер, в том числе и физическое наказание;
-повышенная принципиальность, нетерпимость к слабостям
и недостаткам ребенка;
-недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей;
-противоречивость в отношениях родителей с детьми: эф¬фективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность доминантностью
С другой стороны, разрешить ребенку:
-побольше двигаться, особенно бегать;
-создать условия для интересных занятий;
-расширять круг общения ребенка: приглашать сверстни¬ков, научить общению с ними;
-использовать игру такого плана, в которой ребенок может
проявить такие качества, как смелость, ловкость;
-наполнить жизнь ребенка радостными позитивными пере¬живаниями (походы, экскурсии, посещение цирка, спектаклей, езда на велосипеде, санках, разные игры);
-проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблю¬дая принцип «абсолютного принятия»;
-постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, по¬хвал и собственного примера.
Поскольку воспитанием ребенка занимаются не только ро¬дители, но воспитатель детского сада, то он в значительной мере может помочь ребенку избавиться от многих нежелатель¬ных явлений, в том числе тревожности и страха. Все это воз¬можно только при осуществлении личностно ориенти¬рованной модели воспитания, которая имеет в виду следующее:
-установление контакта с ребенком, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему;
-создание условий для проявления творческих возможно¬стей ребенка и веры в свои силы и возможности;
-проявление терпения и педагогического такта;
-критический анализ результатов педагогического воздей¬ствия на воспитанников;
-взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, особенно с родителями и психологической службой.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Часто родители переживают из-за того, что их ребенок очень тревожный, пугливый, боится темноты, одиночества, собак, ре¬бят во дворе, одним словом, всего. Как же вести себя с тревож¬ными детьми? Как исправить ситуацию?
Родители в силах помочь маленькому «трусишке» вырасти смелым, активным, а не мнительным занудой с манией пресле¬дования и заниженной самооценкой. Причем от вас не потребу¬ется для этого титанических усилий. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете малыша на неудачу, а, следовательно, на снижение самооценки.
Воспитывая методом «кнута и пряника», предпочтение отда¬вайте «прянику». Вспомните себя в возрасте сынишки или до¬ченьки. Как часто вам, наверное, хотелось услышать: «У тебя это получится!», «Ты это умеешь делать хорошо!», «Молодчина!».
И еще... Никогда не сравнивайте ребенка с кем-либо, тем бо¬лее, если сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами или неудачами ребенка. («Се¬годня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Сегодня ты постарался меньше, чем вчера, поэтому у тебя получилось хуже. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».) Опти¬мистичные прогнозы «на завтра» не дают повода ребенку счи¬тать себя безнадежным.
Играем в темноте.
Многие дошкольники боятся входить в темную комнату. Просят включить свет, умоляют маму или папу остаться с ними на ночь. Поначалу кажется, что ничего страшного в этом нет. Но если ребенок устраивает истерику или перестает нормально спать, мы начинаем хвататься за голову. Что делать? Как нау¬чить малыша перестать бояться темноты? Попробуйте поиграть с ребенком... в темноте.
Не отменяйте прогулок с ребенком после наступления темноты (конечно, если это не опасно). Дети, освоившись с не¬ярким освещением улицы, легче привыкнут к такому свету и дома.
Поиграйте с ребенком вместе в полутемной комнате с приоткрытой дверью - пусть по сюжету наступит ночь, и пу-тешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра (ими могут быть и кубики, и подушки от дивана).
Принесите в спальню карманный фонарик, зажгите его и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви и притвори¬те дверь. Фонарик - прекрасное средство для ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развить на¬выки управления собственными движениями. Вот неполный список того, чему еще могут научиться дети, играя в спальне с карманным фонариком. Если взять в руку фонарик и быстро вращать им, получается нечто вроде маленькой мельницы. Мож¬но освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускать вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках, соз-давать на полу нечто вроде улитки, поднимая фонарь - умень¬шать круг света, опуская - увеличивать его.
Придумайте сказку про мальчика, игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет стыдно за свой страх, и они изо всех сил попытаются его преодолеть. Если малыш почувствует, что он не одинок в своем страхе, ему легче будет «раскрыться».
Скажите, что его любимая игрушка боится темноты боль¬ше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со страхом.
Устройте несложный «театр теней», поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за нее и попросите малыша угадать, какие движения вы делаете.
Потанцуйте вместе с ребенком в полутьме с приоткрытой дверью или в свете фонарика. Двигайтесь под музыку или без, под медленные и быстрые мелодии, под музыку, прерываемую короткими моментами тишины.
Вместе с малышом погримасничайте перед зеркалом, ос¬вещая лица фонариком. «Наведите» фонарик на свое ухо, ногу, руку, предложите ребенку, глядя на ваше отражение, сделать то же самое у себя. В конце такого эксперимента предложите ребенку порисовать на темы ночи и сна, вместе сочините колыбельную песенку, смастерите кроватку для куклы-трусишки которая боится темноты.
И рисуйте, рисуйте вместе!
Пусть все негативные эмоции малыша останутся на бумаге, а в жизни он будет жизнерадостным и бодрым, даже в кромеш¬ной темноте!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При чрезмерной податливости к страхам, зави¬симости от них меняется поведение человека вплоть до эмоцио¬нального паралича.
Устойчивые страхи - это такие страхи, с которыми не мо¬жет справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появ¬лению нежелательных черт характера. Подавляющее большин¬ство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Если страхи имеют заостренное течение или сохраняются длительное время, то это служит сигналом не¬благополучия, говорит о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них са¬мих страхов, конфликтных отношений в семье.
Возникновение страхов в большинстве случаев - это вина самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления, оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы по¬ведения, их отношение к миру, ко взрослым, сверстникам-
И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является ос¬новой нервно-психического здоровья ребенка.
Что такое страх, как предупредить его у детей - это повод для разговора.
СТРАХ основан на инстинкте самосохранения. Страх - это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показате¬лях артериального давления.
ТРЕВОГА также имеет эмоциональный компонент в виде чувства беспокойства и волнения. Часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно спрогнози¬ровать.
На возникновение опасности каждый человек реагирует по-своему. Выделим несколько типичных ответных реакций.
Предупреждающей страх реакцией является агрессия на фи¬зическом, словесном и воображаемом уровне. В ряде случаев агрессивный ответ не представляет собой отклонения от нормы и имеет целью защиту себя от агрессии со стороны обидчика.
Агрессивный ответ на словесном уровне представлен в виде брани.
На воображаемом уровне - в проявлении ненависти, злобы, либо неприязни, раздражении.
Страх можно не осознавать, быть к нему безразличным. По¬добное восприятие страха встречается как при высоком уровне саморегуляции и развития волевых качеств, так и при эмоцио¬нальном или интеллектуальном недоразвитии. Кроме того, страх может не возникать потому, что не имеет аналогов в жизненном опыте человека.
Вам, наверное, приходилось сталкиваться с детьми, которые ничего не боятся. Это полная противоположность детям, испы¬тывающим страх. Но почему же тогда они становятся пациентами психотерапевтов? И у тех, и у других детей есть одна общая черта - у них нарушен инстинкт самосохранения. У детей со страхами он преувеличен, у «бесстрашных» снижен или от¬сутствует вовсе.
Самым распространенным способом реагирования на опас¬ность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремле¬ние избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизо¬ляции от нее.
Последствия страха.
Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам». Нет ни одной психиче¬ской функции, которая бы под воздействием страха не претер¬пела бы изменений. Положительные эмоции исчезают. Вместо них развивается хроническое эмоциональное напряжение (об¬щая заторможенность, слабость, усталость, но вместе с тем импульсивность, внезапно возникающие, трудно предсказуемые действия). Например, один тихий послушный мальчик 6 лет, на¬ходясь в больнице, случайно разбил градусник. Ребята сказали, что медсестра накажет его. Страх перед этим у исполнительно¬го, а фактически боящегося мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и про¬глотил.
Страх, как мина замедленного действия, подрывает уверен¬ность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчи¬вость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы че¬ловек не может эффективно бороться, отстаивать свои права, он заранее готовит себе поражение, настраивает себя на неудачу, убеждаясь все больше и больше в своей никчемности, неспособ¬ности ни к чему.
Но самое главное, взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем-женой, отцом-матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои тревоги, страхи ре¬бенку.
Страх уродует и мышление. Оно становится скованным бес¬конечными опасениями, предчувствиями, сомнениями, теряет свою гибкость. Из-за боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как требуют, уменьшается познавательная активность. Все новое воспринимается с настороженностью, все поведение носит пассивный, излишне осторожный характер.
При длительно действующем страхе, искажающем эмоцио¬нально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не относятся, как раньше, не понимают, осуждают. А это уже говорит о мнительности.
Почему в детстве страх - одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта нет.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, ро¬дители должны принимать причины их появления. Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстника¬ми, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка (или в результате испуга). В первом случае речь идет о внушен¬ных страхах, во втором - личностно обусловленных, в третьем о ситуационно возникших страхах.
Страхи, возникающие в результате заражения страхом или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения к нему отношения родителей. Во всех случаях смотреть на страхи надо не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, положительный пример родителей, самокритичное признание ими своих недостатков и их преодоление, перестройка отноше¬ний с ребенком, гибкость и непосредственность, уменьшение тревожности и строгости создают предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, ругать, а тем более наказы¬вать ребенка за то, что он боится, как и за то, что он стал таким беззащитным и несчастным, поскольку ребенок во всем зависит от родителей, и они несут ответственность за его будущее.
Любовь к детям - лучшее лекарство, условие их спокойствия. Если ребенок чувствует, что он защищен от любой опасности вашей разумной любовью, то оснований для развития страхов стано¬вится значительно меньше. Не стесняйтесь проявлять нежность, участие, понимание, принимайте ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми. Никакого насилия, угроз, физических наказаний.
Когда вы пользуетесь силой, ребенок подчиняется вам из страха. Потом вы, конечно, помиритесь, но страх останется в сознании маленького человека и может проявиться по любому другому поводу.
Объяснять, что страх - нелепость, бессмысленно. Разговоры только усугубят ожидание страшного.
Лучше разрешить ребенку больше бегать, приглашать в гости его друзей, помочь ему научиться общаться с ними, по¬лезно использовать игру, в которой ребенок проявит себя как сильный, смелый защитник.
Родителям важно понять, что страх - не каприз, не слабость (как иногда думают отцы), а серьезная проблема. Это беда, с ко¬торой надо сражаться, и иногда в первую очередь с собой, На¬чать надо с того хотя бы, чтобы изменить отношение к ребенку, дать ему больше свободы, а мешать этому может ваша негиб¬кость, предвзятость в восприятии детей, непроизвольный пере¬нос своих тревог, страхов и проблем. Родители должны пони¬мать, как их отношение к ребенку влияет на него.
Так, если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нере¬шительны, то число страхов может быть максимальным (нет опоры у ребенка в ближайшем окружении).
Достаточное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги. В этом случае одновременно со страхами нараста¬ет и возбудимость детей.
Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать роди¬тельским требованиям.
Есть родители, которые требуют обещания исправиться, стыдят.
Всё это - непосильное физическое и психическое закалива¬ние, игнорирующее реальные возможности детей, их психофи¬зическое развитие, темперамент, особенности формирования характера. Такие требования неприемлемы, бесполезны, а в худ¬шем случае - только способствуют усилению страхов.
С возрастом происходит интеллектуальная переработка стра¬хов, они теряют наивно-детский характер. Упоминание о Бабе Яге вызовет дрожь у 4-летнего, а подросток рассмеется. Однако этот же подросток может бояться родителей, насмешек со сто¬роны сверстников, стихийных бедствий.
Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детст¬во, из которого он ушел раньше времени. Достигается это раз¬нообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много весе¬лья и музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами. Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадая в детство, становятся непосредственными в отношениях с деть¬ми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрыва¬ние сказок способны создать условия для детства, не омрачен¬ного страхами, с которыми не может справиться ребенок.
Ребенок идет в школу, и начинается новая угрожающая си¬туация. Главная трудность в это время состоит в умении соеди¬нить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом с ними эмоциональный контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление обо¬рачиваются страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и пора¬жений, неуверенностью в себе. Тогда полное устранение стра¬хов, пропитанных тревожностью, становится непростой задачей и подразумевает активную перестройку многих аспектов семей¬ных отношений и обязательное участие сверстников в жизни ребенка.
Существует много «невидимых страхов», остающихся тлеть в душе ребенка и готовых вспыхнуть в любой подходящий для этого момент. Это такие страхи, которые часто отрицаются детьми, но определяются матерями. Другими словами, это стра¬хи, в которых не любят признаваться.
Нелегок путь самопознания и самовоспитания, но это един¬ственный путь для того, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.
Наша беседа подошла к концу. Она поможет вам не только преодолеть страхи у детей, но также заставит задуматься о себе, о ваших взаимоотношениях в семье, проанализировать свои по¬ступки, методы воспитания (что само по себе является лучшей профилактикой появления страхов). Это необходимо потому, что здоровье ваших детей, а значит, и будущее всех нас в ваших руках, родители.
Категория: Дошколенок | Добавил: irina201012
Просмотров: 72 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 6:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru