Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Урок – презентация: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.
[ Скачать с сервера (30.7Kb) ] 2015-01-27, 7:52 AM
Урок – презентация: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.
(7 класс)

Тема урока: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.

Цели и задачи урока:
 Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмот¬реть особенности физико-географического положения материка;
 Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, познакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информа¬ции, формулировать вопросы.
 Развивать познавательный интерес к предмету.
 Воспитывать интерес к предмету.
 Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация и мотивация знаний.
Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.
3. Новая тема.
План изучения нового материала:
 Географическое положение материка Евразия
 Природные особенности
 История заселения и исследование Евразии
 Ученые исследователи
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».
Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию.
 Географическое положение материка Евразия

Слайд №4
Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд. человек.
Слайд №5
Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.
• Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),
• Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),
• Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),
• Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).
Слайд №6
Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.
Слайд №7
Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.
Слайд №8
Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.
Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.
Слайд №11
 Природные особенности
Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…» (показ презентации слайд 12-26)
• Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
• Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на севера – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
• Самый большой полуостров земного шара – Аравийский, его площадь – более 3 млн.км².
• Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в севера – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
• Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
• Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юга – восточном склоне Гималаев (12000мм).
• В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
• Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
• Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии, его глубина 1620м.

Работа с контурной картой.


Слайд№27-28
Практическая работа пo описанию ФГП Евразии
А сейчас давайте составим описания ФГП материка.

План описания ФГП материка
• Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
• Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
• Определите какие океаны омывают материк?

Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.

Задания:
• Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, си¬ним - линию экватора.
• Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
• Подпишите названия крайних точек и их координаты.
• Подпишите названия океанов омывающие материк.

 История заселения и исследование Евразии.
Слайд№29
(Сообщение учащегося)
В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.
Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.
Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.
Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚. Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.
Финикийцы, избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «Эреб», а восточные «асу». Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».
В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.
В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.
Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».
 Ученые исследователи
Слайд№31-34.

• Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)
Открытия, сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.
Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берег Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах.

Слайд№35-36.
• П.П. Семенов – Тян – Шанский (рассказ учащегося)
Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова.

Слайд №37.
• Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)
В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.

Слайд №38.
Заполните таблицу, используя текст учебника:

Исследователь Исследуемая территория
Н. М.Пржевальский Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского
Петр Петрович Семенов – Тянь-Шаньский Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное
Ш. Уалиханов Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь – Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык – Куля.
4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы)
Слайд №39.
1.Какова площадь материка Евразия?
(53,3 млн.км²)
2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?
(Пустыня Тар)
3.Сколько океанов омывает Евразию?
(4)
4.На каком полуострове расположено Мертвое море?
(На севера – западе Аравийского полуострова)
5.Самое большое озеро на материке?
(Каспийское море)
6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?
(В Тянь – Шпанских)
7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?
(Населенный пункт Черапунджи)
8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?
(П.П. Семенов)
9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?
(Пик Джомолунгма)
10.Самая низкая зарегистрированная температура на материк?
(-71˚С)

5.Кроссворд.
Слайд №40.
Вопросы для кроссворда
1.Крайняя точка на западе материка Евразия. / Дежнева
2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре? / Черапунджи
3. «Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н. М.Пржевальский. / Лобнор
4.Самое низкое место земного шара. / Мертвое
5.Крайняя точка материка на востоке / Рока
6.Самое глубокое озеро на земном шаре? / Байкал
7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? / Уалиханов
8.Крайняя точка на севере Евразии / м. Челюскин
9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? / Гималаи
10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? / Оймякон
11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии? / Пржевальский

6. Итоги урока

• Оглашение оценок
Оценки
Я знала, все у нас получится,
Географию мы с вами будем знать.
Активным путешественникам…….
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

• Поблагодарить за урок
Урок окончен. Спасибо за работу.
Категория: География | Добавил: teplova
Просмотров: 851 | Загрузок: 128 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru