Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок

Работа с родителями в ДОУ
2016-10-16, 11:51 AM
Организация методической работы с родителями в ДОУ
(Путешествие в страну добрых отношений)

«Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми». (С. Соловейчик)
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в дошкольное учреждение. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. А родители должны быть активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение. С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи».
Данный проект разработан с целью повышение уровня педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы работы, сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истину: “Слова учат, а пример заставляет подражать”.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта:
- формировать у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ;
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повысить педагогическую культуру родителей;
-развить творческие способности детей и родителей.
Участниками данного проекта являются педагоги, работающие в дошкольном учреждении, воспитанники (дети 5-6лет) и их родители.
Свою работу мы планируем провести в трех направлениях. Первое направление касается работы с педагогами: оценка профессиональных умений воспитателей по организации работы с родителями, создание условий, планирование работы с родителями, анализ состояния взаимодействия специалистов ДОУ с родителями. Второе направление - изучение нетрадиционных форм работы с родителями и внедрение их в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Оба направления деятельности способствуют созданию общими усилиями родителей и педагогов благоприятных условий пребывания детей в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется в различных видах работы. Педагогический совет в виде деловой игры «Дерево мудрости», в ходе которого воспитатели делятся своим положительным опытом в работе с родителями через презентации, групповые работы. Педагогическая копилка «Аукцион идей», где копится и впоследствии обсуждается опыт работы других дошкольных учреждений по работе с родителями. Оформление уголка для родителей с информацией познавательного характера с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
Познавательные: семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Информационно – аналитические: анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки.

Таблица №1-Примерный тематический план

Месяц Мероприятие Цель мероприятия Участники мероприятия Ответственный
Сентябрь 1 Оформление уголка для родителей с информацией по организации воспитательно-образовательного процесса

2Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказания практической помощи семье.

Выявить трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребёнка. Воспитатели, родители

Психолог,
воспитатели, родители Воспитатели

Психолог,
воспитатели
Октябрь 1Педагогический совет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"

2Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников.

Знакомство с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. Методист, воспитатели, специалисты

Воспитатели, родители Методист

Воспитатели
Ноябрь 1Педагогическая минутка «Аукцион идей»

2 Конкурс поделок
«Дары Осени» Изучение опыта работы по данному направлению

Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Методист, воспитатели, специалисты

Родители и дети Методист

Воспитатели
Декабрь 1 Родительское собрание
«Мастер-класс»

2Развлечение «Зимушка-зима»
Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей (презентации)

Привлечение родителей в организации и проведении праздника (роли, атрибуты, подарки) Воспитатели, родители

Родители, дети, воспитатели, музрук Воспитатели

Воспитатели, родители
Январь 1 Консультация для воспитателей
«Формы работы с родителями»

2конкурс между группами «Снежные фигуры» Познакомить с видами семейных газет. Составление тематики семейных газет

Сплочение родительского коллектива Методист, воспитатели, психолог

Родители, воспитатели Методист, психолог

Воспитатели
Февраль 1 Развлечение «Проводы зимы»

2 Семейные газеты
«Зимние забавы» Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятий

Обобщение опыта семейных досугов Родители, дети, воспитатели, музрук, физрук

Родители, дети Музрук, воспитатели, физрук

Воспитатели
Март 1 Родительское собрание
«Мини-эксперимент»

2Театрализация. Сказка «Как весна искала дорогу в детский сад» Включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей
( интерес, любопытство).

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и родителями в процессе совместной деятельности; Воспитатели, родители

Воспитатели, родители, дети Воспитатели

Воспитатели, музрук
Апрель 1Памятка для родителей
«Мечты ребенка»

2Конкурс поделок
«Первые цветы» Помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения

Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Воспитатели

Родители, дети Воспитатели

Воспитатели
Май 1Спортивное развлечение
«Если хочешь быть здоров -закаляйся» Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развивать интерес к спортивно – массовым мероприятиям, приобщать семью к здоровому образу жизни; формировать у детей любовь и уважение к родителям. Воспитатели, физрук, родители Воспитатели, физрук

Реализация поставленных целей будет способствовать осуществлению дифференцированного подхода к организации деятельности ДОУ с родителями во время проведения совместных запланированных мероприятий.
Мы разработали критерии, которые отражают уровень «включенности» родителей в образовательный процесс. На начальном этапе эти критерии отражали количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
На следующем этапе для нас стали важными качественные показатели, а именно: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ качественных показателей, в основе которого лежит наблюдение, позволил определить три группы родителей:
• родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
• родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
• родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
• активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
• заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
• равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Это происходит по нескольким причинам:
1. не желание что-то менять;
2. устойчивые штампы в работе;
3. большая затрата времени на подготовку и т.д.
4. не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
5. при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
6. довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
4. у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
Категория: Дошколенок | Добавил: lorik_lit22
Просмотров: 1234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 9:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru