Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

В МИРЕ ЭКОЛОГИИ
2015-01-20, 3:33 PM
Королишина Наталья Николаевна
КГУ «Рузаевская средняя школа»
Северо-Казахстанская область, район им.Г.Мусрепова с. Рузаевка

Аннотация
Задания предлагаемые для проведения этого занятия могут быть использованы для проверки знаний учащихся на уроках экологии, при самопроверки знаний при подготовке к олимпиадам. Уровень сложности заданий различен: от элементарных, не выходящих за рамки школьного учебника по экологии, до очень сложных, предполагающих глубокие и обширные знания предмета.

Цель: обобщить знания по курсу
Задачи:
обучающая: расширение кругозора учащихся, формирование и закрепление знаний по изученным темам;
развивающая: используя вопросы и задания экологической направленности продолжить развитие мыслительных способностей учащихся, формирование у них умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
воспитательная: сформировать у старшеклассников убеждённость в том, что экологические знания необходимы человечеству для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности;

Ход урока
1.Организационный момент
2. Основная часть
1. Вопросы и задания для учащихся
«Один из четырёх»
1. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях называется
а) экосистемой б) фактором в) спектром г) средой
2. Какая из перечисленных групп факторов выпадает из рассматриваемой классификации
а) антропогенные б) водные в) биотические г) абиотические
3. Пелагиалью называют область водоёма, которая охватывает его
а) дно б) толщу в) поверхность г) прибрежные участки
4. Ритмичность жизненных процессов живых систем, обусловленная циклическими изменениями в окружающей среде, получила название
а) эндогенной б) мезотрофной в) внешней г) цирканной
«Вставьте пропущенное слово»
1.Животные, растения или микроорганизмы, живущие на или внутри другого организма и питающиеся за счёт живой субстанции хозяина, называются…(паразитизмом)
2. Паразитические организмы, живущие внутри другого организма, называются…(эндопаразитами)
3. Паразитические организмы, живущие на другом организме, называются… (эктопаразитами)
4. Форма межвидовых взаимоотношений, выгодная для обоих организмов, называется… (мутуализмом)
5. Взаимоотношения между двумя видами, когда один из них получает определённую одностороннюю выгоду и не вступает в тесные отношения с другим, т.е. не оказывает на него существенного воздействия (ни отрицательного, ни положительного), называется….(комменсализмом)
6. Любые антагонистические отношения между организмами (видами, популяциями), связанные с борьбой за территорию, пищу, размножение и т.д., называются… (конкуренцией)
7. Раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов животных, растений и микроорганизмов, пути их формирования и взаимодействие с внешней средой, называется…(синэкологией)
8. Форма взаимоотношений, при которой одно животное поедает другое, называется…(хищничество)
9. Явление, когда животные поедают особей своего же вида, носит название… (каннибализм)
10. Из Библии известно, что Каин убил своего брата Авеля. У животных встречается явление, когда, например, птенцы цапель убивают своих же, более слабых «братьев», т.е. птенцов их же выводка. Это явление, аналогичное описанному в Библии, называют… (каинизмом)

«Объясни и докажи»
1. Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжёлые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов. (Можно, например, внести химическую добвку, делающую яд заметным для человека, создать яды, нейтральные для человека, но опасные для вредителей сельского хозяйства, изобрести быстроразрушающиеся яды)
2.Почему на островах встречается меньше видов, чем на той же площади на материке? В каком из этих двух случаев сообщества организмов будут более устойчивы к воздействию извне? (Если остров материкового происхождения, то это осколок материка, на территории которого в момент отделения, естественно, находились далеко не все виды, обитавшие на данном материке. Если остров вулканического или кораллового происхождения, то на него могли попасть с материка лишь те виды, которые способны преодолевать значительные преграды (птицы, пресмыкающиеся, хорошо плавающие млекопитающие). Другие же виды шансов попасть на этот остров не имеют.)
«Экологические задачи исследовательской направленности»
1.Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление
- Какие из высказанных гипотез кажутся вам наиболее вероятными? Почему?
(ответ: Понижение атмосферного давления перед дождём приводит к снижению концентрации растворённого кислорода в воде аквариума, что затрудняет дыхание пиявок. Поэтому они выбираются из воды и дышат непосредственно кислородом воздуха, который проникает в их тело через тонкие влажные покровы.)
2. Ядовитая змея со специальными светонепроницаемыми колпачками на глазах бросается в сторону горящей электрической лампы, расположенной в десятках сантиметров от животного.
- Предложите гипотезы, объясняющие этот удивительный факт.
- Какие из приведённых гипотез кажутся вам наиболее вероятными? (ответ: Многие змеи имеют специальный орган, с помощью которого они способны воспринимать тепло жертвы, даже не видя её.)
3.Обыкновенные чайки, откладывающие яйца в открытые примитивные гнёзда на земле, после вылупления птенцов относят осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывают. Так же поступают, например, скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках. А вот куриные птицы (куропатки, тетерева и др.) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде.
- Каким образом можно объяснить столь различное отношение птиц к осколкам яичной скорлупы в их гнёздах?
- Какое биологическое значение может иметь поведение птиц, связанное с удалением осколков скорлупы из гнезда? Изложите свои гипотезы.
- Какие наблюдения и опыты можно провести для проверки правильности наиболее вероятных из гипотез? (ответ: Птенцы скворца длительный срок пребывают в гнезде, и осколки яиц мешают им там, птенцы могут порезаться об острые края скорлупы. Птенцы чаек находятся в гнезде недолго, но даже покинув его, часто не уходят далеко. Скорлупа, находящаяся в гнезде, хорошо заметна и может привлекать хищников: ведь маскирующую окраску имеет только её наружная поверхность. Это весьма опасно для птенцов. Вероятно, поэтому чайки уносят скорлупу далеко от гнезда и выбрасывают её. Куриные птицы уводят птенцов от гнезда почти сразу же после их вылупления. Поэтому маскировать гнездо нет никакой биологической необходимости.)
«Творческие Задачи»
1. «Наркомафия хитра» Наркотик кокаин делают из растения под названием «кока», которое наркодельцы нелегально выращивают в тропиках и субтропиках. Там же водится бабочка малумбия, которая использует это растение для размножения, при этом растение гибнет. Спрогнозируйте способ борьбы с наркомафией. (возможный ответ: нужно научиться выращивать эту бабочку в больших количествах и распространять её в районах посевов коки)
2. «Предмет для подражания» Летящую кукушку легко можно спутать с ястребом – перепелятником: у неё похожие окраска, размеры тела и характер полёта. Какое значение имеет это в жизни кукушки? (возможный ответ: Это приспособление к гнездовому паразитизму. Названные особенности позволяют кукушке вспугнуть птиц. Птицы покидают гнездо, а кукушка в него откладывает яйцо)
3. «Ваше двуличие» Сквер одной из школ австралийского города Бризбен облюбовали сороки. Поначалу всё шло хорошо – дети и сороки прекрасно уживались рядом. Но вот у сорок вывелись птенцы, и птицы стали очень агрессивными: спасая потомство, они сзади набрасывались на всех, кто проходил мимо.(сороки, кстати, никогда не клюют в лицо). Возмущённые родители, которым надоело встречать плачущих детей, приняли решение истребить сорок. Однако общество защиты животных нашло другое решение проблемы. Какое? (ответ: это решение было основано на том, что сороки не клюют в лицо. Школьникам посоветовали надевать на затылок большие маски с чертами человеческого лица. Операция завершилась успешно: маски спасли и сорок и детей. Есть аналогичное решение тиграм в Индии: крестьяне носят на затылке маски с чертами человеческого лица (тигры любят нападать со спины)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Использованная литература
1. Экология. Тесты. 9-11 классы (для подготовки к экзаменам) Резанов А.Г., Колесова Е.В., Титов Е.В., Резанов А.А. Москва; «Издат – школа 2000», 1999г.
2. Общая биология (поурочное планирование) А.В.Кулев 10 класс методическое пособие. Санкт-Петербург; «Паритет» 2001г.
3. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ (пособие для учителей) С.Ю.Модестов. Санкт-Петербург «АКЦИДЕНТ» 1998г.
Категория: География | Добавил: keks1551
Просмотров: 442 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru