Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Работа с родителями в ДОУ
2016-10-16, 11:51 AM
Организация методической работы с родителями в ДОУ
(Путешествие в страну добрых отношений)

«Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми». (С. Соловейчик)
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в дошкольное учреждение. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. А родители должны быть активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение. С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи».
Данный проект разработан с целью повышение уровня педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы работы, сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истину: “Слова учат, а пример заставляет подражать”.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта:
- формировать у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ;
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повысить педагогическую культуру родителей;
-развить творческие способности детей и родителей.
Участниками данного проекта являются педагоги, работающие в дошкольном учреждении, воспитанники (дети 5-6лет) и их родители.
Свою работу мы планируем провести в трех направлениях. Первое направление касается работы с педагогами: оценка профессиональных умений воспитателей по организации работы с родителями, создание условий, планирование работы с родителями, анализ состояния взаимодействия специалистов ДОУ с родителями. Второе направление - изучение нетрадиционных форм работы с родителями и внедрение их в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Оба направления деятельности способствуют созданию общими усилиями родителей и педагогов благоприятных условий пребывания детей в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется в различных видах работы. Педагогический совет в виде деловой игры «Дерево мудрости», в ходе которого воспитатели делятся своим положительным опытом в работе с родителями через презентации, групповые работы. Педагогическая копилка «Аукцион идей», где копится и впоследствии обсуждается опыт работы других дошкольных учреждений по работе с родителями. Оформление уголка для родителей с информацией познавательного характера с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
Познавательные: семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Информационно – аналитические: анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки.

Таблица №1-Примерный тематический план

Месяц Мероприятие Цель мероприятия Участники мероприятия Ответственный
Сентябрь 1 Оформление уголка для родителей с информацией по организации воспитательно-образовательного процесса

2Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказания практической помощи семье.

Выявить трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребёнка. Воспитатели, родители

Психолог,
воспитатели, родители Воспитатели

Психолог,
воспитатели
Октябрь 1Педагогический совет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"

2Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников.

Знакомство с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. Методист, воспитатели, специалисты

Воспитатели, родители Методист

Воспитатели
Ноябрь 1Педагогическая минутка «Аукцион идей»

2 Конкурс поделок
«Дары Осени» Изучение опыта работы по данному направлению

Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Методист, воспитатели, специалисты

Родители и дети Методист

Воспитатели
Декабрь 1 Родительское собрание
«Мастер-класс»

2Развлечение «Зимушка-зима»
Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей (презентации)

Привлечение родителей в организации и проведении праздника (роли, атрибуты, подарки) Воспитатели, родители

Родители, дети, воспитатели, музрук Воспитатели

Воспитатели, родители
Январь 1 Консультация для воспитателей
«Формы работы с родителями»

2конкурс между группами «Снежные фигуры» Познакомить с видами семейных газет. Составление тематики семейных газет

Сплочение родительского коллектива Методист, воспитатели, психолог

Родители, воспитатели Методист, психолог

Воспитатели
Февраль 1 Развлечение «Проводы зимы»

2 Семейные газеты
«Зимние забавы» Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятий

Обобщение опыта семейных досугов Родители, дети, воспитатели, музрук, физрук

Родители, дети Музрук, воспитатели, физрук

Воспитатели
Март 1 Родительское собрание
«Мини-эксперимент»

2Театрализация. Сказка «Как весна искала дорогу в детский сад» Включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей
( интерес, любопытство).

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и родителями в процессе совместной деятельности; Воспитатели, родители

Воспитатели, родители, дети Воспитатели

Воспитатели, музрук
Апрель 1Памятка для родителей
«Мечты ребенка»

2Конкурс поделок
«Первые цветы» Помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения

Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Воспитатели

Родители, дети Воспитатели

Воспитатели
Май 1Спортивное развлечение
«Если хочешь быть здоров -закаляйся» Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развивать интерес к спортивно – массовым мероприятиям, приобщать семью к здоровому образу жизни; формировать у детей любовь и уважение к родителям. Воспитатели, физрук, родители Воспитатели, физрук

Реализация поставленных целей будет способствовать осуществлению дифференцированного подхода к организации деятельности ДОУ с родителями во время проведения совместных запланированных мероприятий.
Мы разработали критерии, которые отражают уровень «включенности» родителей в образовательный процесс. На начальном этапе эти критерии отражали количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
На следующем этапе для нас стали важными качественные показатели, а именно: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ качественных показателей, в основе которого лежит наблюдение, позволил определить три группы родителей:
• родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
• родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
• родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
• активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
• заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
• равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Это происходит по нескольким причинам:
1. не желание что-то менять;
2. устойчивые штампы в работе;
3. большая затрата времени на подготовку и т.д.
4. не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
5. при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
6. довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
4. у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
Категория: Дошколенок | Добавил: lorik_lit22
Просмотров: 98 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru