Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Школьная библиотека

Поэзия Абая
[ Скачать с сервера (23.7 Kb) ] 2015-01-29, 10:55 AM
Поэзия Абая – слово самого народа
(литературная гостиная)
Поэзия Абая — поэзия глубоко оптимистическая и жизнеутверждающая. Только глубокая вера в душевные силы народа, вера в неистребимую силу ЖИЗНИ могла подсказать поэту страстные строки, звучащие как лозунг:
И верь - ты подымишься к лучшей судьбе
Коль разум и совесть проснуться в тебе!
Свою беззаветную и действенную любовь к своему народу Абай показал всей жизнью, которая стала высоким подвигом — поэта - гражданина. Он всегда будет сияющей вершиной в казахской литературе.
У каждого народа есть по-особому святые личности, память о которых живет в сознании благородных потомков. Для казахов Абай является именно такой личностью. Академик Д.С. Лихачев по случаю 175-летия Т.Г. Шевченко сказал: "Великий кобзарь Тарас Шевченко был рожден на счастье украинского народа".
Перефразируя это ёмкое определение о классике украинской литературы, можно с уверенностью сказать, что Абай Кунанбаев был рожден на счастье казахского народа.
Великий поэт казахского народа Абай родился в 1845 году в Чингисских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода Тобыкты.
Отец Абая, суровый степной правитель Кунанбай был старшиной тобыктинского рода. Детство Абая прошли в гнетущей обстановке разлада. Но, к счастью, для Абая, его родная мать Улжан была женщиной замечательных качеств. Её природный ум, сдержанность, рассудительность, исключительная любовь к сыну создали редкий в таких семьях уют родного очага. Улжан выделяла сына из числа остальных своих детей и имя его - Ибрагим - заменила ласкательным Абай, которое осталось за сыном на всю жизнь.
Первоначальное образование Абай получил дома, у наемного муллы, а затем Кунанбай послал сына в семипалатинское медресе Ахмета Ризы. За пять лет учебы в медресе прилежный и необычайно даровитый мальчик сумел познать многое. Всё свободное время он посвящал чтению. Уже в раннем детстве благодаря бабушке Зере, хранительнице живой старины. Абай познакомился с поэтическими легендами, сказками, былинами родного народа. При медресе была богатейшая библиотека, и Абай, познав арабский, персидский языки, прильнул к восточной поэзии. Он был потрясен поэзией Фирдоуси, Навои, Низами, Саади, Джами, провозглашавших право любого человека на счастья, свободу, знания истины. Абай проявляет большой интерес и к русскому языку, русской культуре. Нарушая суровый устав медресе. Абай самостоятельно стал посещать русскую школу В эти же годы Абай начал писать свои первые стихи. СРЕДИ РАННИХ стихов поэта встречаются лирические отрывки, послания, любовные стихи, и описанные под влиянием восточной классической поэзии.
Подражание Востоку
Как яхонт, взорам ты мила,
Ты блещешь мрамором чела.
А шея нежная бела.
Кто создал брови - не пойму!
Хоть был бы тот, кто полонен,
Как встарь Ямшид, и Соломон,
И Искандер всевластен, -он
Не дорог сердцу твоему!
Тебя узрев, с тобой хоть раз
Глазами встретясь, тот же час
Потупим взор ... нет сил у нас ...
Изнемогаем... Почему?
1858г.
Вдумчивый юноша, старательный ученик и начинающий поэт, Абай мог бы извлечь много важного и полезного для своего будущего даже и из "скудной науки медресе". Кунанбай, выделяя сына способностями его среди других сыновей, решил вернуть в аул, чтобы подготовить из него для себя достойного приемника и последователя. Юноша сразу же попал в самую гущу сложных интриг. Абай постигает тончайшие приемы ведение словесных турниров, где оружием служило отточенное остроумие, изворотливость. Втянутый насильно в родовые распри, Абай не мог примириться с несправедливостью и жесткостью отца и часто шел в разрез с интересом и стремлением Кунанбая, вынося справедливые и бесстрашные, беспристрастные решения по многим делам.
Кунанбаю были не по душе новые повадки сына: друзей и советников Абай искал себе в народе среди простых, но мудрых и честных людей. Между хитрым и властным отцом и правдивым непокорным сыном всё чаще серьезные ссоры и стычки. Со временем всё это привело к разрыву.
Абаю исполнилось 28 лет, и он теперь мог определять дальнейшую свою деятельность по велению своего разума. Прежде всего он вернулся к изучении русского языка. Его новыми друзьями стали акыны - певцы - импровизаторы, талантливая казахская молодежь, по преимуществу незнатного рода, и лучшие
представители русской интеллигенции того времени, с которыми он встречался в Семипалатинске.
Послушайте послание Абая к своим сородичам:
Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня-вечный спутник радостей земли.
Так внимай ей чутко и цени, любя!
Если не откроешь ей любовно слух.
Если не постигнешь сокровенный дух.
Не споешь ты песню, не поймешь её!
Но молчать ли песне, если ты к ней глух?
Стих - узор словесный, стих -что кружева.
Пригнанные тесно, в нём поют слова.
Если слова звучно, если мысль верна, -
Не отвергнуть песни, песня век жива!
На 35-ом году жизни Абай вновь возвращается к поэзии, но стихи этого периода он всё ещё распространяет под именами своих друзей. Только летом 1886 года, когда Абаю минуло 40 лет, написав прекрасное стихотворение "Лето", он впервые решился поставить под ним своё имя.
Лето
Лето - солнечная пора!
В тучных, шелковых травах степь,
От душистых цветов пестра:
К полноводной реке аул
На кочевье пришёл с утра...
Остальные 20-ть лет своей жизни Абай изучает народные традиции, обычаи, народное творчество, поэтическое наследие восточных поэтов и русскую классическую литературу.
В годы своей зрелой поэтической деятельности Абай, искрений поэт и верный сын своего народа, пытается открыть ему глаза на причину его страданий; в правдивых острых стихах он обличает и беспощадно бичует пороки феодально - родовой к чиновничьей знати и указывает народным массам на просвещение, как единственный путь к лучшей жизни.
И сам учись, и учи.
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движет век.
Лишённый учеников
Учитель - словно вдовец.
Призвание поэта Абай видел в служении родине, народному благу. Он осуждал общественный порядок, при котором на стороне меньшинства власть и богатство, а большинство обездоленно, подвергается насилию.
В 1888 году в стихотворении "Ноябрь - преддверие зимы..." Абай с негодованием писал:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа;
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану;
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?
А если даст кусок - гляди, длинна у бая плеть
Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати,
Ведь баю жить и богатеть, тебя в могиле тлеть.
Абай осуждал самоуправство феодально - родовой знати, её лицемерие, продажность и корысть. Осмеивая и клеймя праздность знати, её хвастливость, "езду на сороках", он призывал казахов к пониманию общественного долга, требовал, чтобы люди руководствовались в жизни высокими моральными принципами: чтобы отношения между людьми основывались на взаимном уважении, человеколюбии, гуманизме.
"Если б в моих руках была бы власть, - говорил Абай, - я отрезал бы язык всяком, кто говорит, что человек неисправим". Абай учил видеть в человеке добрые начала, стремления, нуждавшиеся в своевременной поддержке и развитии, чтобы затем не спохватиться: "Эх, пропустил я время...".
Об этом Абай писал в своих прозаических "Назиданиях", в мудрых '"Словах"" - "Кара соз", сочинении, где важнейшим средством правильного воспитания человека он назвал приносящий счастье и пользу людям созидательный труд. Абай говорил, что отвергший путь труда и чести теряет всё лучшие, что есть в человеке, отрезает себе крылья:
Никогда не пустится в полет,
Устремляясь в простор голубой,
Тем, кто черной корыстью живет
И не знает заботы другой.
Поэт хотел, чтобы над этим задумались все, а особенно молодые люди, которым он желал быть смелыми, мужественными. Их он страстно призывал защищать передовое.
Прочтя мои слова, обдумай их в тиши!
Награда нам за труд милей, чем барыши.
Корысть позорит нас, нельзя прожить достойно
Без светлого ума, без пламенной души.
Счастливый случай свёл Абая с русскими ссыльными революционерами Михаэлисом, Леонтьевым, знакомство с которыми перешло в большую дружбу. Русские друзья помогли самообразованию Абая, подбирая для него книги и отвечая на его вопросы. Дав ему многое в расширении его знании, сами немало почерпнули у него, пользуясь его глубокими и обширными сведениями по истории, поэзии, поэзии и искусству, экономике и быту народа. Русские ссыльные открыли Абаю новый мир: Россию. Пушкина, Белинского, Герцена, Чернышевского. Он познакомился в подлинниках с произведениями Пушкина, Лермонтова, Салтыкова- Щедрина, Льва Толстого.
В двадцать пятом слове своих "Назиданий" Абай писал: "Наука, знания, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру...
Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получишь его, жизнь твоя станет легче... Узнай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты это достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от унижения".
Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел на казахский язык отрывки из "Евгения Онегина", положил их на музыку. Это было большое событие. Степь запела о Татьяне и Евгении. Переводы Абая стали самыми популярными песнями у казахов.
Кроме Пушкина, Абай Кунанбаев перевел на казахский язык больше десяти басен Крылова, отрывок из поэмы "Демон", "Парус". "Кинжал", "Выхожу один я на дорогу, "Дары Терека" Лермонтова.
Абай находит своеобразное решение доведения до сознания простых казахов, не знавших грамоты, сокровищ мировой литературы.
По степи распространяются в форме устного сказа романы западных и русских писателей, прочитанные Абаем и рассказанные им самим слушателям -сказочникам. Так проникли в степь в устной форме "Три мушкетёра", "Генри Наваррский" А. Дюма, "Хромой бес", "Лесапса", пересказывались романы времен инквизиции, о пионерах - переселенцах американских прерий, множество восточных поэм.
Будучи не только поэтом, но и музыкантом - композитором, Абай создает мелодии к своим стихам из превосходной любовной и пейзажной лирики и к своим переводам.
К этому времени имя Абая становится одним из самых популярных и чтимых народом. Популярность Абая привлекла к нему не только казахов, но и свободомыслящих людей. Длительная и прочная дружба Абая и ссыльных раздражала администрацию края. Об Абае, как опасном для царизма человеке, доносили в Семипалатинск военному губернатору. За аулом Абая был установлен негласный надзор.
Труды и усилия Абая, его светлые взгляды, его презрение ко всем власть имущим, вызвали по отношению к нему лютую ненависть степных феодалов, верных слуг царизма. Они начали грязную и коварную борьбу против Абая. Однако эти темные силы страшились народной любви к Абаю, и поэтому, не смея действовать против него открыто, они избрали коварные и вероломные методы борьбы. Абая стали преследовать, порочить его клеветой, доносили, и, наконец, в 1887 году организовали неудавшееся покушение на его жизнь. Неоднократно пытался убрать Абая и Семипалатинский губернатор. Но, боясь популярности поэта среди казахского народа, опасаясь возмущения масс, он ограничился только изоляцией Абая от его друзей - ссыльных. Власти контролировали или просто задерживали в своих ведомствах переписку поэта и его друзей, поэта со своими читателями. Но все эти меры не смогли отгородить поэта от народа. Непримиримый, прямолинейный и беспощадный обличитель управителей, родовых старшин и всяческих властей. Абай стал мудрым советчиком народа во всех его невзгодах и бедах. За разумными советами Абая, к его бескорыстном и справедливому суду, в спорах стали обращаться целыми племенами и родами. Нередко к нему обращались с просьбой решить сложные междоусобные дела.
Поэтические творения Абая были особенно популярны в народе. На многих собраниях, торжествах, на свадебных празднествах певцы и акыны пели его песни. Юноши объяснялись в любви строками из стихов Абая. Девушки из родного аула Абая, выходя замуж, увозили среди своего приданого рукописные сборники стихов, поэм и наставлений Абая.
Но богачи - баи не могли примириться с той славой, которую получило имя Абая, и они отравляли ему и его друзьям дни труда. Дело доходило до грубых, грязных выходок, глубоко ранивших сердце поэта.
Против Абая настраивали его племянников, клеветой и угрозами отталкивали от Абая его близких, травили его друзей.
В этой мрачной атмосфере злобы и ненависти, тяжелой и непоправимой утратой явилась для Абая смерть его сына Абдрахмана, наследника его дел, образованного и талантливого человека. На его смерть поэт написал много задушевных, печальных стихов.
Мой Абши мужчиною был,
Самым лучшим, честным во всём.
Смелый, искренний, полный сил,
Благородным шел он путем.
Знанья жаждал он день и ночь.
И талантом брал, и умом.
Был защитником бедняков,
Был за честь и правду борцом.
На чужой не зарился труд,
Лишь своим кормился трудом.
Он за дружбу дружбой платил,
Не отказывал ни в чём.
Был он прост и кроток душой.
Никогда не знался со злом.
Никогда боязни не знал,
Ясный свет мы видели в нём.
Беспощадно была судьба,
Горько мы без него живем.
Надломленному тягостной борьбой и горькой, трудной жизнью, преследуемый тупой, злобной толпой феодалов и чиновников, Абаю судьба наносит последний удар: умирает от туберкулеза другой его сын - талантливый поэт Магавья...
Раздавленный несчастьями, упавший духом, больной поэт умирает на шестидесятом году жизни (в 1904г). пережив второго сына на сорок дней.
Великий поэт казахского народа похоронен близ зимовки в долине Жидебай Чингизских гор.
Абай оставил потомкам не только свои стихотворения и песни. В его "Словах назидания" мы находим очень много полезного.
Книга впитала в себе опыт народа, обычаи, традиции, историю, нравственные черты и мысли о человеке и человечестве, о сложном противоречивом мире.
"Слова..." Абая звучат остро и современно и сейчас. Размышление Абая выборе жизненного пути и воспитании детей, о единении людей разных народов и национальностей, о чести и достоинстве, о правде и лжи помогают и осмыслить многое из того, что происходит сегодня.
Я много разных слов сказал.
Обдумав, рифмой их связал.
Дорогу к совести и чести
И к исправленью указал.
Храни, народ мой, слова суть,
Вперед определяя путь.
Встречай со всеми праздник жизни
Достойно, а не как - нибудь.
Викторина
1. Автор книги "Путь Абая" (Мухтар Ауэзов).
2. Талантливый и образованный сын Абая, смерть которого тяжело переживал отец. (Абдрахман)
3. Одно из первых стихотворений Абая, посвященное природе. ("Лето")
4. Название произведения, которое представляет собой наставление мудреца, познавшего законы жизни ("Слова назидания")
5. Настоящее имя Абая? (Ибрагим)
6. Как звали мать и бабушку будущего поэта? (Улжан и Зере)
7. Имя сына Абая, после смерти которого поэт прожил всего 40 дней? (Магавья)
Категория: Школьная библиотека | Добавил: Айнура6577
Просмотров: 4771 | Загрузок: 57 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 1:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru