Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Школьная библиотека

«Я читаю письмо…»
2014-04-02, 7:57 PM
Кучинская Людмила Ивановна
Библиотекарь, учитель русского языка и литературы
Образование: высшее
Зеленогайская средняя школа
Тайыншинский район
Северо-Казахстанская область
«Я читаю письмо…»
Литературно-художественная композиция, посвященная Великой Отечественной войне
Цель: Воспитание казахстанского патриотизма на примере героизма воинов проявленного в
Великой Отечественной войне
Место проведения: актовый зал.
Оформление: Книжная выставка «Великая Отечественная война», мультимедиапроектор
Ведущая: Течет река времени. Минуло шестьдесят девять лет с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Но в памяти человеческой ночь 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета, долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Сегодня прозвучит много писем, написанных фронтовиками. Прозвучат песни и стихи, созданные в годы Великой Отечественной войны. Песни военных лет - это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики поэты и композиторы.
Письма, стихотворения и песни военных лет вошли в историю и стали в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости воинов.

Чтец: Я зарастаю памятью.
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы-память по утрам поют.
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память по ночам лепечут,
Но в памяти моей такая скрыта мощь.
Что возвращает образы и множит...
Шумит не умолкая . память -дождь.
И память-снег летит и пасть не может

Танцевальная площадка, танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех
«Пролог» Резко прерывается музыка. Все пары застывают.
Звучит 1-ый куплет и припев песни «Священная война»
Работает мерцающий фонарь. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки одеваются в темное: платки, кофты, телогрейки. Они с грустью и тревогой смотрят в след уходящим солдатам. Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрыв и выстрелы
Чтец: И та, что сегодня прощается с милым.
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам.
Что нас покорится никто не заставит.
Чтец: И Кама, и Волга на битву сынов провожали.
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли.
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели.
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу ...
И рвали те песни комбата отцовскую душу...
Окна зашторены, на сцене свечи
Ведущая: Война пришла в каждый дом, и в наш далекий от гула канонад и дыма пожарищ Казахстан. На территории Казахстана не велось военных действий, но здесь формировались воинские соединения, сотни тысяч людей ушли на фронт, отсюда на Запад шли эшелоны с оружием, боеприпасами, продовольствием и оборудованием. Тысячи эвакуированных семей нашли сердечный прием .

Чтец: Закат был тихим, грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И, запоздаю, охнула частушка,
Наполненная болью и тоской.
И лопнуло мгновенно напряженье.
Хлестнуло в сердце жарким и тугим.
И с дрожью взвился женский голос:
Женя! А как же мы... Себя побереги!
А он пошел, уже солдат и воин.
К теплушкам, к погрустневшим землякам.
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая,
С нее б картину грустную писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться,
Целует муж заплаканных ребят...
И сквозь поселок, словно через сердце
Ушел состав в пылающий закат

Ведущая: Герои Бреста-крепости над Бугом были теми, кто в первые дни войны проявили мужество и героизм. Среди них было много воинов из Казахстана, только в 125 стрелковом полку служило около 100 Казахстанцев. Среди них Саут Уйгуров, Габбас Жуматов, Петр Карболин, Аульбек Сабырбаев - это лишь немногие из тех, кто защищал Брестскую крепость.
Чтец: Прошла война, тускнеет явь сражений.
Жизнь вновь течет. Как горная река.
Как бились мы во имя поколений,
Прочтите вы дневник фронтовика.
Чтоб знали вы, ваши дети, внуки,
Чтоб знали все, каким был трудным путь.
Сквозь смерть мы шли, пока владели руки,
Чтобы народ земли свободно мог вздохнуть.
Фашизм уничтожен, стерт с лица планеты,
В гранит одеты мертвые не зря.
Храните! Мир завещан вам на веки, мы защитили Родина тебя!
Ведущай: Ленинград! Никто не мог предвидеть, что этому славному городу предстоит 900 дней беспримерной борьбы с врагом и голодом. 8 сентября 1941 года противник блокировал Ленинград с суши и моря. Линия фронта проходила всего в нескольких километрах от города. Связь поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Автомобильная дорога по льду, через Ладожское озеро была названа ленинградцами Дорогой жизни.
Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так - более полугода.
Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине.
Ведущай: С огнем и кровью пополам мы познали в декабре:
Не зря «священным даром » назван обычный хлеб.
И тяжкий грех хотя бы крошку бросить наземь.
На сцене «укутанная в платок девочка, она сидит за столом при свете огарка свечи, пишет: « Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я было очень много. Я была обыкновенной девочкой: училась в школе, играла в куклы с подругами, любила родных. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28дскабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя - это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека - это мой брат. Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4дня. 1942 год. Мама - 13 мая в 7,30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» (стук метронома)
Ведущай: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
Чтец: Девочка руки протянула, и головой на край стола. (Ллз
Сначала думали - уснула, а оказалось, умерла...
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон.
Учитель выдавил, что снова занятья после похорон.
Чтец:О ней писали, говорили. Конец не раз предвозвещали.
И ждали тex, что там СЛУЖИЛИ. ЧТО честь Отчизны защищали.
А сколько душ ни в чем не винных навечно забрала она.
Людей четыре года длинных губила страшная война,
Там люди жили без тепла. Мысль о победе - лишь отрада.
Ведь все что можно, забрала Война в блокаду Ленинграда.
Там хоронить не успевали, тем боле, не было и сил.
В домах застывшими лежали те , кого голод погубил.
Но все равно сквозь боль утраты пытались жить и защищаться.
Фашисты жгли людские хаты, но наш девиз был «Не сдаваться!»
И люди вынесли страданья, и честь Отчизны защитили.
Ведь в этом было их призванье - они ведь Родине СЛУЖИЛИ.
Хвала и честь всем ветеранам, сейчас УВЫ, не так их много.
И не зажить больным их ранам
Ведущая: Ленинградцы героически защищали свой город. Но у стен Ленинграда сражались люди разных национальностей, среди них воины-казахстанцы 310 и 314 дивизий, сформированных в Казахстане. В тяжелые дни боев Султан Баймагамбетов повторил подвиг Александра Матросова, который закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота, за что посмертно был удостоен высокого звания Героя Советско го союза. Умело и храбро сражались с фашистами казахстанцы -моряки Балтийского флота. Только на крейсере «Киров» служили 156 казахстанцев.
Найдены письма, которые были написаны солдатами Казахстана в короткие минуты отдыха.
Юноша: Катя, мы вблизи Ленинграда. Находясь за тысячи километров от тебя, скучаю о доме и думаю, о тебе. Но сейчас не об этом, надо гнать врага.
Юноша: Милая мамочка, надеюсь, что скоро вернусь, мы на подступах к Ленинграду. Как хочется обнять тебя и сестру, увидеть наши горы и быть всем вместе.
Юноша: Маржан, мы сейчас готовимся к ожесточенным боям. Недалек час расплаты. Добьем фашистов, очистим родную землю от гадов и я обязательно вернусь с победой.
Девушка: Боевой первомайский привет, дорогие Фаинкшка и Алюсик! За последнее время получила шесть писем от вас, вот это праздник!
Вообще письма получаю очень редко, в связи с особыми УСЛОВИЯМИ работы, но зато пачками...Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в «гостях » у «фрицев», знаем и ненавидим друг друга от всей души: они - « за беспокойную жизнь», ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То что ты читаешь в газетах или слышишь по радио - это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы.
Юноша: Я здоров и телом и душой, желаю и надеюсь, что и у вас в этом отношении обстоит все благополучно. Беспокоит только вопрос с питанием у вас. Ведь я знаю, что с этим у вас сейчас трудновато... Пока писать больше нечего. Крепко целую. Твой Шура.
Ведущая: Всем известна огромная роль 100-летнего акына Джамбула, как агитатора и пропагандиста в искусстве. Его обращение к ленинградцам - это наказ детям, о которых он заботился, как отец. Звучит казахская мелодия
Чтец: Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов взором старческим я скользну.
Ленинградские берега! Ленинград сильней и грозней,
Чем в любой из прежних годов, он отпор отразить готов!
Не расколют его камней, не растопчут его садов.
К Ленинграду со всех концов направляются поезда.
Провожают своих бойцов это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь. Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье! Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя! Слышат пастбища Сырдарьи
Вой взбесившегося зверья, если б ныне к земле приник.
Только сердцем приник Джамбул, - обрела бы земля язык.
И дошел бы сквозь недра гул. гул. Отечественной войны
На просторах родной страны, предстоят большие бои.
Но не будет врагам житья! Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья, песни вам на рассвете мои.
Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!
Ведущая: Тем временем на фронте началось мощное наступление противника на южном направлении. На пути немецких войск стоял город Сталинград. Бои за город шли больше месяца, основную тяжесть приняли на себя армии Чуйкова и Шумилова. Одним из командующих немецкими войсками был генерал Паулюс. Планировалось взять Мамаев курган - самую высокую точку города - и с высоты держать под обстрелом весь город. Более четырёх месяцев бои шли на улицах города. С большим воодушевлением бойцами Сталинградского фронта была встречена песня Джамбула «Приказ Родины».

Чтец: Я тревожный мысленный взгляд
Устремляю на Сталинград
Хочет враг занять берега
Славной Волги реки
Руки коротки у врага
Обломаем ему клыки.
Я не белый клок оторвал
От седой своей бороды
Я родного сына послал
Сталинградцы, в ваши ряды.

Ведущая : На этом фронте воевал сын акына Алгадам и пал смертью храбрых.
В боях на Волге участвовали 5 дивизий и одна бригада сформированные в Казахстане. Сталинград защищали наши земляки - казахстанцы Кизатов Жалел и Ковалевский Анатолий Николаевич
Звучит мелодия песни «На Мамаевом кургане» На сцену выходит рядовом, кладет автомат на стол, садится, прикручивает фитиль светильника и пишет: Здравствуй. Поля!
Прошло ровно 10 дней, как я отослал первое письмо. Сегодня решил написать: поводом ПОСЛУЖИЛО ОДНО обстоятельство. 4/II 43г. посетил Сталинград.
При въезде в город бросается в глаза высоко стоящий элеватор с красным флагом на макушке. Двигаясь чуть дальше по Рабоче-крестьянской, без труда узнаешь мединститут. Детский мир, здания. Стены, побитые осколками, выглядят пестрыми. У всех без исключения зданий нет окон, крыш, потолков, стоят голые стены. Везде можно заметить следы варварства.
Сталинград зажил почти нормальной жизнью. По улицам ходит гражданское население, мальчишки заняты сбором трофеев. Стоит тишина.
О себе. Здоров. Во время поездки в город поморозил свой нос, правда, не очень крепко, но факт налицо, поморозил, ибо холода ужасные. Ответа о розыске тебя и Галины не получил до сих пор. Пока все. Привет Вале и подругам. Целую. Твой Петя.
Звучит песня «На Мамаевом кургане»
Ведущая: Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками»: они посылались без конвертов - бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье
Почтальон - женщина, с сумкой через плечо.
Ох, устала, три похоронки сегодня разнесла... Ни от чего так не устаешь, как от похоронок. Как конверт вижу, сердце обрывается. А вам треугольники, аж три штуки, долго, видать, шли, раз все вместе доставили
Звучит мелодия песни «Смуглянки»
Юноша пишет письмо и читает вслух:
Здравствуй любимая Нина! Шлю тебе фронтовой горячий привет с крепким заочным рукопожатием и горячим поцелуем. Дорогая моя! Сообщаю, что живу хорошо. Писем от тебя нет, вероятно, пишешь.
Нина! Решил написать тебе на память стих.
Девушка читает письмо:
Весенний дождь хлестал кусты и над землянкой ветер злится.
Мне этой ночью снилась ты и городок солдатский снился
Я о тебе не разучился думать, сегодня бой и завтра будет бой.
Течет песок в землянке от обстрела, мы уж давно не виделись с тобой
На службе больше года пролетело... Но в мыслях вижу и сейчас тебя,
Такую милую и молодую. Пусть строже, жестче сделались черты,
Художник юность Родины рисует: и очень на нес похожа ты...
Горячие дни... Ночами отдых краток, крутом воронки и следы огня.
Бойцы ждут писем от своих солдаток. Ну, что ж, и ты солдатка у меня.
В дымках взрывов небо голубое, свистит свинец у самого плеча.
Ты далеко, но в этом пекле боя, как никогда ты стала мне близка.
И то что пули пролетают мимо, мне верить хочется среди огня.
Что ты со мной присутствуешь незримо, своей любовью бережешь меня!
Юноша продолжает: Нина! Вот этот стих расскажет всю мою жизнь. Еще прошу тебя, если есть у тебя чистая бумага то вышли. Привет. Всех целую. Вася
Звучит песня «Смуглянки»
Ведущая: Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Начались прочные меры по обороне столицы: рылись окопы, возводились проволочные заграждения, устанавливались «ежи» - противотанковые сооружения. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья. Не блестели золотом купола Кремля: их покрыли черной краской, а стены замазали зелёными и чёрными полосами. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. У
железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с
политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую
колонну. Василий Клочков перед началом жестокого боя произнёс фразу, ставшую
исторической: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». Почти все
герои-панфиловцы, защищавшие разъезд Дубосеково, погибли, но не пропустили
танки врага к Москве.
Горстка храбрецов разгромила почти в 10 раз превосходящую силу фашистских
захватчиков, укрывшихся под броней 50 танков.
Этот подвиг описывает Бауржан Момыш-улы в своей книге «За нами Москва».
Знаменитые записки офицера стоят в одном ряду с самыми выдающимися
произведениями военной мемуаристки написанной на русском языке.
Чтец: «Их было 28. 28 защитников своей родной земли. Шел мокрый снег, и с дальних дымных просек на их окопы танки грозно шли.
Страна тогда услышала впервые Клочкова легендарные слова:
-Ребята, велика у нас Россия, а отступать нам некуда! Позади - Москва».
Так описывает этот великий подвиг наш земляк, казахстанец Касым Шарипов в своем стихотворении «Утро полководца» Звучит мелодия «В землянке»
На первом плане сцены появляется девушка. Она снимает письмо и начинает читать его. В глубине сцены в свете луча появляется юноша и подхватывает чтение письма.
Девушка:7 декабря 1941 года. «Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим, ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача — очистить нашу землю от фашистских варваров, чтобы наши дети — будущее нашей Родины — жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага.
Юноша: Дорогая жена! Помни: в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа. Целую, твой Георгий»
Звучит песня «В землянке»
Ведущая: По мере продвижения гитлеровской армии на восток на занятых немцами территориях стали возникать партизанские отряды. Партизаны взрывали фашистские поезда, организовывали засады и внезапные налёты. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, падал дух германской армии.
Многие казахстанцы активно участвовали в партизанском движении. Во время войны их количество достигло 3,5 тыс. Среди них известные партизаны и рукуводители партизанского движения Касым Кайсенов, Адий Шарипов, Токтогали Жангельдин, Галым Омаров, Нурим Садыков, Галым Ахмедияро; женщины-партизанки: Нурганым Бейсеитова, Тургаш Жумабаева, Жамал Акадилова.
Чтец: Вот так новость: бабушка сказала, что она сражалась в партизанах!
Ты ж трусиха, милая бабуля... У меня — пустяшная простуда.
У тебя — сейчас же с сердцем худо. Если оцарапаюсь до крови.
Ты теряешь все свое здоровье. А когда в кино палят из пушек.
Ты же сразу затыкаешь уши! Бабушка в ответ сказала тихо:
Верно! Я тогда была трусиха... И тогда при виде чьей-то крови
Начисто теряла я здоровье, а когда с пригорка пушка била.
Мне за всю деревню страшно было! Только за себя я не боялась.
Так вот и в отряде оказалась.
Лучи света перемещаются на юношу и его девушку.
Одетый, как партизан, он берет гармонь и поет песню « Темная ночь».
На сцене появляется девушка (почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой) и устало садится на краю сцены. Из-за сцены второй юноша поет вопросы (две первые строки куплета) из песни «Почтальонка»), а девушка отвечает.
Юноша :Почтальонка! Почтальонка! Тяжела ль тебе сума?
Девушка: Тяжела моя сума. Все газеты да газеты. Дотащу ли их сама.'
Юноша: Почтальонка! Почтальонка! Далеко ль тебе тащить? Обошла ли все дома?
Девушка: Обошла я все дома. Разнесла газеты, письма. Тяжела моя сума. Там на донце похоронка. Не могу читать, кому. Похоронка! Похоронка! Серый камень на груди. Стопудовый на груди. Говорила баба Настя:«В почтальонки не ходи!»
Появляется девушка. Она снимает с нити похоронку. Читает.
25 октября 1941 года. «Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Юноша: Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, защищавших Родину. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».
Девушка плачет. Подруги ее обнимают и пытаются утешить. Они замирают в глубине сцены. На сцену выходит девушка:
Он не писал с передовой, она — совсем подросток ,
звалась соломенной вдовой,
Сперва — соломенной вдовой, потом — вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колес война ее водила,
и было как-то не до слез, не до раздумий было.
Лежит в шкатулке медальон убитого солдата.
Давно в гражданке батальон, где он служил когда-то.
Но так устроено уже: не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей и ждут их возвращений.
Не то чтоб в дать дорог глядят с надеждою на чудо,
Что, мол, вернется он назад. Что вот придет домой солдат неведомо откуда.
А просто, бед приняв сполна, их взгляду нет границы,
И в нем такая глубина, что голова кружится.
Как будто им глаза даны, чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны глядеть на мир весенний.
На первом плане сцены появляется девушка, тоже берет и читает письмо. В глубине сцены в свете луча появляется юноша и подхватывает чтение письма
Девушка: 21 февраля 1943 года. «Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу — электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя. Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю...
Юноша: Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Александр. (Матросов)
В луче света на сцене табуретка. На табуретке солдатская пилотка, пачка писем, стакан водки, накрытый куском черного хлеба. Звучит стихотворение Сергея Орлова, написанное в июне 1944 года.
Юноша (из-за сцены): Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Всего друзья, солдат простой, без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —На миллион веков.
И Млечные Пути пылят вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят, метелицы метут,
Грома тяжелые гремят, ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей положен парень в шар земной.
Как будто в мавзолей...
Луч освещает девушку и юношу. Она в тюрьме пишет письмо и начинает читать его вслух.
Девушка: «Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла:«Боренька». — а им ничего не сказала — не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все. Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено — ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша» Юноша плачет. Прожектор освещает на табуретке медицинскую сумку, пилотку, пачку писем,
стакан водки, накрытый куском черного хлеба. Юноша читает стихотворение Мусы Джалиля «Смерть девушки», написанное поэтом в апреле 1942 года.
Юноша: Сто раненых она спасла одна и вынесла из огневого шквала.
Водою напоила их она , и раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца, не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен в печальный час, и кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит, играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит, ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на её губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье, беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла и вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвести, весна. Но, как заря рождает день, сгорая.
Врагу погибель принеся, она бессмертною осталась, умирая.
Ведущая: Ничто лучше не покажет всю жестокость войны, как пожелтевшие страницы писем с фронта, короткие, иногда прощальные записки, свернутые треугольником, со штемпелем полевой почты. Именно они показывают нам моральный облик солдата, идущего на смерть ради свободы Родины, печаль по поводу фронтового друга, тоску по родному дому.
Звучит казахская мелодия.
Солдат пишет письмо, девушки его читают:
«Когда думаю о Родине, мне почему-то вспоминается сосновый бор Кокчетава, где я родился, рос, проводил детские годы; широкие улицы столицы солнечного Казахстана - Алматы; дружный спаянный коллектив управления Туркестано-Сибирской железной дороги, где я жил, работал и весело проводил юношеские годы, и, наконец, маленькая любимая дочь Тамара. Родина для нас начинается здесь, а конца ей нет. Она безбрежна. Чем дальше мы росли, тем шире раздвигались ее границы. Поэтому каждый метр отвоеванной нами земли становится родным. Мы его полили потом и кровью, он принадлежит Родине.
Девушка: Так о понятии Родина, с фронта Отечественной войны писал своим бывшим сослуживцам - турксибовцам лейтенант 8-й гвардии дивизии имени Панфилова Таймасов Исумкан. Здесь для него сливались все интересы: привязанность к городу, любовь к семье, к детям, к природе, верная и крепкая дружба с однополчанами».
Юноша: Мы победим, мои — слова, моя — над миром синева.
Мои — деревья и кусты, мои — сомненья и мечты.
Пусть на дыбы встает земля, вопит и злобствует, и гонит,
Меня к своим ногам не склонит, как в бурю — мачты корабля.
Я буду жить, как я хочу: свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту, в ногах травою прорасту,
В пустынях разольюсь водой, в морях затрепещу звездой.
В горах дорогой пробегу. Я — человек, я — все смогу!
Ведущая: Сыновья Казахстана вместе со всеми встали на защиту народа и земли. «Жизнь или смерть, победа или смерть!» - эти слова стали их боевым кличем. Десятки, сотни тысяч казахстанцев вписали славные страницы в историю ВОВ, среди них Бауржан Момыш-улы и Сергей Луганский, Малик Габдулин и Аликбай Косаев, Василий Клочков и Нуркен Абдиров, Султан Баймаганбетов и Талгат Богельдинов.
Наши воины бесстрашно сражались с врагами, совершали бессмертные подвиги, жертвуя своей жизнью, спасали тысячи других. Отважные полководцы, такие как Момыш-улы обеспечивали блестящую победу в сражениях своим мастерством, унаследованным от древних предков-степняков Казахстана.
Даже наши девушки показали истинный патриотизм на фронтах Великой Отечественной войны. Никогда не забудет Казахстан имена Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой .
Звучит мелодия пески «Алия »
На сцену выходит солдат, берет треугольник читает:
Привет Вам с фронта. Амина- апа! Примите мое искреннее соболезноание. Нет, ваша дочь не умерла. Геройским подвигом своим она шагнула в бессмертие, ее имя останется в истории. Мансия- герой Родины, она пожертвовала жизнью во имя народа.
В октябре мне вручили танк «Отважная дочь казахского народа Маншук Маметова», построенный на средства, которые собрала молодежь Восточного Кзахстана. Имя Маншук облетело всю нашу страну. Я даю вам клятву, что отомщу врагу за вашу дочь.
Отомстить за Маншук вместе со мной дают клятву все члены экипажа (всего нас пятеро) Мы решили поддерживать с вами постоянную связь
Мой родной дом в городе Актюбинске. Там живет такая же, как Вы, моя мать Айша, с нетерпением Ждущая моего возвращения.
До свидания, многоуважаемая Амина - апа. Желаем Вам здоровья, долгих лет жизни. С приветом гвардии младший лейтенант Бегали Асанов.
Гаснет свет. Звучит песня «Алия»
«Пролог» Девушки танцуют, к ним выходят юноши в военной форме. У одного забинтована голова, у другого рука. Они приглашают девушек на танец! Танцующие замирают
Звучит мелодия песни «Журавли»
Девушка: встает и читает стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Ах. война, что ж ты сделала подлая: стали тихими наши дворы.
наши мальчики головы подняли — повзрослели они до поры.
На дороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки, постарайтесь вернуться назад.
Юноша: в военной форме, на костылях. Продолжает читать стихотворение.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься. Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки, мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад.
девушка и юноша: Мы не вернулись, но любимые еще долго ждали нас (Как эхо) Любимые!..
Чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала.Родина!
Разве для смерти рождаются дети. Родина?
Разве хотела ты нашей смерти. Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь.Родина? .
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самос лучшее и дорогое —Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина.
Правда твоя — это наша правда Родина.
Слава твоя — это наша слава-- Родина!
Гаснет свет, на сцену выходят все десять человек. Они исполняют песню: «Журавли» Во время песни юноши и девушки зажигают свечи
Ведущая: Гитлеровские войска отходили всё дальше, наконец, местом военных действий стала фашистская Германия. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. В сражение были введены две дополнительные танковые армии. Враг начал отходить к Берлину. В самом городе бои шли за каждый дом, каждую улицу, в воздухе, на земле и под землёй. Начался штурм рейхстага. Лишь после третьей атаки красноармейцам удалось ворваться в здание и установить над главным подъездом красный флаг - знамя Победы. Среди водрузивших знамя победы над рейхстагом были наши земляки - казахстанцы Рахимжан Кошкарбаев и Илья Сиянов.
Звучит музыка песни «Соловьи»
Чтец: Еще невнятна тишина, еще в патронниках патроны.
И по привычке старшина бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат на окон черные подвалы.
Еще «цивильные» дрожат и не выходят из подвалов
И, тишиною потрясен. Солдат, открывший миру двери.
Не верит в день, в который он Четыре долгих года верил.
Чтец: Ее орлы, се сыны. Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны...
Спит у Мамаева кургана под Сталинградом, сын один.
Другой — средь моря-океана, средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная: медали говорят о том...
А мать все верит, ожидая, что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги с застывшим каменным лицом...
А может этот профиль строгий на камне вырезан резцом?
Звучит песня «На безымянной высоте»
Чтец: В рядах тех. кто приближал Победу, были наши ровесники. Они были сынами полков, партизанами, подпольщиками: многие из них за мужество и бесстрашие были удостоены звания Героя Советского Союза.
На сцене солдатский обелиск. Вечный огонь. Выходят дети с цветами
Чтец: Юные погибшие герои. Юными остались вы для нас.
Мы — напоминание живое, что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть — и нету середины, благодарность вечная вам всем.
Маленькие стойкие мужчины, девочки, достойные поэм.
Сколько вас, веселых и влюбленных по родной земле погребено?!
Вы сегодня в легком шуме кленов, тихо постучавшихся в окно.

Чтец: Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы,
Они стоят, на лицах их покой,
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди.
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти.
Ни каменным, ни бронзовым героя

Чтец: Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Чтец: На груда — ордена, на висках — седина.
Позади боевые походы. Не грусти, старина.
Что украла война ваши лучшие юные годы.

Появляется «ветеран» —ученик в военной форме, грудь — в орденах.

Ветеран: Нас с каждым годом
остается меньше.
Прошедших сквозь свинцовый ад.
Благословляю сыновей и женщин
Сажать сады, выращивать внучат.
Сажать, растить!
Но не затем, чтоб снова
Все это стало жертвою войны.
А чтоб встречалось это проклятое слово лишь в словаре огромной толщины

Чтец: Последний на планете фронтовик
И будет так - неотвратимо будет.
На сцену выйдет в орденах старик -
Последний на планете фронтовик.
И перед ним в порыве встанут люди.
И голосом, спокойным и усталым
Солдат бывалый поведет рассказ.
Как землю эту вырвал из металла.
Как солнце наше сохранил для нас.
И парни будут очень удивляться,
Девчонки будут горестно вздыхать:
«Как это можно умирать в семнадцать,
Как можно в годик маму потерять?!»
И он уйдет, свидетель битвы грозной
С букетом роз и маков полевых.
Запоминайте их пока не поздно,
Пока они живут среди живых!

Чтец: Тем майским светом озарен, под залпами салюта.
Солдат, о мире думал он в ту самую минуту.
О нас, кому дано не знать про Третью мировую:
О нас. кому Отчизна-мать дала судьбу другую.
Чтец: «...Он был далек» -как пелось в старой песне.
Но близок стал и дорог он сейчас, девятым маем в памяти воскреснет
Тот День Победы уж который раз!
Пройдет еще лет 20 или 30, без ветеранов он оставит нас...
Так посмотрите ж в их святые лица!

Чтец: Сквозь шторм свинца, сквозь ураган огня.
Сквозь смерть прошли, не зная брода.
Весь мир не может до сих пор понять.
Как вас хватило на четыре года?
Чтец: Не забудем грозный сорок первый,
Правый и великий сорок пятый,
Как же вы все вынесли, солдаты?
Просто был героем каждый первый!
Просто не вернулся каждый пятый.

Чтец: Что мы знаем о каждом дне войны, смерть породившей?
А может, нам дано вдвойне жить - жить за всех погибших!
Жить и помнить! Жить и чтить! Тех, кто не вернулся с войны.
Тех, кто живет и поныне!
Ведущая: Жизнь! Мы славим величье ее. Жить! Вот благо и счастье людское!
За память, за счастье твое и мое свои жизни отдали герои.
Склоним головы перед памятью величия подвига павших. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.
Ведущая. (Звучит музыка песни «День Победы»)
Да, победа была нелегка, и мы пришли к ней ценой великих человеческих жертв. Прошли дни, годы , десятилетия . Мы не знаем что такое война, наши дети знают о ней по рассказам, из книг (характеристика книжной выставки) Победа была нелегка, и мы пришли к ней ценой великих человеческих жертв. Прошли дни, годы, но каждый раз, возвращаясь памятью к временам Великой Отечественной войны, нас вновь и вновь будет охватывать радость Победы и переполнять горечь наших утрат.
Говорят дети:
. Мир — это утро. полное света и надежд.
. Мир — это цветущие сады и колосящиеся нивы
.Мир — это гул тракторов и комбайнов.
. Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Все:Мир — это жизнь!
Выходят на сцену юноши и девушки с цветами в руках.
1.Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой .
Весной и Трудом, Весной и Миром.
2. Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.
3. Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех. кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.
4. Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.
5. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы. Весны и Труда, Весны и Мира.
6. Это для них мы должны сохранить нашу Землю.
7. Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.
Все: Ветер Победы. Ветер Мира. Ветер Любви.
Звучит песня «День Победы»
Категория: Школьная библиотека | Добавил: ludmila_kuchinskaya
Просмотров: 1038 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru