Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

«Транспортный комплекс. Социальный комплекс: отрасли социальной инфраструктуры»
[ · Скачать удаленно () ] 2013-03-12, 10:51 AM
Ход урока:
I. Орг. момент
- Здравствуйте, садитесь! Приготовьтесь к уроку, достаньте все необходимые предметы.
Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника «Инфраструктурный комплекс». Обратите внимание на доску - тема нашего сегодняшнего урока «Транспортный комплекс. Социальный комплекс: отрасли социальной инфраструктуры». Запишите тему урока в тетради. План нашего урока:
1. Знакомство с понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот», «пропускная способность», «магистраль», «рекреация», «рекреационные ресурсы», «рекреационные районы» и «культурное наследие»;
2. Изучить особенности отдельных видов транспорта
3. Рассмотреть взаимосвязь жизнедеятельности общества и развития инфраструктуры.

II. Изучение новой темы
До сих пор вы изучали географию производственной сферы. Кроме нее есть большая группа отраслей, которая обслуживает материальное производство и население. Они составляют обслуживающий, или инфраструктурный комплекс.
Инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: слайд № 3
Ребята зарисуйте схему в тетради.
1. Коммуникационная система (транспорт и связь)
2. Сфера обслуживания (общественная / социальная инфраструктура)
Главные отрасли социальной инфраструктуры – здравоохранение, образование, торговля, организация отдыха населения и др.
Транспорт – основа работы всей экономики. Гл. задача - перевозка грузов и пассажиров внутри страны. Его роль в такой огромной стране как Казахстан, особенно велика.

Слайд 4. Запишите в тетради.
Функции транспорта:
- обеспечивает производственный процесс;
- связывает предприятия, отрасли и регионы
- перевозит внешнеторговые грузы
- обслуживает население.
Транспорт включает в себя 4 составные части транспорта:
- транспортные средства
- пути
- организации
-погрузочно-разгрузочные пункты
Ребята, откройте учебник на странице 194 рис 113«Виды транспорта».
- Рассмотрите рисунок, как подразделяется транспорт по назначению. Назовите основные виды транспорта.
Работу транспорта измеряют двумя показателями:
1. Количество перевезенных грузов и пассажиров (т/км, чел/км) (слайд 5)
2. Пассажирооборот и Грузооборот – количество перевезённого груза на определенное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год)
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение пассажирооборота.
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс, но у него есть нерешенные проблемы: (слайд 6)
1. Недостаточное имеющихся путей сообщения
2. Их невысокое качество
3. Небольшая пропускная способность
Используется много устаревших транспортных средств. Поэтому возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и не успевающим за ней транспортным комплексом.
Ребята, а теперь, давайте дадим характеристику видам транспорта:
1. Наземный / сухопутный транспорт в нашей стране ключевой. Большое значение имеет ж/д транспорт. (слайд 7)
Ж/д – это каркас всей транспортной системы Казахстана. Характеристика: (слайд 8)
- скорость движения незначительна
- стоимость перевозок невелика
- транспорт дальних расстояний
- самый универсальный
Для развития ж/д транспорта необходимо:
- строительство новых дорог
- электрификация, увеличивающая пропускную способность
- создание скоростных магистралей (главное направление, основная линия путей сообщения)
- контейнеризация перевозок.

Автомобильный транспорт – связующее звено транспортной системы. (слайд 9)
Характеристика:
- транспорт коротких расстояний
- скоростной
- самый маневренный
- дорогой
- экологически грязный.
Основной загрязнитель воздуха в крупных городах –
один бензиновый двигатель на 1000 л сожжённого топлива выбрасывает:
- 200 кг окиси углерода
- 20 кг окислов азота
- 25 кг углеводородов
- 1 кг сажи
- 1 кг сернистых соединений
Для развития автомобильного транспорта необходимо: (слайда 10)
- реконструкция действующих и строительство новых магистралей строительство дорого в сельской местности.

Не стоит забывать об узкоспециализированных видов сухопутного транспорта: (слайд ___)
трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы) и электронный (передает электроэнергию по проводам ЛЭП) и городской электрический транспорт (трамваи, троллейбусы).

2. Водный транспорт – работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование. (слайд 12)
Характеристика:
- небольшая скорость движения
- часто сезонная работа
- судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении

Морской транспорт осуществляет внешнеторговые связи. Самый молодой и динамично развивающийся. (слайд 13)
Главные морские «ворота» страны – незамерзающий торговый порт Актау.
Речной транспорт – самый зависимый от природных условий. (слайд 14)

3. Воздушный транспорт: (слайд 15)
- самый быстрый и самый дорогой.
Главная специализация: перевозка пассажиров на дальние расстояния. Главная воздушная гавань страны – г. Алматы (современный аэропорт).
В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы (пересечение дорог, где производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой). (слайд 16)

4. Связь – это звено коммуникационной системы, включает почтовую связь и телекоммуникации.
Основная задача – передача информации.
(слайд 17)
Почта - старейшая отрасль звена.
Создание оптико-волоконных линий включают нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Ее отставание частично компенсирует беспроводная связь – пейджинговая и сотовая. Сотовых телефонов в стане больше, чем городских. Большое значение имеет спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета. (слайд 18)

Итак, жизнедеятельность общества невозможна без наложения инфраструктуры. (слайд 19)
В ней важную роль играет коммуникационная система – транспорт и связь. Для транспортного комплекса важнейшая задача – совершенствование транспортной сети, а для связи – развитие современных, наукоемких ее видов.

- Ребята, давайте еще раз вспомним нашу схему. Обратите внимание на доску. Слайд 3-20
Мы с вами знаем, что инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: коммуникационной системы (транспорт и связь) и социальной инфраструктуры. Главная задача социальной инфраструктуры – оказывать услуги населению. Это сложный комплекс, включает около 30 отраслей. (слайд 21)
Главный фактор размещения социальной инфраструктуры: населенческий (размещение населения).
Отрасли соц. инфраструктуры: (слайд 22)
1. торговля – продает населению потребительские товары. Главные показатели работы торговли – ее объем (товарооборот) и структура.
2. предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, ремонт техники, обуви, одежды и др.) концентрируются в основном в городах.
3. В защите людей от болезни (слайд 23)
ключевую роль играет здравоохранение. Главные центры – в городах Алматы, Астана, Караганда и Семипалатинск.
4. самая большая отрасль социальной сферы по числу вовлеченных в нее людей – образование.
5. организация отдыха населения – деятельность людей (туристов) или организаций (турагенства, гостиницы). Отдых направлен на рекреацию – восстановление.
Условия рекреации: (слайд 24)
- достаточные доходы
- рекреационные ресурсы
- рекреационное хозяйство (гостиницы, дома отдыха, турбазы, санатории)
Давайте запишем определение термину Рекреационные ресурсы» - (слайд 25)
это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Бывают двух видов:
- природно - рекреационные (водоемы, леса, горы)
- культурно – исторические (древние городища, мавзолеи. Крепости, храмы, наскальные рисунки и др.)
В зависимости от состава рекр-х ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. Так формируются рекреационные районы (слайд 26) – территории, отличающиеся своей специализацией. Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены.

На востоке страны – (слайд 27) это гора Белуха, оз. Кокколь, Маркоколь, Алаколь. Культурная столица края Семипалатинск. Особо выделяют 2 туристических объекта – музей Невзоровых («казахстанский эрмитаж») и новый подвесной мост (первый в СНГ и один из 17 в мире)

Рекреационные богатства юга страны (слайд 28) – легендарный пик Хан – Тенгри, удивительной красоты Чарынский каньон, «Поющие барханы», высокогорный каток Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. На юге были открыты всему миру «Золотой человек», наскальные рисунки Тамгалы, внесенные в Список ЮНЕСКО. Музеи – заповедники «Памятники древнего Тараза» и др.

В центре Казахстана – (слайд 29) находятся озера Карасор и Балхаш, горно-лесной массив Каркаралы, являющийся нац. парком.

Север страны – (слайд 30) родина первого нац. парка – Кокшетауский, первого курорта – Боровое. Он и сейчас один из главных районов лечебного туризма. Курорт Моилды и его знаменитое грязелечение, океанариум и др.
На западе – (слайд 31) тоже немало интересных природных объектов – метеоритный кратер в Актюбинской обл, впадина Карагие, чинки Устюрта, Каспийское оре и др.
Это лишь малая часть рекреационных богатств нашей страны, они восхищение не только казахстанцев, но и иностранных туристов.(слайд 32)

Итак, (слайд 33) отрасли социальной инфраструктуры составляют самый крупный и трудоемкий комплекс. От него во многом зависят социальное благополучие страны и перспективы ее развития. Географию этого комплекса определяет потребительский фактор – размещение населения.

III. Закрепление изученного материала.
( Мозговой штурм) (слайд 34)
Для закрепления новой темы предлагаю вам, ребята, ответить на вопросы. Обратите внимание на доску.
1. Самый быстрый транспорт - …
2. крупный по объему перевозимых товаров - …
3. дорогой - …
4. крупный по числу перевозимых пассажиров - ...
5. крупный по грузообороту - …
6. экологически «грязный» - …
7. дешевый - …
8. подверженный влиянию природных условий - …
9. универсальный - …
10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

IV. Домашнее задание. Открываем дневники, записываем Д/З: (слайд35)
§ 17, § 18
Выучить все новые термины, подготовится к опросу на след. уроке.
Самостоятельно дома выполнить практическую работу
Категория: География | Добавил: dinaratt | Теги: виды транспорта, инфраструктура, транспортный комплекс, экономическая география
Просмотров: 5062 | Загрузок: 636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 2:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru