Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Экологические проблемы Казахстана
2014-08-23, 4:11 PM
Учитель географии второй квалификационной категории Кабденова Ардак Сериковна.
Акмолинская область, Зерендинский район с. Чаглинка
Класс: 8 б Тема: Экологические проблемы Казахстана.
Цель: научить учащихся оценивать , анализировать экологическую ситуацию в Казахстане.
Задачи: формирование знаний учащихся о экологически неблагоприятных территориях республики; научить учеников самостоятельному поиску путей решения сложившихся проблем; развивать у учащихся активность, умение анализировать, защищать свою точку зрения; экологическое воспитание.
Методы: наглядный, исследовательский
Оборудование: учебник, флипчарты, раздаточный материал.
Ход:
1. Орг.момент. Вступительное слово учителя. «Здравствуй, планета Земля!» Доброе утро всем присутствующим на уроке! Поприветствуем друг друга как все земляне. Тренинг «Приветствие»
Девизом нашего урока сегодня мы возьмём слова В. Каверина «Бороться, искать, найти и не сдаваться».
ВЫЗОВ
2. Мозговой штурм. Почему происходят изменения на Земле?
ОСМЫСЛЕНИЕ
3. Работа в парах. Задание: составьте список экологических проблем Земли.
Выделите из списка экологические проблемы Казахстана. (комментарии, пояснения)
Природные компоненты взаимосвязаны между собой, то становится ясно, что изменение одной части приводит к преобразованию другой. Поэтому человек должен предвидеть последствия своей деятельности.
Отрицательные последствия воздействия человека на природные комплексы не всегда являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их- ошибки в технических и .научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния их на природу. Например, ученые установили, что внесение в почву минеральных удобрений без учета количества атмосферных осадков и влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы и к загрязнению рек и водоемов. А это не только потери затраченного труда и сырья, энергии, но и загрязнение воздуха, почвы, ухудшение качества воды. Пренебрежение природными особенностями региона при строительстве водохранилищ приводит к заболачиванию территории, изменению почвенного, растительного покрова и микроклимата данной местности.
Проблемы рационального и эффективного использования природы, ее охрана и благоустройство должны рассматриваться комплексно.

В республике существует множество проблем, требующих незамедлительного решения. Это проблемы Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш.
Приведу 2 примера отрицательного воздействия человека на окружающую среду.
№ 1 внесение удобрений в почву без учета количества атмосферных осадков и влажности почвы приводит к загрязнению воды в водоемах, реках.
№ 2 при строительстве водохранилища происходит заболачивание территории, изменению почвенного, растительного покрова и микроклимата данной местности.
4. Ознакомить учащихся с критериями оценивания проекта.
1. Оформление – 1 Б.
2. Содержание – 1 Б.
3. Новизна -1 б
4. Защита – 1 б.
5. Деление на группы «Метод Джиксо». Групповая работа: каждая группа получает названия Балхаш, Арал, Каспий и должна найти пути решения их проблем.

Группа I
Экологические проблемы озера Балхаш.

Причины

Следствия
Строительство на реке Или 1. Уровень воды снизился на 2 м.
в1970 г Капчагайского водохрани-
лища
Затопление территории 2. Причинен ущерб ондатровому,
рыбному и сельскому хозяйствам.
Высыхание устья реки Или 3. Снижение уровня озера.
за счет посевов риса, требующих
орошения.
На побережья озера построен и 4. Озеро загрязнено производствен-
работает Балхашский медеплавиль- ными стоками. Комбинат
ный комбинат ежегодно использует 59 млн. м3
воды, которая возвращается
без очистки в озеро.
В составе воды возросло
содержание меди в 14 – 54 раз,
дне образовался осадок из
молибдена, цинка, уничтожающего
всё живое

Пути решения проблемы.
Экологическая положение Балхаша тревожит общественность РК.
Казахстанские ученые организовали международный экологический форум «Балхаш 2000». Намечены меры по исследованию этого региона.
Группа II
Экологические проблемы Каспийского моря.

Причины
С 1978 года повышается уровень Каспийского моря.
На Прикаспийской низменности и со дна моря добывают нефть и газ.
Хищнический отлов осетровых рыб.

Следствия
Возникла опасность затопления многих нефтяных промыслов (Каламкас, Каражанбас).
Сернистый газ, входящий в состав нефти приносит вред природе (Тенгизское месторождение – 20%)
При отливе остатки нефти попадают в море, нарушая чистоту морской воды. Из – за этого обнаружены болезни у белуги, осетра, усача.
Особи не успевают достичь 18 летнего возраста в котором начинают нереститься. Уже через 5 лет мы можем потерять осетра навсегда. Гибнут килька, тюлени.(Выпущена стен газета)

Пути решения проблемы.
Министерством охраны окружающей среды РК осуществляется экологическая экспертиза мониторинг и контроль при проведении геологоразведочных работ в Казахстанском секторе Каспия. Используется передовые технологии.
Сосредоточены интересы 5-ти Прикаспийских государств.

Группа III
Экологические проблемы Аральского моря.
Причины
Хозяйственная деятельность людей: орошение полей водами Сырдарьи.
Следствия
Уровень Арала снизился на 13 – 18 м.
Озеро разделилось на две части.
Дно осушено и на территории образовались солончаки общей площадью 25 тыс. га.
Кристаллы соли поднялись ветром в атмосферу и были обнаружены в Норвегии, Гренландии, Беларуси, на Памире.
Вода отошла от берегов на 100 км.
В связи с ухудшением экологических условий население Приаралья переезжает в другие места.
Пути решения проблемы
Поэт Мухтар Шаханов создал международную организацию «Арал - Балхаш»
1989 г- Международный форум, на котором принято обращение поэтов «XX век, мир и экология». Приняли участие многие поэты зарубежных стран.

6. Защита проектов. Взаимооценивание.

Группа Оценка других групп (баллы)
Балхаш
Арал
Каспий

7. Презентация «Глоб. эколог. проблемы». Обсуждение.
8. РЕФЛЕКСИЯ. Чему научился на уроке? Что узнал нового на уроке? Что из изученного на уроке пригодится тебе в жизни?
Какое можно сделать заключение?
Поэт М.Дудин написал поэтому поводу «Очень простые стихи»
Как яблоки на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас!
Д/З п. 51 составить кластер по теме.
Категория: География | Добавил: Ардаша
Просмотров: 895 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru