Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению на уроках географии».
[ Скачать с сервера (21.4Kb) ] 2015-01-07, 12:30 PM
В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений - навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.
Перед школой и учителями встает новая задача: создать условия для успешного саморазвития ученика. Традиционное преподавание, при котором учитель играл ведущую роль на уроке, себя уже изживает. На данное время учитель и ученик должны стать сотрудниками. Характер деятельности учителя - роль организатора, консультанта, помощника, наставника. Характер и стиль взаимодействия - диалогический, открытый, демократичный, рефлексивный. Учитель – создает условия, чтобы дети учились сами.
Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетентностями, средствами, помогающими организовать самообразование. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности.
Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышления, рассуждения (Руководство для учителя).
Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, потом размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате которой появляется оценка полученной информации. Внедрение данной технологии в систему конкретных методических стратегий и приемов, направляет на достижение определенных образовательных результатов:
 стремление к саморазвитию, самоуправлению учениям;
 потребность в рефлексии;
 наличие ответственности за результаты деятельности
 умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
 умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
 умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
 способность самостоятельно заниматься своим обучением;
 способность брать на себя ответственность;
 способность участвовать в совместном принятии решения;
 способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
 умение сотрудничать и работать в группе и др.
Образовательная технология "Развитие критического мышления" позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Таким образом, технология "Развитие критического мышления" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся. В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова (evocation) - ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.
Основа технологии критического мышления – традиции в образовании - развитие мышления ребенка происходит в проблемной ситуации (Ж.Пиаже, Л.Выготский)
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» осуществлялось на серии уроков и значительно активизировало работу учащихся. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию (Руководство стр 154). Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов. После применения таких приемов как кластер, постер, круги Вена, чтение с пометкой, ассоциации, шесть шляп мышления, эссе, синквеин. Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают, искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными. Учащиеся научились выражать свои мысли устно и письменно, вырабатывать умение сотрудничать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно, совершать ошибки, исправлять их. Дети отлично справились с этим заданием, активно принимали участие все члены группы. В процессе работы у учащихся сформировалось умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, обмениваться мнениями друг с другом. Использование технологии развития критического мышления на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать со справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться в современном мире. Дети стали активными участниками урока, то есть все учащиеся были задействованы при проведении урока. При такой методике слабые учащиеся активно включались в ход обучения.
Для первичного закрепления материала я предлагала учащимся составлять кластеры по темам или подтемам. Им очень понравилось, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения. Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно. В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект. Защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно. Ученикам очень понравилась совместная работа в группах, так как именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых учеников.
Прием «Диаграмма Венна» позволяет учителю понять, насколько глубоко поняли учащиеся материал, поскольку здесь им необходимо проанализировать предлагаемые понятия. Определить, что для них является общим, а что их отличает. При изучении тема: «Жизнь на планете. Биологическое разнообразие животных и растений», предложила составить кластер о животных. Дети с большим увлечением принялись за работу, четко определили сходства и различия растительного и животного мира, на основании чего я сделала вывод – урок цели достиг.
Прием «Эссе». При изучении темы: « Многообразия растительный мир» я предложила учащимся написать эссе на тему: «Спасем растения Земли». Ученики написали содержательное эссе, где они выразили свое отношение к данной теме.
Также критическому мышлению можно научить посредством диалога. В своей практике я использовала вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно. На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ для такого вопроса. Но позже после применения нескольких раз таких вопросов, ученики активно вступали в обсуждения. После применения мною в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически. Таким образом, еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
Развитию критического мышления, также, помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Показ на интерактивной доске различных рисунков, кроссвордов, ребусов, загадок и видеофрагментов активизирует познавательный интерес учащихся к предмету. Позволяет ученикам определить тему, цели и задачи урока.
Критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении. Так как критически мыслящего ученика в классе все одноклассники хорошо воспринимают и относятся как к лидеру. Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, потому что в основном, многие учащиеся обладают такими способностями или стараются овладеть ими.
Вместе со своими учениками росла я. Есть хорошее высказывание В.А. Сухомлинского о том, что «лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель». Компетентный учитель - этот тот, который постоянно работает над собой, не довольствуясь знаниями, которые у нее есть, а занимается самообразованием. Изменилась и моя роль в учебном процессе. Сегодня я выступаю как тьютор (консультант), задача моя сводится, не к изложению готовых знаний, а к организации обучения.
Рекомендации себе: уделять больше времени не только сильным, но слабым детям, давать им возможность проявить себя, выбирать логические и творческие задания, планировать свои уроки в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями, непрерывно повышать умения и навыки.

Список литературы:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Изд-во «Альянс" Дельта"», СПб., 2003.
2. Рукводство для учителя, Астана, 2010г.
Категория: География | Добавил: 03000
Просмотров: 470 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru