Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Обобщение по разделу "Земля - наша планета" 5 класс
2016-10-14, 1:13 PM
Урок – деловая игра в 5 классе
Тема урока «Обобщение по разделу «Земля наша планета».
Цель урока: обобщить знания учащихся о строении и оболочках Земли.
Задачи урока:
• Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Земля"; пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях.
• Развивать умение наблюдать явления и давать им объяснения; делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитание экологической грамотности школьников и бережного отношения к природе.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация "Природные явления", разноцветные магниты, кубик для игры, географическая карта мира, картинка вулкана.
I Подготовительный этап: на доске рисуется игровое поле.

Структура урока:
1. Организационный момент (2')
2. Игра (35')
3. Домашнее задание (2')
4. Итог урока (1')
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Сегодня у нас необычный урок - мы немного поиграем. Тема игры - "Земля", то есть всё то, что мы изучили в главе "Земля наша планета". Я посмотрю, как вы усвоили этот сложный материал.
Учитель: Каждый из вас не раз играл в настольную игру, именно в эту игру мы и поиграем. Только поле игры перемещено на доску. Для того чтобы начать игру, нам нужны команды. Они у нас есть. Это команда №1 – «Умники в кубе»;
№2 «Русалки»;
№3 «Эйнштейны»;
№4 «Безумные орлы».
Прежде чем начать играть, узнаем правила игры.
Правила игры:
1) Каждая команда по очереди кидает кубик и передвигается на то количество ходов, сколько их выпало на кубике. Ход считается засчитанным, если команда правильно ответила на вопрос, соответствующий этому делению. Если же команда не смогла ответить на вопрос, то возвращается на исходную позицию.
На этот же вопрос может ответить другая команда. Если она отвечает, то передвигается вперёд на столько ходов, сколько выпало у не ответившей команды.
2) Цель каждой команды - как можно быстрее дойти до финиша, обогнав все другие.
3) На игровом поле есть как ловушки, так и вознаграждения:
переход хода - команда пропускает один ход;
перемещение - попав на такое деление, команда перемещается по стрелке либо вперёд на несколько делений, либо назад;
• +3 - перемещение на 3 деления вперёд;
• -5 - перемещение на 5 делений назад.
4) Все деления на игровом поле поделены на блоки. Каждому блоку соответствует определённая тема главы "Земля":
• с 1 по 3 - блок "Гипотезы возникновения Солнечной системы";
• с 4 по 17 - блок "Литосфера";
• с 18 по 22 - блок "Гидросфера";
• с 23 по 29 - блок "Атмосфера";
• 30 - вопрос "Необыкновенная планета Земля".
II Проведение игры
Учитель: Ну что, играем? Тогда вперёд!
Команды по очереди кидают кубик и передвигаются по игровому полю, при этом отвечая на вопросы учителя. Каждому делению соответствует свой вопрос. Но так как на некоторые деления команды могут попасть не один раз, то учитель задаёт вопрос из списка дополнительных, соответствующий определённому блоку.
Вопросы:
Блок "Гипотезы возникновения Солнечной системы"
1. Какие существуют божественные представления о возникновении Земли?
2. Рассказать о современной гипотезе возникновения Земли и всей Солнечной системы.
3. Задание в учебнике на стр.54 "Кто из перечисленных учёных выдвинул эти гипотезы?"
Дополнительные вопросы:
1. Что такое гипотеза?
2. Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж. Джинса?
3. Чем схожи гипотезы И. Канта, П. Лапласа и О. Ю. Шмидта?
Блок "Литосфера"
1. Перечислить все внешние оболочки Земли.
2. Перечислить внутренние оболочки Земли.
3. Что такое горные породы и на какие группы они делятся?
4. Закончить фразы:
А) Земная кора состоит из : .
Б) Горные породы состоят из : .
5. Что такое полезные ископаемые и на какие группы они делятся?
6. Свойства металлов.
7. Как происходит образование почвы?
8. Кто первым стал изучать почву?
9. Что это? - учитель показывает презентацию "Природные явления"
10. Что такое землетрясение и как оно происходит?
11. На картинке указать части вулкана.
12. На географической карте показать и назвать океаны, материки и части света. Чем материк отличается от части света?
13. Дать характеристику любым двум материкам (на выбор учеников).
14. На каких материках находятся следующие объекты: горы Гималаи, пустыня Сахара, горы Кордильеры, река Муррей, горы Анды?
15. Какие утверждения верны:
А) На Земле пять материков.
Б) Самый маленький материк - Антарктида.
В) Евразия - самый большой материк.
Г) Нил - самая длинная река Евразии.
Д) Миссисипи - самая длинная река планеты.
Е) Африка - самый жаркий материк.
Ж) Самая высокая вершина планеты - Килиманджаро.
З) Гора Эверест (Джомолунгма) находится в Евразии.
И) Самое глубокое озеро на Земле Байкал.
К) Самый большой остров в мире - Сахалин.
Дополнительные вопросы:
1. Дать полное определение литосферы.
2. Назвать типы и виды почв.
3. Что такое сейсмограф?
4. Шкала Рихтера.
5. Назвать классификации вулканов.
6. Какое значение имеет почва?
7. Что такое рельеф и какие его формы выделяют?
Блок "Гидросфера".
1. Рассказать о свойствах воды.
2. Как происходит круговорот воды в природе?
3. Назвать часть гидросферы.
4. Почему Белому, Красному, Чёрному, Жёлтому и Мёртвому морям дали такие названия?
Дополнительные вопросы:
1. Что входит в состав Мирового океана?
2. Что входит в состав вод суши?
3. Какая вода бывает по составу?
4. Назвать самые длинные реки, самые большие моря и озёра?

Блок "Атмосфера".
1. Что входит в состав атмосферы?
2. Какие учёные внесли вклад в изучение атмосферы?
3. Перечислить свойства воздуха.
4. Что такое ветер? Назвать причину возникновения ветра и какие виды ветра бывают.
5. Что такое погода? Какие признаки погоды выделяют?
6. Что такое климат? Как ведутся наблюдения за климатом?
7. Каково значение атмосферы?
Дополнительные вопросы:
1. На какие слои делится атмосфера?
2. Почему воздух удерживается около поверхности Земли?
3. Что такое флюгер?
4. Что характеризует ветер?
5. Что такое метеорология?
6. Какие типы погоды и климата выделяют?
7. Какие особенности Земли позволяют существовать на ней живым организмам?

Домашнее задание.
Учитель: Откроем дневники и запишем домашнее задание: повторить тему "Земля".
III Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы повторили большую тему "Земля", и теперь каждый из вас знает, на что именно нужно обратить внимание при подготовке к контрольной работе. Спасибо за урок! До свидания.
Категория: География | Добавил: smakova01
Просмотров: 50 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru