Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Экскурсия как форма организации учебной деятельности на уроках географии и экологии.
2015-01-27, 7:20 PM
Экскурсия как форма организации учебной деятельности на уроках географии и экологии.
Одной из основных задач на современном этапе изучения географии Казахстана является изучение страны, как части всемирной географии. В процессе изучения предмета закладывается основа патриотизма и любви к Родине, воспитывается чувство гордости за успехи родного края и чувство сострадания к его проблемам.
Изучение родного края можно подразделить на несколько видов, в зависимости от конкретной цели :
1. Изучение культурной жизни региона
2. Изучение экономики и хозяйственной деятельности региона ( актуально в процессе знакомства с экономической и социальной географией РК в 9 классе)
3. Изучение истории своего края, этнографии, топонимики
4. Изучение природы своей местности, знакомство с физико-географическими особенностями региона, влиянием человека на окружающую среду и последствия этого влияния.
Изучение окружающей среды нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в моей практике преподавания географии большое место занимают экскурсии на природу, в экологический и краеведческий музеи. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.
Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по географии, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.
Велико педагогическое значение экскурсий. Необходимо отметить ее огромное общеобразовательное значение, так как данная форма работы конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.
Важное место в моем плане работы занимают экскурсии по окрестностям города Караганды, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Планомерное проведение экскурсий позволяет глубже изучать свой край.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно такая форма обучения воспитывает интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся.
Экскурсии – очень важная органическая составляющая часть работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки на природе или музее, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий мы всегда согласуем таким образом, чтобы это было не в ущерб другим школьным предметам.
Тематика экскурсий должна пересекаться с программой по географии. По тематике все организованные и проведенные мною экскурсии можно разделить на следующие группы:
1. Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
2. Ориентирование на местности, измерение расстояний на местности ( 6 класс);
3. Экскурсии- уроки в экологическом музее, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (7,8,10,11 класс);
4. Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи ( для учащихся 9-х классов).
Следует отметить, что географические экскурсии могут быть вводными («Глобальные проблемы человечества» 10 класс, урок в экологическом музее), текущими (« Экологические проблемы Казахстана» для учащихся 8-х классов) и обобщающими (Экскурсия в конце мая на природу).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о
изучаемом материале, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями природы. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки, так как учитель несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей. Я считаю, что целесообразно привлекать к такого рода мероприятия родителей (2-3 человека). Подготовка такого рода мероприятий предполагает следующие действия:
1. Выбор цели и места проведения экскурсии.
2. Деление класса на подгруппы и постановка конкретного задания для учащихся.
3. Инструктаж по технике безопасности, беседа с директором школы.
4. Распределение обязанностей и поручений среди учащихся ( назначаем санитаров, поваров, фотографов и т.д.)
5. Описание всего маршрута и действий класса на каждом определенном его участке.
Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ручку, необходимые личные вещи ( лекарства и т.д.) . Снаряжение определяется тематикой и характером задания.
Перед началом каждой экскурсии я предварительно сообщаю учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаю задания для самостоятельной работы. Кроме того, обязателен инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте. Предварительно разбиваю учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и диктую им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания сообщаю всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Объясняю, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
В процессе экскурсии осуществляю просмотр собранного материала, учащиеся сравнивают свои теоретические знания с возможностью их практического применения. Работу эту окончательно завершаем и обобщаем уже в школе. Иногда предварительное обобщение мы делаем сразу же в ходе экскурсии, а окончательное после оформления результатов. Не следует перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов.
Учащиеся должны все свои наблюдения в процессе работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое будет ими забыто. Ребята собирают только необходимый материал, обрабатывают и систематизируют его. Я четко определяю в начале работы, какие объекты подлежат сбору.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги занятия. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, фотографии и другие собранные материалы. В последующем результаты оформляются в виде презентаций, докладов или статей (учащиеся нашей школы сотрудничают с экологическим журналом «Я и Земля»). Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты обсуждают в классе. В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.
Экологические и краеведческие экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что здесь кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Мы вместе с детьми выполняем какую-либо полезную работу: собираем и закапываем стёкла, сжигаем бумагу, то есть стараемся по возможности внести свой небольшой вклад в дело охраны природы.
Такая работа вызывает у школьников большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогать воспитать бережное отношение к природе.
Таким образом, исключительно важной формой географического просвещения и воспитания школьников являются учебные экскурсии на природу, в краеведческий и экологический музеи. Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, они способствуют знакомству с конкретными объектами и явлениями природы в естественной обстановке и формируют чувство любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогают детям убедиться в необходимости использования комплекса мер по охране природы.
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.
Категория: География | Добавил: tako | Теги: география, экскурсия
Просмотров: 550 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru